Безнравственность и наука

Ср, 03/19/2014 - 18:19

Стэнли Понс (слева) и Мартин Флейшман — авторы теории холодного ядерного синтеза

Микрофотографии наночастиц серебра


Такой заголовок царапает душу среднего человека. Почему «без-нравственность»? «Нравственность и наука» было бы приятнее и понятнее. Да и спокойнее. Но тогда можно было бы не читать, а следовательно — и не писать

Постановка вопроса

А как в этом случае быть с жгучим призывом в диалоге между улетающим на «Солярис» Крисом и остающимся на Земле Бертоном в знаменитой повести Станислава Лема? «Наука сама по себе ни нравственна, ни безнравственна, — объясняет Бертону Крис. — Нравственной или безнравственной ее делают люди». «Так сделайте так, чтобы она была нравственной!» — повысив голос, со страстью отвечает Бертон.

И в этом призыве не один только Бертон. В нем — крик человечества, в подавляющем большинстве своем не имеющего к науке отношения, однако вынужденного не только пользоваться доставляемыми ею — иногда сомнительными — благами, но и быть определенно страдающей от ее многогранной деятельности стороной.

Теперь уместно перейти к вопросу о личных моральных качествах ученого. На первый взгляд он кажется довольно бессмысленным. Ну почему надо вычленять моральные качества ученого в особую категорию? Чем они отличаются от моральных качеств пожарного или садовника? Теоретически — ничем. Практические же отличия все-таки есть: ввиду особой сложности профессиональных занятий ученого ему легче (гораздо легче!), чем пожарному или садовнику вводить окружающих в заблуждение относительно их содержания, смысла и очень часто неочевидной практической пользы. Поэтому научным шарлатаном быть легче даже, чем эстрадным иллюзионистом.

Истинны ли истины

Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.

С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

Сравнительно просто доказывать наличие чего-то: предъявил — и доказал. Но доказать отсутствие… Несуществование чего-то, впрочем, как и существование, даже в математике — дедуктивной науке — вещь относительная, справедливая лишь в данной, конкретной системе аксиом. В естественных же науках, принципиально опирающихся на индуктивные подходы, возможности строгого логического опровержения — нулевые. Их общие законы являются гениальными догадками, озаряющими умы немногих людей. С точки зрения формальной логики, математика построена на песке, а естественные науки вообще ни на чем не построены. Формальных критериев истины в строгом смысле в них нет. Есть некая картина и чувство ее большей или меньшей внутренней самосогласованности, субъективно переживаемое ученым. Дефекты самосогласованности беспокоят. Если новая гипотеза эту самосогласованность увеличивает, к ней нужно отнестись серьезно, какой бы «сумасшедшей» она ни казалась. В противном же случае гипотеза, скорее всего, не имеет шансов быть подтвержденной.

Для всех студентов, кто испытывает трудности с написанием диплома есть ресурс, где вы можете заказать дипломную работу. Помощники посодействуют вам в написании вашего научного труда. Однако при этом вы должны помнить, что специалист своего дела это не тот, кто защитил диплом, а тот, кто имеет необходимые знания и квалификацию. Будьте специалистами своего дела.

Наука и религия

Можно спросить, чем же в таком случае отличается наука от религии? Отличается. В любом вероучении его «физика и космология» не являются его основной частью. Они играют вспомогательную роль, слегка коррелируя лишь с наиболее яркими, легко наблюдаемыми явлениями окружающего мира. Их основное предназначение — зафиксировать малый масштаб человека в этом мире и создать некую умозрительную среду для функционирования основной своей части — этических предписаний — в форме наград за следование им, и кар — за ослушание. Религии создавались не ради познания материального мира и овладения им в материалистическом смысле, а для упорядочивания массового поведения людей путем навязывания им методами морального принуждения определенных форм индивидуального поведения. Религии — это инструмент для управления большими массами людей на больших отрезках времени.

Лишь чуждый научному мышлению человек может сомневаться в том, что религиозная ортодоксия в религиозном обществе способна определять его основные черты на сотни лет вперед даже после того, как оно перестанет быть религиозным. Если церковь учит, что человек питается исключительно от Божьей благодати, она порождает общество апатичных фаталистов, ленивое и чуждое инновационному поиску, а потому технически отсталое и бедное. Иная догма порождает и иное общество, с иным образом жизни и иным уровнем богатства.
Наука же, в отличие от религии, всегда занималась корреляциями между явлениями окружающего мира и мира отображающих его абстрактных идей.

Между наукой и религией как целостными системами мировоззрения противоречий нет, точно так же, как их нет между евклидовой и неевклидовой геометрией. Очень умные люди это прекрасно понимали и понимают. Вот почему среди по-настоящему крупных ученых так много и по-настоящему религиозных людей. Они не пытаются логически совместить несовместимое, но принимают и то и другое. Об этом очень емко (и в высшей степени литературно) сказал когда-то Иммануил Кант: «Две вещи поражают мое воображение — звездное небо над моей головой и нравственный закон во мне».

Какие же потери несет наука в этом безысходном конфликте? Ее представители теряют нравственное чувство, о котором говорил Кант. А из этой потери вытекают и вполне материальные следствия. Полезно в этой связи заглянуть в ее темные закоулки, в которые обычно не принято — да и неприятно — заглядывать. Но, не заглянув туда, невозможно ответить на призыв Бертона.

Другие материалы рубрики


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!



  • ...Немало сделал в борьбе со старением организма отечественный физиолог Александр Александрович Богомолец. Он подтвердил справедливость тезиса о том, что близкий телесный контакт с молодыми женщинами, в определенной степени является методой омоложения. К такой методе три тысячи лет назад прибегал царь Соломон. С научной точки зрения, при этом половые железы выбрасывают в организм добавочное количество гормонов, прежде всего, тестостерона, который имеет множество эффектов, начиная от наращивания мышечной массы и заканчивая интенсивностью либидо и способностью его реализовать на физическом уровне. Он был солидарен с тысячелетними учениями Востока и Запада, объявлявшими залогом здорового долголетия самоограничение и воздержание от излишеств. По мнению ученого, единственный реальный способ отдалить старость и продлить свои годы — это «разумное управление своей жизнью».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • Думается, что угроза, хотя и реальная, но весьма отдаленного будущего. Дело в том, что интеллект как таковой может зародиться в мозге, имеющем определенную критическую массу. Природа смогла дать всего один-единственный пример — мозг человека, который остается самым загадочным и сложным объектом в доступном нам мире. Вес этого живого «нейрокомпьютера» никак не бывает меньше килограмма. К живым существам на Земле с таким и даже более крупным мозгом относится не так уж и много организмов — на суше, к примеру, это слоны, в водах Мирового океана — киты и дельфины. И если мозг их по весу и объему сравним или даже превосходит мозг человека, то остаются еще и такие показатели, как структура, архитектоника, принцип функционирования.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Радиоуглеродный анализ показал, что гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, почти не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Они любили молочные продукты и посему держали коров, овец и коз, но в неурожайные годы животным просто не хватало корма. Конечно, люди еще и охотились — они промышляли северным оленем и морским зверем. Однако добыть тюленя, если при похолодании фиорд покрывался ледяным щитом, было нелегким делом...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Крупнейшего «западника» нашей страны — Петра Великого — ругают ныне даже многие из тех, кто прежде его хвалил. Некоторые из обвинений в его адрес просто смехотворны. К другим следует отнестись серьезно.
    А самое серьезное из них — утверждение о том, что в эпоху Петровских реформ произошел раскол нации.
    На протяжении двух столетий под одним названием существовало фактически два народа. Узкий слой «русских европейцев» и громадная масса «русских туземцев». Противоречия между ними временами обретали остроту противоречий между колонизаторами и жителями колоний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5