Битва при Никополе 1396 г.

Пнд, 04/13/2015 - 19:14

Решительная атака французов и бургундцев легко опрокинула турецких стрелков. Когда рыцари также быстро пробились через оттоманские полевые укрепления (частокол), то возникло ощущение, что план Баязида потерпит провал

Сначала венгерское отступление проходило организованно, но как только выяснилось, что кораблей для эвакуации недостаточно, чтобы вывезти всех, началась паника. При попытке одного из рыцарей вскарабкаться на борт судна кто-то из членов команды ударил его кинжалом по рукам



История крестовых походов ассоциируется у большинства людей с борьбой европейских рыцарей за «Гроб Господень», то есть за Иерусалим. Но не менее захватывающие события происходили и после утраты крестоносцами последних крепостей в Палестине и на Леванте. В Северной Европе действовал рыцарский Орден Святой Марии Тевтонской, который боролся с последними языческими государствами Европы, а заодно и пытался захватить владения Польши и Новгородского княжества. Другим театром военных действий крестоносцев с иноверцами были Балканы. «Сарацинами» XIV века были турки-османы, которые стремительно расширяли свои владения в Европе и Азии.

В конце XIII века в Малой Азии (Анатолии) появилось племя Кайы, насчитывавшее «1000 шатров». Это были тюрки-огузы, которые бежали от монгольских войск. Во главе их встал Осман-бей, который основал небольшой бейлик (княжество) в районе Ангоры (Анкара). Этот бейлик позже был назван Османским — в честь своего основателя. Турки-османы довольно быстро стали расширять свою территорию, в основном за счет Византии, которая была западным соседом бейлика Османлы. Почти тысячу лет назад омейадскими халифами был провозглашен Газават (это самая радикальная форма Джихада) против Константинополя, но все попытки мусульман овладеть «Вторым Римом» провалились. Осман-бей, прибыв в Анатолию, сразу же заявил о том, что присоединяется к Джихаду. Это обеспечило приток религиозных фанатиков в его войско. Этих фанатиков называли гази — «люди войны». Больше всего было выходцев из других кочевых племен. Таких гази называли акинджи — «налетчики». Вооружались они композитными луками, а доспехов почти не носили. Они составляли большинство в османской армии. Кроме того, в его бейлик собирались все, кто желал пограбить. Этот, так называемый, «охотный люд» состоял из представителей многих религий и национальностей. Турки их называли «башибузуки» — «головорезы». В 1326 году османы захватили свой первый город — византийскую Брусу. С этого момента турки стали стремительно расширять свои владения. В 1362 году они высадились на Балканах и захватили второй по значению город Византийской империи — Адрианополь, который стал их новой столицей. Правители их стали именоваться титулом султан (соответствует европейскому — царь), провели успешную военную реформу, целью которой было создание современной армии, способной эффективно сражаться как на Востоке, так и на Западе.

В ходе этой реформы были сформированы отряды провинциальной конницы — сипахи (тимариоты), а также корпус капыкулу («Рабы Ворот»), который состоял из рабов султана. Их обучали с детства в специальных школах при дворце султана. Им преподавали математику, литературу, теологию, философию, а также несколько языков, но главное место в их обучении занимала военная подготовка. Капыкулу снаряжались лучшим оружием и доспехами по образцу египетских мамлюков. Самую массовую часть в корпусе занимала легкая пехота, называвшаяся «Ени Чери», или «Новое войско». Янычары занимали особое положение в османском государстве. У них была своя униформа, эмблемы (которые наносили в виде татуировок), а также идеология. Султаны даровали им эксклюзивную привилегию — использовать огнестрельное оружие, хотя, вплоть до осады Константинополя 1453 г., основным оружием янычара оставался композитный сложно-составной лук.

Султаны применяли своих «новых рабов» как легкую пехоту, как лучников, как аркебузиров, в качестве морского десанта, а позднее — как артиллеристов. Элитой среди элиты были наиболее способные янычары, которые проходили специальный отбор. Их вооружали самым дорогостоящим вооружением из султанской казны, снаряжали самым дорогостоящим и тяжелым восточным доспехом. Одних отправляли в личную охрану султана, другие формировали тяжелую пехоту, а третьи становились привилегированной тяжелой кавалерией. Источники свидетельствуют, что вооружение и доспехи у капыкулу были дороже, чем у правящих беев. Капыкулу были призваны противостоять, в первую очередь, европейским рыцарям, против которых стрелы из турецких луков были «как слону дробина». На Востоке турки вполне эффективно использовали традиционную для них легкую конницу при поддержке кавалеристов сипахи — т.е. конницу «средней тяжести».

Испробовать эти новые войска взялся Баязид — сын султана-реформатора Мурада I. Баязид в течение двух десятилетий совершил то, что не смогли все предыдущие османские правители — он покорил все анатолийские бейлики, которые претендовали на гегемонию в Малой Азии. Потом Баязид повернул свой взор на Европу — были покорены Сербия, Болгария, множество византийских городов и замков, а также владения генуэзцев, венецианцев и госпитальеров. Баязид лишь остановился на границе с Венгрией, так как захотел взять цель всех османских султанов — Константинополь.

Реформирование армии завершилось еще при султане Мураде І, который был заколот сербским дворянином, членом полумифического ордена Дракона, Кобыличем перед битвой на Косовом поле. Поэтому результатами работы отца смог воспользоваться Баязид — уже как султан Баязид І Йилдырым. Сербия, Болгария, большая часть Фракии перешли под власть Баязида к 1390 г., но там всегда было неспокойно. Покоренные народы неоднократно провоцировали бунты и народные восстания на подчиненных османами землях, но открыто не выступали, опасаясь возросшей турецкой мощи.

Поводом к открытому противостоянию стали события 1389 г. — валашский князь Мирча Старый захватил османскую Добруджу. Формально Мирча был вассалом венгерского короля, хотя и заявил себя как независимый правитель. В ответ Али-Паша Чандарлы, главнокомандующий войсками европейской части Османского султаната, ввел войска на территорию Южной Сербии, которая находилась под контролем венгров, и захватил город Никополь. В 1392 г. Мирча Старый и новый король Венгрии — Сигизмунд Люксембургский подписали союзный договор против османов. Они воспользовались тем, что в Анатолии поднялось восстание в Карамане (Юго-Восточная Малая Азия) и других бейликах под руководством правящей династии караманидов. Баязид вместе с войском находился на западе Анатолии, когда войска христианской коалиции взяли в осаду и захватили Никополь. Тырново стало столицей нового Болгарского княжества (князья гордо именовали себя «царями»), которое снова обрело независимость. Также независимой стала Сербия, впрочем, уже через год Баязид вернулся из Анатолии с войском и возвратил утраченные земли. Он начал наступление на Венгрию.

В 1395 г. болгарский царь Шишман старается усилить свои позиции в Болгарии, но тем не менее вынужден бежать в Никополь. Баязид с войском вторгается в Южную Венгрию, берет в осаду и захватывает город. Шишман был задушен, а его сын согласился принять ислам.

Сигизмунд фон Люксембург понимал, что Венгрия сама не сможет противостоять османам, поэтому обратился за помощью к Папе Римскому. Тот провозгласил Крестовый Поход против османов. Сигизмунд начал дипломатические переговоры о военном союзе с Францией, Англией, Арагоном, Венецией, Польшей, Орденом Госпитальеров, немецкими курфюршествами, а также с Византией и валашскими нобилями. Основными организаторами этого похода выступали бургундцы. Герцог Бургундский Филипп послал в Венгрию послов Ги де ля Тремойля и Ренье По (Пот), которые должны были согласовать с Сигизмундом основные моменты будущего похода. Непосредственное руководство походом взял на себя граф Жан де Невер (Иоанн Неверский), сын бургундского герцога Филиппа. Граф заявил, что это его первый крестовый поход, но он сделает все «во славу Бога». Его девиз был: «Не отступаю». Руководителем коалиции стал неопытный командир, и, вдобавок, в коалицию вошли страны, которые продолжали вести борьбу между собой. Венеция и Арагон воевали за позиции в Южной Италии и на островах Эгеиды, Франция и Англия еще не завершили Столетнюю войну и пр. Причем, это была уже не первая попытка провозгласить крестовый поход против османов. Первым был поход 1334 г., который завершился полным поражением крестоносцев. Такая же судьба постигла и второй крестовый поход против османов, который состоялся в 1366 г. для «возврата христианам» Дарданелл и некоторых областей Болгарии. По сути, крестоносцы тогда стремились усилить власть Папы на Балканах, однако это не удалось. Опыт предыдущих крестовых походов не был учтен в 1396 г.

Тем не менее граф де Невер был лишь формальным лидером похода, так как он даже не имел звания рыцаря, а должен был «завоевать золотые шпоры в походе». Реальная власть была в руках графа д`Э (д`Е) и его советников: адмирала Жана де Вина, маршала Бусико, графа де ля Марше, Филиппа де Бара, барона де Ройе, а также Ги де ля Тремойля и Ренье По. Германские рыцари сплотились вокруг курфюрста Палатина графа Рупрехта Роберта Пипана (старший сын герцога Роберта III Баварского) и графа Германа II Цилли. В походе участвовали рыцари из Баварии, Майнца, Швабии, Тюрингии, Эльзаса, Люксембурга и других княжеств. Также в походе были отдельные отряды польских и чешских рыцарей. Неизвестно наверняка, были ли в походе англичане. По некоторым сведениям, в битве под Никополем участвовал граф Хонтингтон со своим отрядом.
В это же время на Средиземном море начали мобилизацию рыцари Ордена св. Иоанна под руководством грандмагистра госпитальеров Аквитании Филиберта де Наильяка (Филибер де Найак), который начал готовить к походу гарнизоны Родоса и Смирны. Венецианцы также присоединились к крестовому походу, но ограничились помощью флотом. И вдобавок они проводили сепаратные переговоры с Баязидом о торговых привилегиях в османских портах, если Венеция откажется от похода. Византийцы с 1394 г. перестали выплачивать османам дань и также начали подготовку к походу. Этот Крестовый поход благословили оба Папы — Бонифаций ІХ и Бенедикт ХІІІ («Авиньонский Папа»), которые в то время вели борьбу за римский Святой Престол.

Другие материалы рубрики

  • Вначале XIII века, в то время когда европейские страны были заняты решением своих собственных проблем, молодой монгольский воин по имени Тэмуджин выступил в поход против татар, живших на землях, лежавших к востоку от той территории, которую занимали монгольские кланы. Достигнутый им успех позволил создать базу для дальнейшего расширения границ, и Тэмуджин смог приступить к созданию собственной великой империи.
    Она зародилась в степях Центральной Азии и стала самой большой империей в истории, протянувшейся от Центральной Европы на восток до Японского моря и на север - в Сибирь, на юго-восток и юг - к Индийскому полуострову, Индокитаю и Ирану, на запад - в Левант и Аравию.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Понятие «Столетняя война» было придумано историками в XIX в. Тогда же были определены и хронологические рамки 1337 — 1453 гг., когда затяжной конфликт между двумя могущественными королевствами Западной Европы принял особенно интенсивный характер. Между тем это название довольно условно. Войну вполне можно назвать по крайней мере Трехсотлетней. Корни конфликта восходят к временам норманнского завоевания Англии (1066 г.)., а постоянные столкновения между двумя королями за владения на континенте не прекращались со второй половины XII в. Условность термина выявляется особенно ярко, если учесть, что в период 1337-1453 гг. неоднократно заключались перемирия.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Впервые учение, близкое катарам, было замечено в Европе в середине Х века. В далекой, окраинной стране Болгарии жил в то время поп Богомил. Лишь по хулам противников знаем мы его проповеди. Слова же его всколыхнули всю страну. Ведь Богомил рассказал людям то, что долго скрывали от них.
    Спокон веку льются кровь и слезы, и никто не объясняет, почему так беспомощен Бог. Люди книжные и попы боятся говорить, что есть два Бога: один из них добрый, другой злой. Есть Господь и есть Люцифер, оба они равны по силам. Бог сотворил душу, Люцифер  — тело. Душа ищет небо, тело  — грязь. Душа молится, тело мотовствует. Душа  — голубь, тело  — свинья...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 1253 г. на извилистых берегах верховьев реки Онон состоялся курултай монгольского народа-войска. Было принято стратегическое решение завершить войну в Китае, для чего был назначен царевич Хубилай, и освободить от мусульман Иерусалим, что было поручено царевичу Хулагу. Странно и удивительно — но крестоносцы отнесутся к идее военного союза с монголами, как к предложению изгонять бесов с помощью сатаны. Палестинские рыцари решат, что привычное зло — меньшее зло, и помогут своим старым соседям-соперникам против новых неведомых народов, хотя и христиан. О чем со временем сильно пожалеют...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В марте 1357 г. пленный французский король Иоанн Добрый подписал в Лондоне мирный договор, в котором были признаны все захваты Черного Принца. Но правивший страной в отсутствие отца дофин Карл и Генеральные штаты отказались признать этот документ. Несмотря на крайне тяжелое положение, лишенная короля и армии Франция не была настроена на капитуляцию. Но до национальной консолидации было еще далеко...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Египет — страна богатая, но мобилизовать для военной службы крестьян-феллахов или торговцев с базаров было более чем проблематично. Они платили налоги в казну султану и не хотели воевать. Поэтому правительство Египта покупало в рабство юношей и, обучив их военному искусству, использовало их для военной службы. Так как эти рабы принадлежали государству, их называли мамлюками (государственными рабами). При этом экономическое и социальное положение мамлюков было неизмеримо выше, чем свободных налогоплательщиков. Они были хорошо организованной, сплоченной и единственно реальной силой в стране. Мамлюки побеждали врагов ислама — крестоносцев, и именно они заставили Людовика IX сдаться на милость победителя.

    • Страницы
    • 1
    • 2