Безнравственность и наука

Ср, 03/19/2014 - 18:19

Стэнли Понс (слева) и Мартин Флейшман — авторы теории холодного ядерного синтеза

Микрофотографии наночастиц серебра


Такой заголовок царапает душу среднего человека. Почему «без-нравственность»? «Нравственность и наука» было бы приятнее и понятнее. Да и спокойнее. Но тогда можно было бы не читать, а следовательно — и не писать

Постановка вопроса

А как в этом случае быть с жгучим призывом в диалоге между улетающим на «Солярис» Крисом и остающимся на Земле Бертоном в знаменитой повести Станислава Лема? «Наука сама по себе ни нравственна, ни безнравственна, — объясняет Бертону Крис. — Нравственной или безнравственной ее делают люди». «Так сделайте так, чтобы она была нравственной!» — повысив голос, со страстью отвечает Бертон.

И в этом призыве не один только Бертон. В нем — крик человечества, в подавляющем большинстве своем не имеющего к науке отношения, однако вынужденного не только пользоваться доставляемыми ею — иногда сомнительными — благами, но и быть определенно страдающей от ее многогранной деятельности стороной.

Теперь уместно перейти к вопросу о личных моральных качествах ученого. На первый взгляд он кажется довольно бессмысленным. Ну почему надо вычленять моральные качества ученого в особую категорию? Чем они отличаются от моральных качеств пожарного или садовника? Теоретически — ничем. Практические же отличия все-таки есть: ввиду особой сложности профессиональных занятий ученого ему легче (гораздо легче!), чем пожарному или садовнику вводить окружающих в заблуждение относительно их содержания, смысла и очень часто неочевидной практической пользы. Поэтому научным шарлатаном быть легче даже, чем эстрадным иллюзионистом.

Истинны ли истины

Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.

С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

Сравнительно просто доказывать наличие чего-то: предъявил — и доказал. Но доказать отсутствие… Несуществование чего-то, впрочем, как и существование, даже в математике — дедуктивной науке — вещь относительная, справедливая лишь в данной, конкретной системе аксиом. В естественных же науках, принципиально опирающихся на индуктивные подходы, возможности строгого логического опровержения — нулевые. Их общие законы являются гениальными догадками, озаряющими умы немногих людей. С точки зрения формальной логики, математика построена на песке, а естественные науки вообще ни на чем не построены. Формальных критериев истины в строгом смысле в них нет. Есть некая картина и чувство ее большей или меньшей внутренней самосогласованности, субъективно переживаемое ученым. Дефекты самосогласованности беспокоят. Если новая гипотеза эту самосогласованность увеличивает, к ней нужно отнестись серьезно, какой бы «сумасшедшей» она ни казалась. В противном же случае гипотеза, скорее всего, не имеет шансов быть подтвержденной.

Для всех студентов, кто испытывает трудности с написанием диплома есть ресурс, где вы можете заказать дипломную работу. Помощники посодействуют вам в написании вашего научного труда. Однако при этом вы должны помнить, что специалист своего дела это не тот, кто защитил диплом, а тот, кто имеет необходимые знания и квалификацию. Будьте специалистами своего дела.

Наука и религия

Можно спросить, чем же в таком случае отличается наука от религии? Отличается. В любом вероучении его «физика и космология» не являются его основной частью. Они играют вспомогательную роль, слегка коррелируя лишь с наиболее яркими, легко наблюдаемыми явлениями окружающего мира. Их основное предназначение — зафиксировать малый масштаб человека в этом мире и создать некую умозрительную среду для функционирования основной своей части — этических предписаний — в форме наград за следование им, и кар — за ослушание. Религии создавались не ради познания материального мира и овладения им в материалистическом смысле, а для упорядочивания массового поведения людей путем навязывания им методами морального принуждения определенных форм индивидуального поведения. Религии — это инструмент для управления большими массами людей на больших отрезках времени.

Лишь чуждый научному мышлению человек может сомневаться в том, что религиозная ортодоксия в религиозном обществе способна определять его основные черты на сотни лет вперед даже после того, как оно перестанет быть религиозным. Если церковь учит, что человек питается исключительно от Божьей благодати, она порождает общество апатичных фаталистов, ленивое и чуждое инновационному поиску, а потому технически отсталое и бедное. Иная догма порождает и иное общество, с иным образом жизни и иным уровнем богатства.
Наука же, в отличие от религии, всегда занималась корреляциями между явлениями окружающего мира и мира отображающих его абстрактных идей.

Между наукой и религией как целостными системами мировоззрения противоречий нет, точно так же, как их нет между евклидовой и неевклидовой геометрией. Очень умные люди это прекрасно понимали и понимают. Вот почему среди по-настоящему крупных ученых так много и по-настоящему религиозных людей. Они не пытаются логически совместить несовместимое, но принимают и то и другое. Об этом очень емко (и в высшей степени литературно) сказал когда-то Иммануил Кант: «Две вещи поражают мое воображение — звездное небо над моей головой и нравственный закон во мне».

Какие же потери несет наука в этом безысходном конфликте? Ее представители теряют нравственное чувство, о котором говорил Кант. А из этой потери вытекают и вполне материальные следствия. Полезно в этой связи заглянуть в ее темные закоулки, в которые обычно не принято — да и неприятно — заглядывать. Но, не заглянув туда, невозможно ответить на призыв Бертона.

Другие материалы рубрики


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Специалисты из Массачусетского технологического института разработали уникальную программу искусственного интеллекта, способную воспринимать и анализировать большую массу данных науки и опережающую человека в уровне интуитивного развития.
    Учёные заявляют, что созданный аппарат анализа данных призван быть помощником для интеллекта человека, а не его заместителем. В данный момент специалисты обладают огромным массивом научной информации, которую нужно исследовать. Разработчики надеются, что интеллектуальную машину для переработки данных можно будет использовать по назначению уже совсем скоро.



  • ...По некоторым данным, в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям ее духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования.

    В 2002 году Бриджит Буаселье, являющаяся руководителем компании Clonaid, близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон – девочка по имени Ева (Eve).
    Однако убедительных доказательств существования клонированного ребенка научной общественности представлено не было. Вместе с тем, это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
    Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Ее участниками стали не только видные ученые, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Сегодня наука столкнулась с ограничениями этического характера практически во всех областях знания. Мы еще не решили для себя, насколько правомерно клонирование человека и искусственное изменение его генотипа, допустимо ли стимулировать возникновение разума у животных. Физика элементарных частиц может открыть способ получения невиданных ранее количеств энергии — а заодно и оружия, по мощности которому не будет аналогов, психология и психиатрия обнаружили методы контроля сознания и корректировки поведения — вербальные и физиологические. Характерна крайняя «аккуратность» в космических исследованиях: все посылаемые на Марс аппараты тщательно стерилизуются, чтобы не занести на Красную планету земные микроорганизмы; космическая станция Галилео с той же целью была уничтожена в атмосфере Юпитера — иначе сохранялся шанс, что в результате столкновения с Европой туда может быть занесена земная жизнь; в ходе эксперимента НАСА «Deep Impact» — бомбардировки кометы Tempel-1 для изучения химического состава кометного вещества — в астрономических кругах разгорелась жаркая дискуссия по поводу допустимости таких «варварских» способов изучения.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2