А.Г. Ивченко — гениальный конструктор

Сб, 12/12/2015 - 17:00

Автор: Крицын Г.Р., Дмитриев С.В. Петров В.В.


В годы работы литейщиком в городе Большой Токмак

Александр Ивченко с женой. 1927 год

Александр Георгиевич с дочерьми: Любой, Люсей и Валей

Награды за доблестный труд во имя Победы

Деловая беседа. Слева направо: А.Н. Зленко, Г.П. Свищев,
А.Г. Ивченко, А. М. Анашкин

А.Г. Ивченко и М.Л. Миль



Выдающиеся русские ученые — Жуковский, Менделеев, Чаплыгин — создали теорию, а Можайский изобрел аэроплан с паровым двигателем. Можайский построил и испытал самолет задолго до братьев Райт. Но история авиации берет свой стремительный отсчет именно с их первого полета, 110-летие которого отмечается в этом году.
Украина вошла в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики — авиационная.

110-летие авиации связано с еще одной значительной датой — 110-летием со дня рождения основателя ГП «Ивченко-Прогресс», генерального конструктора, академика Александра Георгиевича Ивченко.

Александр Георгиевич родился 23 ноября 1903 года в городе Большой Токмак Запорожской области. Его отец, Георгий Ефимович, работал литейщиком на заводе сельскохозяйственного оборудования. Мать, Елизавета Яковлевна, вела домашнее хозяйство. Семья была большая — семь детей. Александр был вторым. Жили скромно, но, несмотря на нужду, дети были окружены заботой и добротой. Открытый нрав, душевное отношение к друзьям, неистощимый юмор — все это досталось Александру от отца и делало его заводилой и лидером в любой компании. С 1914 по 1916 годы Георгий Ефимович был мобилизован на фронт. Вернувшись в Токмак, вновь стал «воевать», но уже за интересы рабочих, возглавив профсоюз металлистов. С большой надеждой и воодушевлением встретили отец и сын революционные события 1917 года. Они оба разделяли великую идею о праве рабочего человека на достойную жизнь.

В 1920 году семнадцатилетний Александр поступает на завод: сначала учеником, а потом, по примеру отца, литейщиком. Благодаря своему веселому, неунывающему характеру, умению общаться с людьми и убежденно говорить, он с первых же дней становится лидером среди молодежи. Его избирают секретарем комсомольской организации. В 1924 году молодого коммуниста Александра Ивченко командируют в Харьков на учебу в Коммунистический институт политпросвета.

Но перспектива комсомольской и партийной работы Александра не привлекала. Он стремился к техническим знаниям, и уже в возрасте 27 лет поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт на рабфак, а затем на факультет двигателей внутреннего сгорания. Учеба давалась нелегко, но выручали трудолюбие и настойчивость. Нужно было еще как-то существовать, зарабатывать на жизнь, обеспечивать семью. И он вместе с женой, Прасковьей Михайловной, также студенткой института, в свободное от учебы время брался за любую работу.

Защитив диплом, инженер Ивченко получил направление на Запорожский моторостроительный завод № 29. Начинал работу инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на заводе. Через год перешел в ОКБ, где и начал свою конструкторскую карьеру под руководством талантливого разработчика авиадвигателей Сергея Константиновича Туманского. Вначале он занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей в качестве рядового конструктора, а затем стал начальником конструкторской бригады, ведущим конструктором по двигателю М-89, мощностью 1500 л.с.

Во время Великой Отечественной войны завод, где Ивченко уже был заместителем главного конструктора, эвакуировали в Омск. На то время в семье Ивченко было трое дочерей. Дни и ночи Александр Георгиевич и его жена Прасковья Михайловна, инженер-литейщик, проводили в холодных цехах. 7 января 1942 года, спустя всего четыре месяца после начала развертывания завода, был изготовлен первый двигатель М-88. Затем трудовому коллективу завода поручают производство другого важнейшего двигателя — АШ-82ФН, устанавливаемого на основные типы самолетов ВВС Советской Армии — истребители генерального конструктора С.А. Лавочкина — Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики ОКБ А.Н. Туполева — Ту-2. Всего за период войны коллективом завода изготовлено более 10 тысяч двигателей М-88Б и более 17 тысяч двигателей АШ-82ФН.

К концу войны в конструкторском отделе завода сформировалась творческая группа талантливых конструкторов: вместе с Ивченко работали А.М. Анашкин, В.А. Лотарев,
А.К. Пантелеев, К.М. Валик, А.А. Долгий и другие. Впоследствии они составили основу будущего опытного конструкторского бюро А. Ивченко.
Правительством страны было принято решение: в освобожденном Запорожье начать восстановление завода с организации ремонта двигателей М-88Б. А. Ивченко, приехав в Запорожье, предложил новое направление в сфере деятельности завода — разработку и производство маломощных поршневых двигателей.

5 мая 1945 года приказом №193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина на заводе №478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен А. Ивченко, а через год он стал главным конструктором.

В начале 1946 года из Омска вернулась значительная часть рабочих. Многих из них сразу же перевели в опытное производство. На протяжении всего 1946 года велось строительство, подбирались кадры, по мере поступления оборудования проводился его монтаж и ввод в эксплуатацию.

Новое КБ выживало в тяжелейших условиях. В первый послевоенный год Запорожье лежало в руинах, не было ни материалов, ни оборудования. Все пришлось «добывать» и «выколачивать». Зимой в цехах было холодно, так как заводская котельная простаивала из-за нехватки топлива. Александру Георгиевичу пришлось бороться с массой проблем. Для обогрева рабочих зимой в цехах ставили «буржуйки». Для решения вопроса нерегулярного энергоснабжения небольшой группой энтузиастов была запроектирована и смонтирована электростанция мощностью 300 киловатт. А еще предстояло решить проблемы устройства людей с жильем, бытом, отдыхом.

Война закончилась, и с нею закончилась гонка за боевыми машинами. С первых шагов деятельности ОКБ Ивченко увидел необходимость переориентации в направлениях развития отечественного авиадвигателестроения. Народному хозяйству страны потребовались небольшие самолеты. Набирало темп вертолетостроение.

Ведущие отечественные КБ занимались разработкой мощных двигателей. И Александр Георгиевич Ивченко увидел незаполненную нишу и предложил серию поршневых двигателей небольшой мощности. Одновременно он позаботился о том, чтобы не просто делать двигатели, а делать их для конкретного потребителя, параллельно с руководством разработками Александр Георгиевич думал и о востребованности новой продукции.

Другие материалы рубрики


  • Цезарь был не только волевым и амбициозным деятелем, мастером военного дела и политических интриг, но также и великим оратором, имеющим большой дар убеждения. Многие речи и распоряжения Цезаря сохранились в его мемуарных «Записках» и трудах античных авторов, а также в эпиграфических надписях, обнаруженных археологическим путем. Ниже приведены некоторые исторические документы, благодаря которым современный читатель может судить о Цезаре по его собственным словам.



  • ...Про принадлежность М. Грушевского к масонским «ветеранам» свидетельствует и тот факт, что именно он, вместе с Ф. Штейнгелем, представлял киевские ложи на всероссийском масонском конвенте летом 1912 г. в Москве. Наличие в России 14...15 масонских лож давало основание для создания собственной организации, наряду с другими Великими Собраниями. Участник этого тайного собрания А. Гальперн позже свидетельствовал, что между российскими и украинскими ложами разгорелась острая дискуссия по поводу названия организации. Преимущественное большинство Конвента отстаивало название «Великое Собрание России», Грушевский же требовал, чтобы слово "Россия" ни в каком случае в названии не фигурировало. В конце концов было одобрено компромиссное название «Великое Собрание народов России». Следует отметить, что Ф. Штейнгель в этой дискуссии поддерживал российскую сторону. Поэтому не случайно он был избран в верховный совет российской масонской организации.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • «От Сан-Франциско до Гонконга» — так называются путевые наброски некоего В.Верещагина, опубликованные в февральском и мартовском номерах журнала «Русская мысль» за 1886 год. В них подробно рассказывается о морском путешествии автора в сентябре — декабре 1884 года из Америки в Японию и Китай. Об этих очерках все исследователи творчества Верещагина упорно умалчивают, принимая в качестве аксиомы утверждение: Верещагин бывал в Японии однажды в 1903 году. Однако в последнее время многие устои биографии Василия Верещагина рушатся под напором ранее не обсуждавшихся фактов, и эти наброски, возможно, помогут пролить свет на самый загадочный и мало исследованный период жизни художника...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В Петербурге Василий Васильевич пробыл не долго. Решив свои дела, повстречался со Стасовым, тоже обратившим внимание на разительные перемены в поведении старого друга. «Он оставался у меня от 3 до 11 вечера, — сообщает Владимир Васильевич своей племяннице В.Д. Комаровой. — Был мил, умнее, любезен, все что угодно, но… прежнего Верещагина уже нет. Прежняя сила, гордость, взбалмошность, непреклонность — пропали. В сто раз мягче стал, многое стал спускать, стушевывать, прощать… Характер прежний и физиономия — сбавились!!!». А перед самым отъездом на Филиппины Верещагин молит Стасова принять на себя роль душеприказчика: «…прошу Вас позаботиться о том, чтобы в случае если умру, утону, буду застрелен и т.п., в возможно скором времени после моей смерти была устроена в Обществе поощрения художеств аукционная продажа моих картин и выручена возможно большая сумма денег моим «детишкам на молочишко». И это пишет человек незаурядной смелости, воли и твердости характера!

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Военные заслуги Цезаря в 50-е годы до н.э. позитивно повлияли на его репутацию в Риме. Его политический противник Цицерон в одной из официальных речей признает: «Могу ли я быть врагом тому, чьи письма, молва о нем и курьеры всякий день радуют слух мой не слыханными доселе названиями племен, народностей и местностей?» («О консульских провинциях», 22). «Некогда ... природа укрепила Италию Альпами; ведь если бы доступ в нее был открыт полчищам диких галлов, этому городу [Риму] никогда не довелось бы стать оплотом и местопребыванием верховной власти. Теперь же Альпы могут опуститься! Ведь по ту сторону высоких гор, вплоть до Океана, уже нет ничего такого, чего Италии следовало бы бояться» (там же, 34). С галльскими походами Цезаря были связаны еще некоторые мини-открытия. По словам его биографа Светония (56, 6), Цезарь, составляя отчеты сенату, первым стал придавать им вид книги со страницами, тогда как ранее консулы и военачальники писали их на листах сверху донизу. Римский архитектор Витрувий в своем известном трактате «Об архитектуре» (П, 9,14-16) сообщает, что во время боевых действий в Альпах Цезарь открыл для римлян лиственницу, из которой галлы строили свои крепости. Во время второго похода в Германию (54 г.) Цезарем были открыты такие диковинные для римлян виды животных, как большерогий олень («бык с видом оленя»), лоси и зубры.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ... Вернемся, однако, к главному герою нашей статьи. Говоря о деятельности Тотлебена в период между двумя войнами: 1854-1856 и 1877-1878 гг., необходимо, наверное, вспомнить о том, что этот период — время проведения весьма радикальной военной реформы, полностью изменившей принцип формирования российских вооруженных сил. Но, несмотря на занимаемый высокий пост, роль Эдуарда Ивановича в структурных, а не технических преобразованиях армии — весьма скромная. Он не слишком сочувствовал реформам, по мнению некоторых современников даже стремился их тормозить. Надо сказать, что многие талантливые русские военачальники были по своим убеждениям реакционерами...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Мы видели, как Петр заботливо охранял достоинство русской национальности, как высоко держал ее знамя, как, привлекая отовсюду полезных иностранцев, не давал им первых мест, которые принадлежали русским. Петр оставил судьбу России в русских руках. Чтобы такой порядок вещей продолжался, нельзя было ограничиться одним физическим исключением иностранцев; для этого нужно было поступать так, как учил Петр Великий: не складывать рук, не засыпать, постоянно упражнять свои силы, сохранять старых людей способных и продолжать непрестанную гоньбу за новыми способностями... Но что всего хуже, русские люди, оставленные Петром наверху, начинают усобицу, начинают истреблять друг друга... Ряды разредели, на Салтыковых и Черкасских не было благословения Петра Великого, и на праздные места выступают таланты, защищенные также преобразователем, но иностранцы — Остерман и Миних. Можно было помириться с возвышением этих иностранцев, очень даровитых и усыновивших себя России... но нельзя было помириться с теми условиями, которые их подняли и упрочили их значение: перед ними стоял фаворит обер-камергер граф Бирон, служивший связью между иностранцами и верховною властию.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Величайший триумф небесной механики, каковым стало открытие Нептуна, неразрывно связан с именем Леверье.
    Однако историки науки часто умалчивают о том, что научная деятельность Урбена Леверье не всегда была столь безупречно успешной.
    История с открытием Нептуна, являясь самым ярким событием в жизни ученого, имеет и свое не столь триумфальное продолжение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Изменил Павел и административно-территориальное деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и Область Войска Донского. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают центра-лизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также от стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, прояв-лялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Желание узнать внутренний мир Василия Верещагина возникло после того, как я впервые увидел в Севастопольском Художественном музее его великолепный этюд «Японка». После крови, страданий и боли военных полотен, принесших живописцу оглушительную славу, миниатюрная женщина в цветистом кимоно, возле скромных хризантем, казалась воплощением мира и покоя. Не верилось, что эту солнечную вещь создал человек, поставивший цель красками и кистью обнажить жестокую изнанку войн и своими картинами вызвать у людей отчаянный протест изуверскому способу разрешения конфликтов.
    Внимательно знакомясь с литературным творчеством художника, письмами и документами, воспоминаниями современников и историографией, я утверждался в той мысли, что огромный эпистолярный материал, накопившийся более чем за столетие со дня его трагической гибели, так и не раскрывает суть этой неистовой и сложной натуры. Тогда я рискнул, не претендуя на всесторонний и глубокий охват, создать небольшой цикл очерков о некоторых малоизвестных страницах жизни Василия Васильевича Верещагина. И начать решил с истории появления на свет этюдов военных кладбищ, написанных весной 1896 года в Севастополе, поскольку уже сам этот факт открывает нам нового Верещагина...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4