А.Г. Ивченко — гениальный конструктор

Сб, 12/12/2015 - 17:00

Александр Георгиевич с работниками предприятия на демонстрации
7 ноября

Вручение А.Г. Ивченко президентом АН УССР
В.А. Палладиным Государственной премии

Александр Георгиевич с дочерью Наташей

А.Г. Ивченко и О.К. Антонов

Александр Георгиевич с руководителями фирмы «Роллс-Ройс»

В начале 1946 года состоялся первый запуск первенца нового ОКБ — двигателя М-26, в 1947 году он прошел государственные испытания. Этому двигателю, как и всем последующим двигателям ОКБ, постановлением правительства стал присваиваться индекс «АИ» (Александр Ивченко). Он был возрожден лишь в 1997 г., а конструкторский комплекс «Прогресс» получил имя академика А. Ивченко всего четырьмя годами ранее.

А. Ивченко считал, что для дальнейшей жизнедеятельности коллектива нужно было налаживать творческие контакты с конструкторами самолетов и вертолетов. Особенно плодотворным было взаимодействие с конструкторским бюро Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В.
В 1948 г. создается еще один уникальный двигатель — АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р устанавливался на многие модификации Як-12, Як-18. Вертолетным вариантом АИ-14В оснащались винтокрылые машины Камова Ка-15, Ка-18. В том же году за создание новых авиационных моторов А.Г. Ивченко, А.М. Анашкин и В.А. Лотарев были удостоены Государственной (Сталинской) премии.

В послевоенные годы авиация развивалась стремительными темпами. Одним из первых Александр Георгиевич понял: эра поршневых двигателей уходит. Впереди — газотурбинные двигатели.
Ивченко удалось убедить руководство страны, что Запорожское КБ имеет право на существование. Даже тогда, когда Никита Хрущев решил, что авиация Советскому Союзу не нужна и Америку можно достать ракетами, был сохранен костяк трудового коллектива.

Конструкторское бюро Ивченко начинает сотрудничать со знаменитым куйбышевским бюро Кузнецова, создающим мощный газотурбинный двигатель НК-12 для самого большого в мире на то время самолета, первого широкофюзеляжного Ан-22 «Антей». Для мотора, развивающего большую мощность – 12000 л.с., необходим турбостартер, запускающий основной газотурбинный двигатель. Коллектив Ивченко за короткое время создает этот принципиально новый пусковой двигатель – ТС-12.
Затем следует модернизация куйбышевского газотурбинного двигателя ТВ-2 для самолета конструкции Антонова Ан-8. После успешных испытаний турбостартера ТС-12 и модернизации ТВ-2 «верхи» согласились: запорожскому коллективу, руководимому А.Г. Ивченко, под силу и более сложные задания.

И уже в 1954 году в тематический план ОКБ была впервые включена тема по разработке турбовинтового газотурбинного двигателя АИ-20 для пассажирских и транспортных самолетов О.К. Антонова и С.В. Ильюшина. Ивченко удалось положительно решить проблему нехватки квалифицированных кадров. По распоряжению Министерства авиационной промышленности СССР (МАП) в ОКБ было направлено 26 молодых инженеров — выпускников ХАИ 1954 года. В их числе были: Ф.М. Муравченко, Л.А. Ефимчук, М.М. Цофин, Э.П.Цыбульский, В.И. Дашковский, В.Е. Яловенко, А.Я. Ярошенко, В.И. Деденев и многие другие, которые впоследствии стали крупными специалистами в области газотурбинной техники и внесли огромный вклад в создание и становление профессионального конструкторского коллектива.

Обладая большими организаторскими способностями и высокой общей эрудицией, в трудных моментах в работе Ивченко умел сохранить спокойствие и выдержку, разобраться в сути дела и умело организовать весь коллектив на решение трудных задач.
Александр Георгиевич отлично знал весь личный состав ОКБ от руководителей до рядовых исполнителей. Был требовательным руководителем и по-отечески умел позаботиться о людях.
Он был прекрасным тамадой и душой общества на вечерах отдыха своего коллектива. Никогда Александр Георгиевич не стремился к «барьеру» между собой и людьми, независимо от их должности на производстве.

В середине пятидесятых начинается конкурсное соревнование между куйбышевским и запорожским конструкторскими бюро по созданию двигателей нового типа для самолетов Ан-10, Ан-12 и Ил-18.
Для запорожского КБ подобное задание было первым, к тому же сроки были поставлены очень жесткие. Пригодился опыт разработки и доводки турбостартеров. Трудились по 16-18 часов без выходных и праздников. За то время, что КБ Кузнецова создало один двигатель, в КБ Ивченко изготовили и испытали три варианта двигателя
АИ-20. Двигатель конкурентов вышел легче на 120 кг, но показатели надежности у запорожцев оказались выше. На испытаниях все образцы проявили себя прекрасно, стали базовыми и были запущены в серийное производство. От идеи до серии прошло всего два года!

В конце 1957 года двигатель АИ-20 успешно прошел Государственные стендовые испытания, и транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя, поднялся в воздух. Полет прошел удачно. В 1958 году эти двигатели установили и на Ил-18.
В процессе эксплуатации на двигателе АИ-20, на первом в СССР, достигнут самый большой межремонтный ресурс — 8000 часов и назначенный — 22000 часов. Ни один отечественный двигатель не имел такого уникального ресурса.

Эти шедевры двигателестроения на долгое время становятся основной продукцией моторного завода не только в Запорожье, но и в Перми, а бюро Ивченко получает союзный статус. В 1960 г. за создание самолета Ил-18 и двигателя к нему АИ-20 Ильюшину и его соратникам — главному конструктору Ивченко и сотрудникам его бюро Лотареву, Пантелееву, Зленко и Шведченко — была присуждена Ленинская премия.

На базе двигателя АИ-20 были созданы восемь модификаций, они установлены на тысячах летательных аппаратах и используются как в авиации, так и в народном хозяйстве до сих пор.
А.Г. Ивченко добивается в МАП расширения численного состава КБ. В течение 1955-1959 годов в конструкторское подразделение влился мощный поток выпускников Харьковского, Казанского и Московского авиационных институтов. Им-то и пришлось, учитывая опыт предшествующих создателей, спроектировать и внедрить в серийное производство АИ-24 для самолетов Антонова. До сих пор, как его ласково называют, «Старушка» Ан-24 возит пассажиров и грузы на разных континентах планеты.
Александр Георгиевич следил за развитием авиационной мысли в ведущих капиталистических странах: выписывал специальные журналы, изучал их сам и заставлял изучать коллег. Понимая, что нужно знать иностранный язык, учил английский.

Первая деловая поездка Ивченко в Англию в 50-х годах связана с одним курьезным случаем. На заводе «Роллс-Ройс» его не пустили в конструкторское бюро, предложив посмотреть уже готовые двигатели. Александр Георгиевич без разрешения хозяев сам пробрался в КБ. К моменту, когда англичане обнаружили «пропажу», гость успел рассмотреть кульманы и чертежи. «Здесь у них плохо, а здесь нужно позаимствовать», — учил потом Ивченко подчиненных.
Много сделано коллективом ОКБ по инициативе Ивченко по конвертации авиационных двигателей в народное хозяйство.
В начале пятидесятых на предприятии была спроектирована мотопила «Дружба», которая сразу снискала международное признание. В Румынии, например, название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели. «Дружба» выпускается в массовом производстве с 1955 года.
В 1958 году на Брюссельской международной выставке «Дружба» получила первый приз — «Пальмовую ветвь».

В 1962 году по заказу Министерства нефтяной и газовой промышленности в ОКБ создаются газотурбинные двигатели: АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для привода буровых установок.
С 1966 года по 1968 год были разработаны двигательные установки АИ-20С и АИ-23С-1 для судов на подводных крыльях «Буревестник», на воздушной подушке «Сормович» и газотурбохода «Тайфун». Они успешно эксплуатировались на линиях речного и морского пароходств.

Александр Георгиевич уделял большое внимание развитию творчества молодых конструкторов. При нем было создано молодежное ОКБ, которое возглавил выпускник ХАИ 1958 года Александр Чертов. Ими создано, изготовлено и передано спортсменам ДОСААФ семейство гоночных двигателей «СИЧ» для водно-моторного спорта, которые получили заслуженно высокую оценку спортсменов.

В середине 60-х годов настала эра турбореактивной техники с большой степенью двухконтурности. Первенцем нового поколения стал двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для самолета Як-40. Он также стал первым советским двигателем, побывавшим на зарубежной выставке — «ЭКСПО-67» в г. Монреаль, Канада. Под руководством А.Г. Ивченко были заложены основы создания двигателей большой мощности. Но это будет потом. В 1968 году Ивченко не стало…
Он прожил недолгую, но насыщенную событиями жизнь.

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники А.Г. Ивченко был награжден высокими правительственными наградами: трижды орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Ленина, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он лауреат Государственной и Ленинской премий.

Имя и дело его не забыты и память о нем живет. А.Г. Ивченко воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, работающих ныне во многих конструкторских бюро, на заводах и институтах авиационного двигателестроения.

Другие материалы рубрики


  • ...Изменил Павел и административно-территориальное деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и Область Войска Донского. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают центра-лизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также от стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, прояв-лялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Есть люди, читая биографию которых не перестаешь удивляться, сколько всяких невероятных и удивительных событий было в их жизни. Одним из таких людей был сын словацкого дворянина и венгерской графини, борец за свободу и самозваный король, авантюрист и искатель приключений Мориц Август Беньовский (Móric August Beňovský). Он прожил короткую, но такую яркую и насыщенную жизнь, что она своими удивительными приключениями и поворотами судьбы напоминает жизнь литературных героев романов Александра Дюма и Фенимора Купера. Всего за сорок лет, отмерянных для него судьбой, ему довелось столько всего сделать, увидеть и пережить, что этого с лихвой хватило бы на двадцать других жизней. Хорошее представление об этом человеке дает характеристика генерал-прокурора Сената князя Вяземского, которую тот дал Беньовскому после его отправки на Камчатку: «Беньовского во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Военные заслуги Цезаря в 50-е годы до н.э. позитивно повлияли на его репутацию в Риме. Его политический противник Цицерон в одной из официальных речей признает: «Могу ли я быть врагом тому, чьи письма, молва о нем и курьеры всякий день радуют слух мой не слыханными доселе названиями племен, народностей и местностей?» («О консульских провинциях», 22). «Некогда ... природа укрепила Италию Альпами; ведь если бы доступ в нее был открыт полчищам диких галлов, этому городу [Риму] никогда не довелось бы стать оплотом и местопребыванием верховной власти. Теперь же Альпы могут опуститься! Ведь по ту сторону высоких гор, вплоть до Океана, уже нет ничего такого, чего Италии следовало бы бояться» (там же, 34). С галльскими походами Цезаря были связаны еще некоторые мини-открытия. По словам его биографа Светония (56, 6), Цезарь, составляя отчеты сенату, первым стал придавать им вид книги со страницами, тогда как ранее консулы и военачальники писали их на листах сверху донизу. Римский архитектор Витрувий в своем известном трактате «Об архитектуре» (П, 9,14-16) сообщает, что во время боевых действий в Альпах Цезарь открыл для римлян лиственницу, из которой галлы строили свои крепости. Во время второго похода в Германию (54 г.) Цезарем были открыты такие диковинные для римлян виды животных, как большерогий олень («бык с видом оленя»), лоси и зубры.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Дэвид Ллойд Джордж был первым и пока единственным премьер-министром Великобритании — валлийцем по происхождению. Будущий граф Двайфор родился 17 января 1863 г. в Манчестере, где его отец Уильям Джордж работал школьным учителем. В марте 1963 г. слабое здоровье вынудило мистера Джорджа оставить городскую жизнь, вернуться в родную деревню и заняться работой на ферме. Увы, это не помогло, год спустя он умер от пневмонии, а его вдова Элизабет Джордж вместе с тремя детьми — Мэри, Дэвидом и Уильямом — нашла приют у своего брата Ричарда Ллойда, который держал небольшую сапожную мастерскую в деревушке Лланистадви близ городка Криччита (графство Карнарвон, Северный Уэльс). Дядя с материнской стороны заменил Дэвиду отца, и мальчик принял решение носить его фамилию наряду с отцовской.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Величайший триумф небесной механики, каковым стало открытие Нептуна, неразрывно связан с именем Леверье.
    Однако историки науки часто умалчивают о том, что научная деятельность Урбена Леверье не всегда была столь безупречно успешной.
    История с открытием Нептуна, являясь самым ярким событием в жизни ученого, имеет и свое не столь триумфальное продолжение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Желание узнать внутренний мир Василия Верещагина возникло после того, как я впервые увидел в Севастопольском Художественном музее его великолепный этюд «Японка». После крови, страданий и боли военных полотен, принесших живописцу оглушительную славу, миниатюрная женщина в цветистом кимоно, возле скромных хризантем, казалась воплощением мира и покоя. Не верилось, что эту солнечную вещь создал человек, поставивший цель красками и кистью обнажить жестокую изнанку войн и своими картинами вызвать у людей отчаянный протест изуверскому способу разрешения конфликтов.
    Внимательно знакомясь с литературным творчеством художника, письмами и документами, воспоминаниями современников и историографией, я утверждался в той мысли, что огромный эпистолярный материал, накопившийся более чем за столетие со дня его трагической гибели, так и не раскрывает суть этой неистовой и сложной натуры. Тогда я рискнул, не претендуя на всесторонний и глубокий охват, создать небольшой цикл очерков о некоторых малоизвестных страницах жизни Василия Васильевича Верещагина. И начать решил с истории появления на свет этюдов военных кладбищ, написанных весной 1896 года в Севастополе, поскольку уже сам этот факт открывает нам нового Верещагина...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Путешествие начинает в Бремене с визита к известному немецкому критику Юджину Цабелю — автору обширной монографии (на русский язык не переводилась) о нем. В дружеской беседе художник рассказывает: весной 1898 года сорокалетний помощник министра военно-морских сил США Теодор Рузвельт из «золотой молодежи» и отчаянных сынов диких прерий сформировал добровольческий кавалерийский батальон «Буйные всадники». С этими парнями отправился покорять Кубу. Взятием Сен-Жуанских высот будущий президент личной отвагой добыл себе чин полковника, всеобщее признание героя войны и безграничную любовь женщин, единодушно признавших его одним из храбрейших мужчин Америки. Вот об этих подвигах теперь уже действующего двадцать шестого президента США он и намеревается написать большое полотно.
    Впечатлениями от недавнего путешествия в Восточную Азию художник делиться не стал, обмолвившись, что нашел там много немецкого: кораблей, банков, складов. Выглядел Верещагин, по мнению Цабеля, неважно. Сильно постарел, «выражение лица — утомленное, борода почти седая».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Европа в целом благосклонно оценивает «1812 год», но былого всеобщего восторга, как при показе Туркестанских, Балканских и Индийских полотен в 70-е годы, теперь нет. Почти за десятилетний перерыв в общении с европейской публикой многое изменилось. Умами современной молодежи, да и старшего поколения, начинают прочно овладевать модернистские течения и, прежде всего, импрессионисты.
    Чтобы возвратить утраченные позиции, Верещагину теперь как никогда нужна моральная поддержка. Но по горячности и невыдержанности характера он давно дистанцировался от передовых российских художников, многие годы находился в разрыве с влиятельным критиком и покровителем его таланта Владимиром Васильевичем Стасовым. Прервал связь с Иваном Николовичем Терещенко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В марте 1937 г. Ландау переезжает в Москву, и здесь, в ИФП, он работает до конца своих дней. Первая научная работа, опубликованная Ландау после перехода в ИФП, была посвящена вопросам ядерной физики. Ландау, развивая идеи Бора, применил методы статистической физики к изучению тяжелых атомных ядер. Он получил количественные оценки для многих наблюдаемых величин, включая ширину ядерных уровней. Работа быстро стала классической в своей области...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4