Американские дальние истребители сопровождения 40х-50х годов. Часть 2

Ср, 06/10/2015 - 16:45

Ночной перехватчик F3D-2N из эскадрильи VMF(N)-513 «Flying Nightmares» на аэродроме Пхентек, Корея, 1953

Советский опытный истребитель сопровождения МиГ-15Сбис №53210114 с 600-литровыми подвесными баками имел дальность чуть более 2200 км

Решить задачу эффективного прикрытия бомбардировщиков не удалось и на этот раз. Хотя МиГ-15 не бы
ли оснащены РЛС, то обстоятельство, что бои шли над своей (точнее, китайской и северокорейской) территорией, позволило организовать управление групповыми действиями перехватчиков с использованием наземных радиолокационных станций. Над важнейшими объектами, подвергавшимися американским налетам, ночью были созданы сплошные прожекторные поля. Лишь тяжелая облачность в безлунную ночь теперь могла позволить В-29 прорваться к целям. Преимущество МиГ-15 в скорости и наборе высоты играло решающую роль, к тому же они начали оснащаться системами инструментальной посадки ОСП-48 и станциями предупреждения об облучении РЛС противника СПО-1 «Сирена», которые лишили пилотов F-94 и F3D фактора внезапности.

Создание эффективной тактики управления перехватчиками ночью позволило командованию развернутого на китайско-корейской границе 64-го истребительного авиакорпуса ПВО СССР добиться того, что при меньшей численности самолетов в ночных воздушных боях количество перехватчиков, действующих на одном направлении, было больше, чем число американских истребителей прикрытия в этой же зоне. Противник пытался наладить управление группами ночных истребителей, но подводить близко к побережью оснащенные радарами и мощными радиостанциями боевые корабли оказалось рискованно. Тогда был сделан специальный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления VB-29, на котором в большом обтекателе над фюзеляжем установили мощную РЛС. Она отслеживала и чужие, и свои самолеты, определяя их принадлежность и параметры траектории, а группа боевого управления на борту летающего командного пункта сообщала по радио пилотам истребителей сопровождения воздушную обстановку, помогала определить принадлежность целей и наводила их на противника. Но низкая надежность оборудования и отсутствие автоматизации процесса управления воздушной группировкой, которая могла достигать нескольких десятков истребителей и до сотни бомбардировщиков, не позволяла применять такие воздушные командные пункты достаточно эффективно.

В Советском Союзе работы проблемой прикрытия создаваемого флота тяжелых бомбардировщиков Ту-4 шли далеко не так интенсивно, как в США. Собственно говоря, они продолжались по инерции после опытов использования для этого обычных средних бомбардировщиков в годы Отечественной войны. Тогда для этого на незначительном количестве самолетов A-20G «Бостон» (см. НиТ №2 2011г.) был установлен довольно примитивный радиолокатор «Гнейс-2», а в 1946 г. его усовершенствованный вариант «Гнейс-5» смонтировали на нескольких средних бомбардировщиках Ту-2. Тактика была такая же, как у американцев — выход в заданный район перед проходом бомбардировщиков, блокада аэродромов и расчистка воздуха. С августа 1944 г. оснащенный самолетами «Бостон» с локаторами 45-й авиаполк особого назначения выполнил до тысячи боевых вылетов, но сбил только два вражеских Не-111 и один десантный планер. Атаковать немецкие ночные истребители не удавалось, а теперь против новых американских самолетов сопровождения обычный Ту-2 с локатором и вовсе мало чего стоил.

Итак, задачу защиты самолетов стратегической авиации от атак перехватчиков класса МиГ-15 или F-86 решить не удалось даже на каких-то отдельных участках маршрута. Но ведь теперь было необходимо обеспечить надежное прикрытие атомных бомбардировщиков прямо над целью, причем она теперь могла находиться на другом континенте. Раз создать истребитель сопровождения с такой дальностью оказалось невозможно, оставался единственный выход — взять его с собой на борт бомбардировщика, выпустить в самостоятельный полет в нужный момент, а затем принять обратно и доставить на свою базу. О таких «паразитных», как тогда их называли, истребителях наш следующий рассказ.