Архитектура Третьего Рейха. Часть 1

Втр, 03/25/2014 - 20:02

Альберт Шпеер в 1936 г.

Эскиз здания, выполненный Гитлером в 20-е годы
ХХ века

Эскиз триумфальной арки в обработке Шпеера, 1936 г.

Эскиз купольного дворца в обработке Шпеера, 1936 г.

Для показа Гитлеру двухметровый макет Триумфальной арки располагался на метровом постаменте. Кадр из док. фильма канала “Дискавери”

-

«Ваш муж будет строить для меня такие дома, каких уже не бывало несколько тысячелетий», — тирада главы Германского государства в первый же день его знакомства с женой Альберта Шпеера на одном из балов нацистской верхушки в 1934 году

Любая история того или иного развития события несет в себе печать своего времени, на протяжении которого оно развивалось, и это время больше никогда не повторится именно так, как это уже было раз. Вот и начало 30-х годов прошлого века ознаменовало собой целый ряд таких широко известных исторических моментов в развитии человечества. Но, заглядывая на обложку книги истории и перелистывая ее страницы, часто можно упустить из виду ее отдельные абзацы — и именно те абзацы, которые иногда раскрывают тонкости как основного, так и даже второстепенного события, существование которых теряется под толщей истории.
Пожалуй, осталось не до конца осознанным одно такое событие, сыгравшее свою едва заметную, но вполне увесистую роль в истории всей Второй мировой войны — безумное расточительство одного технократа, сорившего как государственным бюджетом, так и миллионами человеческих жизней, тем более, что и первое, и второе для него вполне разрешала наука, а современная ему техника уже позволяла все это претворять в жизнь.
А еще он желал, чтобы камни говорили о нем тысячелетия спустя после него. Этого не свершилось…

Итак, камни должны говорить

«Каждое великое время, — заявил Гитлер в 1938 г. на открытии выставки архитектуры и художественных ремесел в Мюнхене, — находит свое выражение в своих строениях. Народы переживают великие времена внутри себя, но эти времена проявляют себя и внешне. И эти проявления более убедительны, чем произнесенное слово: это слово в камне... Со времен создания наших соборов мы впервые наблюдаем здесь действительно великую архитектуру…, которая выходит далеко за рамки повседневности и ее запросов. Она может выдержать критическую проверку тысячелетий и на многие тысячи лет стать гордостью нашего народа, создавшего эти произведения... Окончательную оценку этим произведениям дадут века, а не мелкие повседневные явления... В эти часы перед глазами широкой общественности будут впервые сняты покровы с произведений, которым суждено определять облик не десятилетий, а веков!..» Не очень коротко, но все ясно — без тысячелетий не обойтись.

К тому же, пройдясь в этой своей речи по профессуре как таковой, не способной распознать современного им гения, Гитлер косвенно попытался выразить своим слушателям точку зрения знатока, осознающего себя великим созидателем будущего. Будучи убежденным, что его юный талант в 1908 г. венские профессора окончательно не смогли как следует распознать, он неоднократно возвращался к больному для него вопросу двойного провала при поступлениях в одну и ту же художественную академию, так обратился к гостям выставки и в этот раз. «Если наши преподаватели… как правило, не могут выявить талант и отвергают его как посредственность, — говорит он вновь, но уже 10 мая 1942 г. во время своих знаменито-нудных ночных «застольных разговорах», — то причина этого заключается в том, что гения в принципе может распознать только человек, равный ему по величию». Говоря русской поговоркой, нет пророка в своем отечестве. Коль современники не распознали, так только время укажет на гения — помогут тысячелетия… Здесь в логике Гитлеру не откажешь.

Но вот время прошло, старое.

И наступило для него время иное, новое. И уже профессора, другие, оценивают его творчество по-иному. Так, Герман Нассе, профессор Академии изобразительных искусств в Мюнхене, в 1936 г. написал, что акварели Гитлера, написанные им на фронте во время Первой мировой войны, являются «свидетельством несомненного дарования Гитлера как художника». Причем, например, «Развалины собора в Мессинге» заслужили следующего его отзыва: «Здесь картины ужасного разрушения стали художественным образом. Это не воспевание руин и не военная романтика, а серьезное и потрясающее предостережение, выраженное словами художника». И кто тогда мог бы подумать, что руины все-таки заинтересуют Гитлера — но какие руины! А рисовал здания Гитлер много и густо. И даже чертил.

«Я рисовал всегда ровно столько, чтобы мне хватало на самое необходимое», — это уже говорит Гитлер. Но архитектурные проекты, свое «самое ценное достояние», он, по собственным словам, не продавал, в отличие от картин.

Венский парламент и мюнхенский «Хофброй» Гитлер рисовал так часто, что мог с фотографической точностью изобразить их по памяти. Размеры знаменитых мостов, башен, ворот и фасадов он выучил наизусть, о чем свидетельствуют такие специалисты, как Альберт Шпеер. Мало того, практически все знаменитые архитекторы Австрии, Германии и Франции, с которыми впоследствии общался Гитлер, вспоминали, как были сильно поражены его знаниями даже мелких деталей архитектуры этих городов, причем знания Гитлера распространялись не только на особенности построек современного ему времени, но и периодов разработки архитектурных проектов и начала строительства, после которых иногда, во время стройки или перепланировок, происходили текущие изменения в расположении комнат, дверей или целых залов, о чем молодое поколение архитекторов и не знало.


Вид на купольный дворец с оси запад-восток. Кадр из документального фильма канала “Дискавери”

Макет перестроенного Берлина, созданный в 1939 г. Внизу и вверху снимка видны ж/д вокзалы. Купольный дворец отделяет от триумфальной арки та самая 5-километровая улица шириной в 120 метров. В центре снимка виден непонятный для Шпеера куб

Кстати, если вы собираетесь связать свою жизнь со строительством и хотите овладеть искусством составления смет, то вам пригодятся курсы смета ру. Эти курсы проходят по программе "Ценообразование и сметное дело в строительстве".

И все же можно привести один характерный эпизод, демонстрирующий детальные знания Гитлера в этой области его увлечений. В марте 1938 г., во время торжественного обеда с участием Гитлера по случаю присоединения Австрии к рейху, один из участников спросил венского бургомистра Нойбахера, какова ширина Дуная в определенном месте Вены. Тот ответить не смог. Гитлер, до этого момента пребывавший в приподнятом настроении, немедленно назвал точную ширину в метрах и был настолько возмущен незнанием Нойбахера, что весь вечер после этого, несмотря на только что достигнутый им политический триумф, был в плохом расположении духа.

У секретарши Гитлера, присутствовавшей при многих разговорах и лично знавшей многих людей, сложилось впечатление, что познания Гитлера в вопросах архитектуры были «поразительны». «Я видела многих знаменитых архитекторов, — рассказывала она, — которые были... буквально обескуражены его знаниями».

Эти его «поразительные» знания — вовсе не плод воспаленного ума Гитлера. Уже начиная с осени 1907 г., когда ему не удалось с первой попытки поступить на учебу в художественную академию, Гитлер, несмотря ни на что, все же остался верен своим замыслам, продолжая мечтать стать когда-нибудь архитектором. Уже тогда ему постоянно видятся громадные монументальные сооружения, в которых он хочет доказать тем непросвещенным профессорам, кого они потеряли. Планы Вены и Парижа Гитлер внимательно изучил еще в годы своей юности и мог правильно сделать чертежи частей городов с соблюдением всех масштабов. Однажды он сделал для себя вывод, что представительские здания и монументы должны быть видны со всех сторон, а это могло быть достигнуто, в первую очередь, большими размерами.

И даже в 1945 г., вплоть до своего бесславного конца, он продолжал проектировать монументальные здания, «каких уже не бывало несколько тысячелетий». Политик? Архитектор? Шпеер сумел найти свой ответ на эти два вопроса, но на это ему потребовалось двадцать лет раздумий в тюрьме. И мы еще дойдем до его абсолютно неожиданного ответа. А пока, в 1907 г., гитлеровские архитектурные проекты гигантов только-только начинают говорить…

Другие материалы рубрики


  • Прежде всего вы должны понимать, что этапы строительства кровли - от каркаса крыши до установки антенн и солнечных батарей - связаны между собой. Например, от типа кровельного материала зависит конструкция стропильной системы и кровельного пирога. Гидроизоляционным слоем некоторые пренебрегают, а ведь он обеспечивает микроклимат в вашем доме и влияет на здоровье живущих в нем людей. Стоит утеплять чердак или нет? Паши предки не считали нужным тратиться на нежилые помещения, однако современные технологии рекомендуют их утепление. Почему?
    Давайте коснемся всех этапов работ, остановимся на самых типичных огрехах, которые допускаются при строительстве.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Каждому времени  — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту  — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю  — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное… Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки  — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
    Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.



  • Практически все батареи тяжелых 105- и 128-мм зениток были сосредоточены в ПВО Рейха, защищая от налетов авиации важнейшие промышленные предприятия и крупные города, и практически не использовались в полевых войсках ПВО.
    Вообще же система организации и подчиненности зенитных подразделений Третьего Рейха была довольно сложной. Объясняется это тем, что еще в середине 30-х годов, в самом начале зарождения Люфтваффе, его шеф — Герман Геринг — подгреб под себя все, что летает, а также почти все, что было так или иначе связано с воздухом. Именно поэтому Германия так и не обзавелась флотской авиацией, имевшейся во всех странах мира, по той же причине почти все зенитки также находились в составе Люфтваффе. До войны на территории Третьего Рейха были образованы так называемые Авиационные Округа (Luftgau-Kommando), которым принадлежала вся зенитная артиллерия.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Следует отметить, что гигантомания захватила умы архитекторов всех ведущих держав тех времен. Естественно, Гитлер ревностно относился к своему лидерству в этом вопросе.
    Но, как ни странно, в долгожданном Купольном дворце своеобразно проявилась тенденция Гитлера осуществлять намеченные ранее планы без корректировки на текущий момент — если в годы его молодости это было бы самым высоким сооружением в мире, то к моменту начала осуществления своих планов Гитлер уже был далеко не лидер. Построенный еще в 1931 г. Уильямом Лэмлом небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке уже насчитывал 102 этажа и имел высоту 380 метров.
    И вот что удивительно — Гитлер на этот небоскреб вообще не ориентировался как на достойную цель, которую надо было во что бы то ни стало превзойти. Его удручало совсем иное и совсем не там! Советский Союз — вот был достойный ему конкурент для завоевания места под ярким блеском архитектуры.
    Значительно больше, чем проблемы реконструкции Берлина, Гитлера до июня 1941 г. тревожил тот факт, что И.В. Сталин собирался воздвигнуть в Москве в честь вождя революции Дворец Советов высотой более 300 метров с монументом В.И. Ленину...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Легенды и мифы традиционно занимают не последнее место в умах людей. Своей красотой, героизмом и романтикой они выгодно отличаются от обыденной реальности и составляют неотъемлемую часть гражданской и исторической самоидентификации как целых народов, так и жителей городов и сел едва ли не каждой страны мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Многие знают, как нелегко бывает подобрать плитку для ванной, особенно учитывая не только собственные желания, но имеющиеся возможности. Обращаясь к каталогам предлагаемой продукции или подбирая нужные комбинации в магазинах, многие тратят большое количество времени и средств.
    Развитие интернет маркетинга значительно упростило данную ситуацию, позволяя не только подбирать в ванную комнату плитку нужного дизайна и расцветки, но и оставлять собственные заказы. Для жителей крупных городов такой сервис очень удобен в плане экономии времени и удобства обслуживания. А практически безграничный выбор самых различных решений в подборе позволяет находить самые неожиданные решения.



  • Стихийное бедствие, обрушившееся на Японию 11 марта 2011 года, называют землетрясением Тохоку — на этот северо-восточный регион Японии пришелся самый мощный удар. Чтобы защитить Тохоку от будущих цунами, токийский архитектор Киитиро Сако разработал проект «небесной деревни», который имеет шансы на реализацию.


  • Основанная в 1985 году компания Pruszynski (Польша) начала с изготовления аксессуаров, выполненных из металла. Тогда же, переживая динамический рост, был избран план развития компания, основное направление — это выпуск материалов для кровли и фасада.
    Все годы существования компании Pruszynski основной упор всегда делался на модернизацию производства и повышение уровня квалификации работников. Эти моменты также дополнялись продуманным выбором поставщиков стального сырья от крупнейших металлургических гигантов, известных во всем мире выпуском высококачественного кровельного металла. С таким подходом можно давать гарантии на долговечность своей продукции, так как она подкреплена высоким  качеством. Благодаря этому изделия Pruszynski успешно конкурируют на рынке фасадных и кровельных материалов


  • Что главное при выборе мебели? Как минимум раз в жизни каждый сталкивается с подобным вопросом! Ведь новая мебель, как правило, это удовольствие не из дешёвых. Оно требует ответственного и внимательного подхода к деталям и не прощает посредственности.
    Когда вы готовы к приобретению мебели, перед вами встает два принципиальных в этом деле вопроса – это цена и качество предлагаемой вам продукции.



  • Итак, попытаемся мысленно побывать в будущем городе Гитлера, и уж конечно, не как илоты, которых решили «задавить» увиденной мощью рейха, на что планировал Гитлер. Кстати, говорят, американские небоскребы также почему-то имеют свойство «давить» на впервые попавшего в Америку…

    …Центральный ж/д вокзал должен был начинаться с юга Парадной улицы Гитлера: уже издалека был бы виден его стальной каркас, обшитый медными пластинами и выложенный стеклянными листами. Благодаря этому он мог выгодно отличаться от прочих каменных громад Берлина. Вокзал предполагал один над другим четыре уровня, соединенных эскалаторами и лифтами, и должен был превзойти нью-йоркский Гранд-Централ-Терминал.
    Выйдя с вокзала, гости государственного уровня спускались бы по широкой наружной лестнице. Подразумевалось, что они, как и выходящие из вокзала простые пассажиры, будут потрясены грандиозным зрелищем раскрывающейся перед ними панорамы Берлина и тем самым раздавлены, вернее сказать, морально убиты мощью рейха. Вокзальная площадь в 1000 метров длины и 330 метров ширины была бы, наподобие египетской дороги от Карнака до Луксора, обрамлена трофейным оружием.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5