А.Г. Ивченко — гениальный конструктор

Сб, 12/12/2015 - 17:00

Автор: Крицын Г.Р., Дмитриев С.В. Петров В.В.


В годы работы литейщиком в городе Большой Токмак

Александр Ивченко с женой. 1927 год

Александр Георгиевич с дочерьми: Любой, Люсей и Валей

Награды за доблестный труд во имя Победы

Деловая беседа. Слева направо: А.Н. Зленко, Г.П. Свищев,
А.Г. Ивченко, А. М. Анашкин

А.Г. Ивченко и М.Л. Миль



Выдающиеся русские ученые — Жуковский, Менделеев, Чаплыгин — создали теорию, а Можайский изобрел аэроплан с паровым двигателем. Можайский построил и испытал самолет задолго до братьев Райт. Но история авиации берет свой стремительный отсчет именно с их первого полета, 110-летие которого отмечается в этом году.
Украина вошла в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики — авиационная.

110-летие авиации связано с еще одной значительной датой — 110-летием со дня рождения основателя ГП «Ивченко-Прогресс», генерального конструктора, академика Александра Георгиевича Ивченко.

Александр Георгиевич родился 23 ноября 1903 года в городе Большой Токмак Запорожской области. Его отец, Георгий Ефимович, работал литейщиком на заводе сельскохозяйственного оборудования. Мать, Елизавета Яковлевна, вела домашнее хозяйство. Семья была большая — семь детей. Александр был вторым. Жили скромно, но, несмотря на нужду, дети были окружены заботой и добротой. Открытый нрав, душевное отношение к друзьям, неистощимый юмор — все это досталось Александру от отца и делало его заводилой и лидером в любой компании. С 1914 по 1916 годы Георгий Ефимович был мобилизован на фронт. Вернувшись в Токмак, вновь стал «воевать», но уже за интересы рабочих, возглавив профсоюз металлистов. С большой надеждой и воодушевлением встретили отец и сын революционные события 1917 года. Они оба разделяли великую идею о праве рабочего человека на достойную жизнь.

В 1920 году семнадцатилетний Александр поступает на завод: сначала учеником, а потом, по примеру отца, литейщиком. Благодаря своему веселому, неунывающему характеру, умению общаться с людьми и убежденно говорить, он с первых же дней становится лидером среди молодежи. Его избирают секретарем комсомольской организации. В 1924 году молодого коммуниста Александра Ивченко командируют в Харьков на учебу в Коммунистический институт политпросвета.

Но перспектива комсомольской и партийной работы Александра не привлекала. Он стремился к техническим знаниям, и уже в возрасте 27 лет поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт на рабфак, а затем на факультет двигателей внутреннего сгорания. Учеба давалась нелегко, но выручали трудолюбие и настойчивость. Нужно было еще как-то существовать, зарабатывать на жизнь, обеспечивать семью. И он вместе с женой, Прасковьей Михайловной, также студенткой института, в свободное от учебы время брался за любую работу.

Защитив диплом, инженер Ивченко получил направление на Запорожский моторостроительный завод № 29. Начинал работу инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на заводе. Через год перешел в ОКБ, где и начал свою конструкторскую карьеру под руководством талантливого разработчика авиадвигателей Сергея Константиновича Туманского. Вначале он занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей в качестве рядового конструктора, а затем стал начальником конструкторской бригады, ведущим конструктором по двигателю М-89, мощностью 1500 л.с.

Во время Великой Отечественной войны завод, где Ивченко уже был заместителем главного конструктора, эвакуировали в Омск. На то время в семье Ивченко было трое дочерей. Дни и ночи Александр Георгиевич и его жена Прасковья Михайловна, инженер-литейщик, проводили в холодных цехах. 7 января 1942 года, спустя всего четыре месяца после начала развертывания завода, был изготовлен первый двигатель М-88. Затем трудовому коллективу завода поручают производство другого важнейшего двигателя — АШ-82ФН, устанавливаемого на основные типы самолетов ВВС Советской Армии — истребители генерального конструктора С.А. Лавочкина — Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики ОКБ А.Н. Туполева — Ту-2. Всего за период войны коллективом завода изготовлено более 10 тысяч двигателей М-88Б и более 17 тысяч двигателей АШ-82ФН.

К концу войны в конструкторском отделе завода сформировалась творческая группа талантливых конструкторов: вместе с Ивченко работали А.М. Анашкин, В.А. Лотарев,
А.К. Пантелеев, К.М. Валик, А.А. Долгий и другие. Впоследствии они составили основу будущего опытного конструкторского бюро А. Ивченко.
Правительством страны было принято решение: в освобожденном Запорожье начать восстановление завода с организации ремонта двигателей М-88Б. А. Ивченко, приехав в Запорожье, предложил новое направление в сфере деятельности завода — разработку и производство маломощных поршневых двигателей.

5 мая 1945 года приказом №193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина на заводе №478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен А. Ивченко, а через год он стал главным конструктором.

В начале 1946 года из Омска вернулась значительная часть рабочих. Многих из них сразу же перевели в опытное производство. На протяжении всего 1946 года велось строительство, подбирались кадры, по мере поступления оборудования проводился его монтаж и ввод в эксплуатацию.

Новое КБ выживало в тяжелейших условиях. В первый послевоенный год Запорожье лежало в руинах, не было ни материалов, ни оборудования. Все пришлось «добывать» и «выколачивать». Зимой в цехах было холодно, так как заводская котельная простаивала из-за нехватки топлива. Александру Георгиевичу пришлось бороться с массой проблем. Для обогрева рабочих зимой в цехах ставили «буржуйки». Для решения вопроса нерегулярного энергоснабжения небольшой группой энтузиастов была запроектирована и смонтирована электростанция мощностью 300 киловатт. А еще предстояло решить проблемы устройства людей с жильем, бытом, отдыхом.

Война закончилась, и с нею закончилась гонка за боевыми машинами. С первых шагов деятельности ОКБ Ивченко увидел необходимость переориентации в направлениях развития отечественного авиадвигателестроения. Народному хозяйству страны потребовались небольшие самолеты. Набирало темп вертолетостроение.

Ведущие отечественные КБ занимались разработкой мощных двигателей. И Александр Георгиевич Ивченко увидел незаполненную нишу и предложил серию поршневых двигателей небольшой мощности. Одновременно он позаботился о том, чтобы не просто делать двигатели, а делать их для конкретного потребителя, параллельно с руководством разработками Александр Георгиевич думал и о востребованности новой продукции.

Другие материалы рубрики


  • Едва ли в русской истории можно найти другого государственного деятеля, получившего столь противоречивые оценки. В значительной степени XVI в. можно назвать эпохой Ивана Грозного.
    Русский публицист XIX в. Н.К. Михайловский справедливо писал, что «при чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Однако с течением времени становилось ясно, что государственная машина приказного типа не выдерживает все возрастающей нагрузки, не справляется с задачами, которые ставил перед ней Петр. Первой отказала система местного управления — уездов, непосредственно подчиненных приказам. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Малочисленная же администрация их была не в состоянии выполнить всех распоряжений верховной власти, особенно когда речь шла о бесчисленных денежных, натуральных, отработочных, рекрутских повинностях местного населения. Следствием такого положения стало образование губерний — нового звена управления, возвышавшегося над уездами. В декабре 1707 г. появился соответствующий указ Петра: «Расписать города частьми, кроме тех, которые во 100 верстах от Москвы к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельскому».



  • Цезарь был не только волевым и амбициозным деятелем, мастером военного дела и политических интриг, но также и великим оратором, имеющим большой дар убеждения. Многие речи и распоряжения Цезаря сохранились в его мемуарных «Записках» и трудах античных авторов, а также в эпиграфических надписях, обнаруженных археологическим путем. Ниже приведены некоторые исторические документы, благодаря которым современный читатель может судить о Цезаре по его собственным словам.



  • ...В 1962 г. Ландау была присуждена Нобелевская премия «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия», об этом ему сообщил лично посол Швеции Ульман. Поехать на торжественную церемонию вручения Ландау, естественно, не смог. После аварии Ландау все время находился в угнетенном состоянии, ходил с трудом и жаловался на боли. При попытке заговорить с ним на научные темы он неизменно отвечал: «Я сейчас плохо себя чувствую. Завтра это пройдет и мы поговорим». В марте 1968 г. у Ландау, по-видимому, как отдаленное следствие повреждений при аварии, развился паралич кишечника. Операция не помогла, работа кишечника не восстановилась. Первого апреля 1968 г. Ландау умер от послеоперационного тромба...



  • «От Сан-Франциско до Гонконга» — так называются путевые наброски некоего В.Верещагина, опубликованные в февральском и мартовском номерах журнала «Русская мысль» за 1886 год. В них подробно рассказывается о морском путешествии автора в сентябре — декабре 1884 года из Америки в Японию и Китай. Об этих очерках все исследователи творчества Верещагина упорно умалчивают, принимая в качестве аксиомы утверждение: Верещагин бывал в Японии однажды в 1903 году. Однако в последнее время многие устои биографии Василия Верещагина рушатся под напором ранее не обсуждавшихся фактов, и эти наброски, возможно, помогут пролить свет на самый загадочный и мало исследованный период жизни художника...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В Петербурге Василий Васильевич пробыл не долго. Решив свои дела, повстречался со Стасовым, тоже обратившим внимание на разительные перемены в поведении старого друга. «Он оставался у меня от 3 до 11 вечера, — сообщает Владимир Васильевич своей племяннице В.Д. Комаровой. — Был мил, умнее, любезен, все что угодно, но… прежнего Верещагина уже нет. Прежняя сила, гордость, взбалмошность, непреклонность — пропали. В сто раз мягче стал, многое стал спускать, стушевывать, прощать… Характер прежний и физиономия — сбавились!!!». А перед самым отъездом на Филиппины Верещагин молит Стасова принять на себя роль душеприказчика: «…прошу Вас позаботиться о том, чтобы в случае если умру, утону, буду застрелен и т.п., в возможно скором времени после моей смерти была устроена в Обществе поощрения художеств аукционная продажа моих картин и выручена возможно большая сумма денег моим «детишкам на молочишко». И это пишет человек незаурядной смелости, воли и твердости характера!

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • В журнале «Известия Академии Наук СССР» за 1965 год (том 163, №4, стр. 891-854) была опубликована статья под названием «Некоторые соотношения между физическими константами». Имя автора — Роберто Орос ди Бартини — ничего не говорило читателям этого специализированного физического журнала. Содержание статьи вызвало неоднозначную реакцию в академической среде, а история ее опубликования носит почти детективный характер.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В марте 1937 г. Ландау переезжает в Москву, и здесь, в ИФП, он работает до конца своих дней. Первая научная работа, опубликованная Ландау после перехода в ИФП, была посвящена вопросам ядерной физики. Ландау, развивая идеи Бора, применил методы статистической физики к изучению тяжелых атомных ядер. Он получил количественные оценки для многих наблюдаемых величин, включая ширину ядерных уровней. Работа быстро стала классической в своей области...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Есть люди, читая биографию которых не перестаешь удивляться, сколько всяких невероятных и удивительных событий было в их жизни. Одним из таких людей был сын словацкого дворянина и венгерской графини, борец за свободу и самозваный король, авантюрист и искатель приключений Мориц Август Беньовский (Móric August Beňovský). Он прожил короткую, но такую яркую и насыщенную жизнь, что она своими удивительными приключениями и поворотами судьбы напоминает жизнь литературных героев романов Александра Дюма и Фенимора Купера. Всего за сорок лет, отмерянных для него судьбой, ему довелось столько всего сделать, увидеть и пережить, что этого с лихвой хватило бы на двадцать других жизней. Хорошее представление об этом человеке дает характеристика генерал-прокурора Сената князя Вяземского, которую тот дал Беньовскому после его отправки на Камчатку: «Беньовского во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Началось с венского Кюнстлерхауза, где Василий Васильевич в конце октября 1885 года представил австрийской публике около полутора сотен произведений, в том числе и только что законченные «Евангельский цикл» из шести картин и две картины из задуманной «Трилогии казней». Посетивший экспозицию кардинал Гангльбауер нашел «Святое семейство» и «Воскресение Христово» богохульными и потребовал либо немедленно убрать их из экспозиции, либо закрыть выставку. Верещагин наотрез отказался. Тогда разгневанный князь-архиепископ опубликовал в газетах письмо, обвиняя художника в профанации, подрыве веры «в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим» и призвал паству не принимать участия в этом кощунстве. Скандал только подогрел любопытство обывателей. Народ повалил на выставку толпами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3