А.Г. Ивченко — гениальный конструктор

Сб, 12/12/2015 - 17:00

Александр Георгиевич с работниками предприятия на демонстрации
7 ноября

Вручение А.Г. Ивченко президентом АН УССР
В.А. Палладиным Государственной премии

Александр Георгиевич с дочерью Наташей

А.Г. Ивченко и О.К. Антонов

Александр Георгиевич с руководителями фирмы «Роллс-Ройс»

В начале 1946 года состоялся первый запуск первенца нового ОКБ — двигателя М-26, в 1947 году он прошел государственные испытания. Этому двигателю, как и всем последующим двигателям ОКБ, постановлением правительства стал присваиваться индекс «АИ» (Александр Ивченко). Он был возрожден лишь в 1997 г., а конструкторский комплекс «Прогресс» получил имя академика А. Ивченко всего четырьмя годами ранее.

А. Ивченко считал, что для дальнейшей жизнедеятельности коллектива нужно было налаживать творческие контакты с конструкторами самолетов и вертолетов. Особенно плодотворным было взаимодействие с конструкторским бюро Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В.
В 1948 г. создается еще один уникальный двигатель — АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р устанавливался на многие модификации Як-12, Як-18. Вертолетным вариантом АИ-14В оснащались винтокрылые машины Камова Ка-15, Ка-18. В том же году за создание новых авиационных моторов А.Г. Ивченко, А.М. Анашкин и В.А. Лотарев были удостоены Государственной (Сталинской) премии.

В послевоенные годы авиация развивалась стремительными темпами. Одним из первых Александр Георгиевич понял: эра поршневых двигателей уходит. Впереди — газотурбинные двигатели.
Ивченко удалось убедить руководство страны, что Запорожское КБ имеет право на существование. Даже тогда, когда Никита Хрущев решил, что авиация Советскому Союзу не нужна и Америку можно достать ракетами, был сохранен костяк трудового коллектива.

Конструкторское бюро Ивченко начинает сотрудничать со знаменитым куйбышевским бюро Кузнецова, создающим мощный газотурбинный двигатель НК-12 для самого большого в мире на то время самолета, первого широкофюзеляжного Ан-22 «Антей». Для мотора, развивающего большую мощность – 12000 л.с., необходим турбостартер, запускающий основной газотурбинный двигатель. Коллектив Ивченко за короткое время создает этот принципиально новый пусковой двигатель – ТС-12.
Затем следует модернизация куйбышевского газотурбинного двигателя ТВ-2 для самолета конструкции Антонова Ан-8. После успешных испытаний турбостартера ТС-12 и модернизации ТВ-2 «верхи» согласились: запорожскому коллективу, руководимому А.Г. Ивченко, под силу и более сложные задания.

И уже в 1954 году в тематический план ОКБ была впервые включена тема по разработке турбовинтового газотурбинного двигателя АИ-20 для пассажирских и транспортных самолетов О.К. Антонова и С.В. Ильюшина. Ивченко удалось положительно решить проблему нехватки квалифицированных кадров. По распоряжению Министерства авиационной промышленности СССР (МАП) в ОКБ было направлено 26 молодых инженеров — выпускников ХАИ 1954 года. В их числе были: Ф.М. Муравченко, Л.А. Ефимчук, М.М. Цофин, Э.П.Цыбульский, В.И. Дашковский, В.Е. Яловенко, А.Я. Ярошенко, В.И. Деденев и многие другие, которые впоследствии стали крупными специалистами в области газотурбинной техники и внесли огромный вклад в создание и становление профессионального конструкторского коллектива.

Обладая большими организаторскими способностями и высокой общей эрудицией, в трудных моментах в работе Ивченко умел сохранить спокойствие и выдержку, разобраться в сути дела и умело организовать весь коллектив на решение трудных задач.
Александр Георгиевич отлично знал весь личный состав ОКБ от руководителей до рядовых исполнителей. Был требовательным руководителем и по-отечески умел позаботиться о людях.
Он был прекрасным тамадой и душой общества на вечерах отдыха своего коллектива. Никогда Александр Георгиевич не стремился к «барьеру» между собой и людьми, независимо от их должности на производстве.

В середине пятидесятых начинается конкурсное соревнование между куйбышевским и запорожским конструкторскими бюро по созданию двигателей нового типа для самолетов Ан-10, Ан-12 и Ил-18.
Для запорожского КБ подобное задание было первым, к тому же сроки были поставлены очень жесткие. Пригодился опыт разработки и доводки турбостартеров. Трудились по 16-18 часов без выходных и праздников. За то время, что КБ Кузнецова создало один двигатель, в КБ Ивченко изготовили и испытали три варианта двигателя
АИ-20. Двигатель конкурентов вышел легче на 120 кг, но показатели надежности у запорожцев оказались выше. На испытаниях все образцы проявили себя прекрасно, стали базовыми и были запущены в серийное производство. От идеи до серии прошло всего два года!

В конце 1957 года двигатель АИ-20 успешно прошел Государственные стендовые испытания, и транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя, поднялся в воздух. Полет прошел удачно. В 1958 году эти двигатели установили и на Ил-18.
В процессе эксплуатации на двигателе АИ-20, на первом в СССР, достигнут самый большой межремонтный ресурс — 8000 часов и назначенный — 22000 часов. Ни один отечественный двигатель не имел такого уникального ресурса.

Эти шедевры двигателестроения на долгое время становятся основной продукцией моторного завода не только в Запорожье, но и в Перми, а бюро Ивченко получает союзный статус. В 1960 г. за создание самолета Ил-18 и двигателя к нему АИ-20 Ильюшину и его соратникам — главному конструктору Ивченко и сотрудникам его бюро Лотареву, Пантелееву, Зленко и Шведченко — была присуждена Ленинская премия.

На базе двигателя АИ-20 были созданы восемь модификаций, они установлены на тысячах летательных аппаратах и используются как в авиации, так и в народном хозяйстве до сих пор.
А.Г. Ивченко добивается в МАП расширения численного состава КБ. В течение 1955-1959 годов в конструкторское подразделение влился мощный поток выпускников Харьковского, Казанского и Московского авиационных институтов. Им-то и пришлось, учитывая опыт предшествующих создателей, спроектировать и внедрить в серийное производство АИ-24 для самолетов Антонова. До сих пор, как его ласково называют, «Старушка» Ан-24 возит пассажиров и грузы на разных континентах планеты.
Александр Георгиевич следил за развитием авиационной мысли в ведущих капиталистических странах: выписывал специальные журналы, изучал их сам и заставлял изучать коллег. Понимая, что нужно знать иностранный язык, учил английский.

Первая деловая поездка Ивченко в Англию в 50-х годах связана с одним курьезным случаем. На заводе «Роллс-Ройс» его не пустили в конструкторское бюро, предложив посмотреть уже готовые двигатели. Александр Георгиевич без разрешения хозяев сам пробрался в КБ. К моменту, когда англичане обнаружили «пропажу», гость успел рассмотреть кульманы и чертежи. «Здесь у них плохо, а здесь нужно позаимствовать», — учил потом Ивченко подчиненных.
Много сделано коллективом ОКБ по инициативе Ивченко по конвертации авиационных двигателей в народное хозяйство.
В начале пятидесятых на предприятии была спроектирована мотопила «Дружба», которая сразу снискала международное признание. В Румынии, например, название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели. «Дружба» выпускается в массовом производстве с 1955 года.
В 1958 году на Брюссельской международной выставке «Дружба» получила первый приз — «Пальмовую ветвь».

В 1962 году по заказу Министерства нефтяной и газовой промышленности в ОКБ создаются газотурбинные двигатели: АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для привода буровых установок.
С 1966 года по 1968 год были разработаны двигательные установки АИ-20С и АИ-23С-1 для судов на подводных крыльях «Буревестник», на воздушной подушке «Сормович» и газотурбохода «Тайфун». Они успешно эксплуатировались на линиях речного и морского пароходств.

Александр Георгиевич уделял большое внимание развитию творчества молодых конструкторов. При нем было создано молодежное ОКБ, которое возглавил выпускник ХАИ 1958 года Александр Чертов. Ими создано, изготовлено и передано спортсменам ДОСААФ семейство гоночных двигателей «СИЧ» для водно-моторного спорта, которые получили заслуженно высокую оценку спортсменов.

В середине 60-х годов настала эра турбореактивной техники с большой степенью двухконтурности. Первенцем нового поколения стал двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для самолета Як-40. Он также стал первым советским двигателем, побывавшим на зарубежной выставке — «ЭКСПО-67» в г. Монреаль, Канада. Под руководством А.Г. Ивченко были заложены основы создания двигателей большой мощности. Но это будет потом. В 1968 году Ивченко не стало…
Он прожил недолгую, но насыщенную событиями жизнь.

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники А.Г. Ивченко был награжден высокими правительственными наградами: трижды орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Ленина, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он лауреат Государственной и Ленинской премий.

Имя и дело его не забыты и память о нем живет. А.Г. Ивченко воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, работающих ныне во многих конструкторских бюро, на заводах и институтах авиационного двигателестроения.

Другие материалы рубрики


  • ...Мир с остготами удалось достигнуть, но он оставался непрочным. Было очевидно, что германцам тесно на отведенной им территории и они не станут ею довольствоваться. Единственный способ обезопасить пределы Византии от их набегов — это указать Теодориху направление экспансии, выгодное империи. Зенон принимает решение отдать остготам не принадлежащую ему Италию. Он рассчитывал, что возведенный им в сан римского патриция и в принципе согласный на положение федерата Теодорих будет там более удобным правителем, чем совершенно независимый Одоакр...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Желание узнать внутренний мир Василия Верещагина возникло после того, как я впервые увидел в Севастопольском Художественном музее его великолепный этюд «Японка». После крови, страданий и боли военных полотен, принесших живописцу оглушительную славу, миниатюрная женщина в цветистом кимоно, возле скромных хризантем, казалась воплощением мира и покоя. Не верилось, что эту солнечную вещь создал человек, поставивший цель красками и кистью обнажить жестокую изнанку войн и своими картинами вызвать у людей отчаянный протест изуверскому способу разрешения конфликтов.
    Внимательно знакомясь с литературным творчеством художника, письмами и документами, воспоминаниями современников и историографией, я утверждался в той мысли, что огромный эпистолярный материал, накопившийся более чем за столетие со дня его трагической гибели, так и не раскрывает суть этой неистовой и сложной натуры. Тогда я рискнул, не претендуя на всесторонний и глубокий охват, создать небольшой цикл очерков о некоторых малоизвестных страницах жизни Василия Васильевича Верещагина. И начать решил с истории появления на свет этюдов военных кладбищ, написанных весной 1896 года в Севастополе, поскольку уже сам этот факт открывает нам нового Верещагина...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В 1962 г. Ландау была присуждена Нобелевская премия «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия», об этом ему сообщил лично посол Швеции Ульман. Поехать на торжественную церемонию вручения Ландау, естественно, не смог. После аварии Ландау все время находился в угнетенном состоянии, ходил с трудом и жаловался на боли. При попытке заговорить с ним на научные темы он неизменно отвечал: «Я сейчас плохо себя чувствую. Завтра это пройдет и мы поговорим». В марте 1968 г. у Ландау, по-видимому, как отдаленное следствие повреждений при аварии, развился паралич кишечника. Операция не помогла, работа кишечника не восстановилась. Первого апреля 1968 г. Ландау умер от послеоперационного тромба...



  • Есть люди, читая биографию которых не перестаешь удивляться, сколько всяких невероятных и удивительных событий было в их жизни. Одним из таких людей был сын словацкого дворянина и венгерской графини, борец за свободу и самозваный король, авантюрист и искатель приключений Мориц Август Беньовский (Móric August Beňovský). Он прожил короткую, но такую яркую и насыщенную жизнь, что она своими удивительными приключениями и поворотами судьбы напоминает жизнь литературных героев романов Александра Дюма и Фенимора Купера. Всего за сорок лет, отмерянных для него судьбой, ему довелось столько всего сделать, увидеть и пережить, что этого с лихвой хватило бы на двадцать других жизней. Хорошее представление об этом человеке дает характеристика генерал-прокурора Сената князя Вяземского, которую тот дал Беньовскому после его отправки на Камчатку: «Беньовского во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Едва ли в русской истории можно найти другого государственного деятеля, получившего столь противоречивые оценки. В значительной степени XVI в. можно назвать эпохой Ивана Грозного.
    Русский публицист XIX в. Н.К. Михайловский справедливо писал, что «при чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В журнале «Известия Академии Наук СССР» за 1965 год (том 163, №4, стр. 891-854) была опубликована статья под названием «Некоторые соотношения между физическими константами». Имя автора — Роберто Орос ди Бартини — ничего не говорило читателям этого специализированного физического журнала. Содержание статьи вызвало неоднозначную реакцию в академической среде, а история ее опубликования носит почти детективный характер.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Величайший триумф небесной механики, каковым стало открытие Нептуна, неразрывно связан с именем Леверье.
    Однако историки науки часто умалчивают о том, что научная деятельность Урбена Леверье не всегда была столь безупречно успешной.
    История с открытием Нептуна, являясь самым ярким событием в жизни ученого, имеет и свое не столь триумфальное продолжение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Однако с течением времени становилось ясно, что государственная машина приказного типа не выдерживает все возрастающей нагрузки, не справляется с задачами, которые ставил перед ней Петр. Первой отказала система местного управления — уездов, непосредственно подчиненных приказам. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Малочисленная же администрация их была не в состоянии выполнить всех распоряжений верховной власти, особенно когда речь шла о бесчисленных денежных, натуральных, отработочных, рекрутских повинностях местного населения. Следствием такого положения стало образование губерний — нового звена управления, возвышавшегося над уездами. В декабре 1707 г. появился соответствующий указ Петра: «Расписать города частьми, кроме тех, которые во 100 верстах от Москвы к Киеву, Смоленску, к Азову, к Казани и к Архангельскому».



  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Про принадлежность М. Грушевского к масонским «ветеранам» свидетельствует и тот факт, что именно он, вместе с Ф. Штейнгелем, представлял киевские ложи на всероссийском масонском конвенте летом 1912 г. в Москве. Наличие в России 14...15 масонских лож давало основание для создания собственной организации, наряду с другими Великими Собраниями. Участник этого тайного собрания А. Гальперн позже свидетельствовал, что между российскими и украинскими ложами разгорелась острая дискуссия по поводу названия организации. Преимущественное большинство Конвента отстаивало название «Великое Собрание России», Грушевский же требовал, чтобы слово "Россия" ни в каком случае в названии не фигурировало. В конце концов было одобрено компромиссное название «Великое Собрание народов России». Следует отметить, что Ф. Штейнгель в этой дискуссии поддерживал российскую сторону. Поэтому не случайно он был избран в верховный совет российской масонской организации.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3