Будущее цивилизации

Сб, 07/12/2014 - 20:07

Антропоцентризм (от греч. Anthropos — «человек» и греч. — kentron — «центр») от Леонардо да Винчи

Что ждет нас в будущем?

Так художнику представляется колонизация Титана

Футурология в искусстве

Человек представляет себя творцом эволюции, контролирующим процесс своего развития и развития Вселенной

«Познай себя самого». Так гласила надпись на стене знаменитого храма Аполлона в Дельфах

Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

Первое. Должен быть проведен системный анализ как прошлых этапов земной эволюции, так и ее настоящего с выявлением общих закономерностей. Не поняв логики происходящих и происходивших преобразований, мы не сможем оценить специфику будущего.

Второе. Эволюцию следует рассматривать в генетическом единстве ее исторических фаз, связанных с появлением качественно новых форм материи. Каждая из них придает мощный импульс земному развитию, ускоряя его темп. Так было с зарождением и тотальной экспансией живого вещества, преобразовавшего облик планеты и сформировавшего биосферу. Подобное происходило и с выходом на авансцену человека, деятельность которого приобрела масштабный характер, затрагивая все поверхностные оболочки Земли и ее орбитальное пространство. Но то же самое наблюдается в настоящее время и с техносферой, влияние которой стремительно и неуклонно растет.

Третье. Существовавший ранее разрыв между изучением неживой и живой природы, а также социальной формы организации и искусственных систем постепенно будет устранен. Методология исследования планетарной эволюции приобретет междисциплинарный статус.

ДЕТЕРМИНИЗМ ИЛИ ИНДЕТЕРМИНИЗМ?

При всей, казалось бы, изученности земная эволюция таит в себе еще много неизвестного. И сегодня наступает коренной перелом в наших воззрениях на планетарное развитие и место в нем человека. Наука устанавливает особенности и черты, позволяющие совершенно по-иному осмыслить глобальные процессы. Во-первых, открываются универсальные механизмы эволюции, свойственные всем ее разнокачественным этапам (здесь реализуются эволюционно-синергетические подходы). Оказывается, существуют единые скрепы, стягивающие все фазы земной истории и присущие этим фазам формы организации. Во-вторых, приходит понимание четкой направленности (векторности) планетарно-эволюционных преобразований, а это позволяет прогнозировать будущее. В-третьих, анализ принципиально нового состояния земной материи — искусственного, а также определение внутреннего противоречия, свойственного мыслящей материи, дает основание для утверждения об этапности человека, смене его главенствующей роли и быстром выходе на лидирующие позиции искусственной материи, которая обусловит своеобразие и стратегию дальнейших изменений.
По мнению отдельных исследователей (например, Д.Белла), будущее не предначертано заранее, оно малопредсказуемо в силу того, что течение событий часто подвержено влиянию случайностей, превращая занятие прогнозированием во что-то вроде игры в рулетку. Они считают, что неопределенность насквозь пронизывает всю историю человечества. Поскольку анализ любого факта будет зависеть от невозможности его установления с достаточной степенью достоверности и разногласий в его интерпретации.

Так как же обстоит дело в реальности: соткан ли мир из случайностей или все же его эволюционные тренды носят детерминированный характер, отражая четкую ориентированность земных преобразований? Существует точка зрения, что метод прогнозирования на основе экстраполяции — логического продолжения существующих тенденций в будущее — обычно приводит к краху. Так как футуролог может легко ошибиться в их идентификации. Опыт науки показывает: в будущем ведущими становятся тенденции, в настоящем или прошлом отсутствующие или малозаметные и незначительные. Но так ли они неразличимы и трудновыявляемы, что исследователи на современном этапе не могут их зафиксировать и включить в качестве звеньев глобальных процессов, формируя новую картину мира?

Зародыш будущего уже содержится в настоящем, а его возникновение обусловлено цепью предыдущих исторических событий. Поэтому, опираясь на их анализ и используя различные теоретические принципы, в частности, принцип системного морфогенеза, можно рельефно представить будущее.
Мощь человеческого разума настолько велика, что позволяет ему охватывать в синтезе поистине колоссальные, просто несоизмеримые с земными системы, такие как эволюционирующая Вселенная. Поэтому скептикам не стоит сомневаться в способностях цивилизации осмыслить свое предназначение и определить ступени и направленность собственного развития.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

Весьма опасной чертой массового сознания, мешающей реалистичному прогнозированию, является антропоцентризм, ставящий человека в центр мироздания. Он еще довлеет над научной и философской мыслью. Приверженцы антропоцентризма заявляют: человечество обладает несомненной свободой выбора путей развития, курс прогресса цивилизации определяется самим человеком и его потребностями. В действительности оказывается — цивилизация уже втянута в русло преобразований, сценарий которых никак не может быть изменен либо скорректирован человеком. Ибо он сам выступает переходным звеном масштабных трансформаций, выталкивающих на мировую сцену уже принципиально иные, качественно новые системы — искусственные, формирующие техносферу. Знаем ли мы об этом или нет, не имеет никакого значения, так же как и наша общая оценка научно-технической революции (положительная или отрицательная).
Иногда цивилизацию сравнивают с кораблем, которому в безбрежном океане вариантов развития необходимо выбрать правильный курс. От наших решений, мол, зависит будущее. На самом деле корабль движется по локальному, сжатому берегами руслу, влекомый мощным потоком научно-технического прогресса, а впереди слышен рев Ниагарского водопада. И всякий, имеющий разум, должен услышать этот предостерегающий звук, отбросить шоры антропоцентризма и ясно взглянуть на мир. Ибо от правильной оценки глобальной обстановки и принятия верных решений зависит выживание самого человечества. Всем нам необходимо избавиться от иллюзий — не мы управляем планетарной эволюцией, она реализуется на основе объективных (естественных) законов.
Ученые и философы давно строят сценарии будущего. Каких только не выдвигалось гипотез. Самое главное здесь то, что будущее не похоже ни на прошлое, ни на настоящее. И это действительно так. Проблема будущего настолько фундаментальна, что ее серьезное теоретическое изучение только начинается. Оно приведет нас к существенному расширению горизонта познания, к новому пониманию реальности, где прошлое, настоящее и будущее тесно переплетены, отражая четкую направленность и этапность масштабных изменений.

Человечество, проходя фазы глобализации, превращается в единое целое — антропосферу, обретая планетарное мышление и общую историю. И здесь нужно указать на несколько укоренившихся в массовом сознании заблуждений:
— Человека представляют высшим продуктом эволюции. Отсюда логически вытекает невозможность появления других — качественно иных форм земной материи. Но это совсем не соответствует реальности, ибо новая сущность уже порождена и имя ей «техносфера».
— Полагают, что человек как биологический вид может совершенствоваться бесконечно. На самом деле каждый биологический вид имеет весьма ограниченный (по историческим меркам) срок развития.

— Считается, что со временем человечество покинет свою земную колыбель, устремляясь в космическое пространство, заселяя другие планеты и зоны Вселенной. Но этого не произойдет, т.к. основным препятствием выступает биологическая (земная) сущность самого человека.
— Распространено мнение о том, что свое будущее и будущее человечества мы творим сами. Здесь отметим важный момент — возможны лишь те формы организации, которые соответствуют законам мироздания, в противном случае они бы не получили реального воплощения. Таким образом, и социальное, и научно-техническое развитие находятся в русле общепланетарных эволюционных трендов. Изменения происходят независимо от наших знаний о них. Планетарная эволюция, включающая цивилизацию в качестве одного из этапов, развертывается по собственным законам. Методы прогнозирования, состоящие из экстраполяции, аналогий, моделирования, метода экспертных оценок и сценирования будущего, по мнению ученых, обеспечивают создание прогнозов на 50-200 лет, т.е. на обозримое будущее. Что касается стратегических перспектив — будущего отдаленного, то здесь царит полная неопределенность, ведь множественность вариантов развития не позволяет сформировать долгосрочные прогнозы. Так ли это? Все-таки веер возможностей или локализация на конкретном направлении — что ждет земную цивилизацию?

Окружающий мир меняется буквально на наших глазах. Стихийность, глобальность и глубина изменений потрясают воображение и затушевывают самое главное — их направленный характер, определенную векторность. Можно бесконечно долго дискутировать на тему будущего, рассматривая разные сценарии дальнейших преобразований, обсуждая своеобразие новых форм реальности, таких например, как технологическая сингулярность. А можно подойти к исследованию будущего системно, охватив все предыдущие этапы земной истории, выявив мегатренды и внутреннюю сущность этих преобразований. Тогда станет очевидной закономерность чередования фаз планетарной эволюции, понятна качественная специфика формирующихся новых систем, закономерность картины будущего.

Некоторые мыслители полагают, что разумная структура сама выбирает, как и куда ей развиваться, поэтому не подчиняется единым природным эволюционным законам. Человек, по их логике, является творцом эволюции, контролируя процесс своего развития и развития Вселенной. Посоветуем приверженцам такой точки зрения отбросить манию величия. Позвольте спросить, о каком контроле и управлении глобальными процессами может идти речь? Что, человеческий разум может управлять эволюцией звезд, ну хотя бы одной из них — ближайшей и главной для нас, — Солнца? Сама цивилизация, да и планета в целом с ее гидро-, атмо-, магнитосферой и гравитационным полем полностью зависят от функционирования и ритмов этого космического объекта.
Буйная фантазия отдельных авторов затмевает их разум, рисуя картины колонизации человеком Солнечной системы, освоения просторов нашей Галактики и даже «черных дыр», перехода в иные пространственно-временные измерения. Таким смельчакам мысли посоветуем освоить некоторые земные системы, например, пожить в действующей доменной печи. Вряд ли кто-нибудь из них на это согласится: реальность и чувство самосохранения все же отрезвляют. Да и нам всем понятно — телесная оболочка человека просто не выдержит подобных физико-химических условий. Но значит ли это, что колонизации космоса как масштабного явления не будет? Да, это так, допустимо практическое освоение лишь локальной зоны ближнего космоса. Нам следует понять простую истину: не ученые ставят пределы экспансии человека в иные миры, эти границы объективно предопределены самой его биологической сущностью.

ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ФУТУРОЛОГИИ

Чем манит нас сверхдалекое будущее, в чем заключается необходимость стратегического видения? Человеку важно знать — в каком направлении развивается цивилизация. Прогнозы будущего становятся все более востребованными по мере ускорения темпа научно-технического прогресса и в связи с обострением мирового кризиса. И чем резче растет скорость техногенеза, который круша и ломая наши представления о мире, нашу психологию, стремительно меняет облик самого земного мира (в первую очередь экологическую обстановку), тем нужнее человеку прогнозные модели. Это позволит избежать так называемого «шока будущего». Впереди уже маячит технологическая сингулярность — эпоха радикальных технических изменений. Они охватят все социальные структуры, но главное, затронут саму сущность человека — его сознание и психику, мировоззрение, ценностные установки и биологическую основу, которую станет возможно менять за счет генной инженерии и нанотехнологий.

Одни футурологи полагают, что дальнейшая эволюция пойдет по пути возникновения и совершенствования все более сложных форм социума. Да, несомненно, подобные процессы будут иметь место, но не они определят своеобразие будущего. Это всего лишь частные тенденции, и на их основе нельзя создавать образ мироустройства. Другие акцентируют внимание на таком аспекте, как информатизация общества, глобализация и интеграция информационно-компьютерных средств. Все это верно, однако бурное развитие техники, в том числе информационной, а также информационных технологий далее невозможно без принципиально нового объекта — искусственного разума. Именно он станет логическим завершением интеллектуализации техносферы, освобождая человека от функций управления в различных областях (производстве, транспорте, связи, энергетике, военной отрасли и т.д.).

Задача современной футурологии состоит не в том, чтобы дать количественную оценку и детальную хронологию глобальным процессам, а в том, чтобы выявить вектор долгосрочного планетарного развития, т.е. отразить качественную специфику грядущего. Функция футурологии заключается не в угадывании будущего, а в определении его картины на основе объективно существующих тенденций.

Уже в ХХI веке в человеческий мозг могут быть внедрены интеллектуальные наноблоки. Станет ли это столбовой дорогой эволюции или наоборот будет ее тупиковой ветвью? Киборги как симбиоз человека и компьютера, этакие техноантропоиды (полулюди-полумашины), телесная оболочка которых наполнена электроникой и искусственными объектами, конечно же появятся. Что вызвано расширением либо восстановлением функций тех органов и систем, которые были утрачены конкретным субъектом в ходе аварий и катастроф, либо вследствие оперативного (хирургического) вмешательства как ликвидация врожденных пороков или приобретенных заболеваний.

По своей сути цивилизация уже в настоящее время является человеко-машинной или техногенной. Посредством искусственных систем (машин, механизмов, робототехники и технологических процессов) реализуются тысячи видов деятельности многократно эффективнее человека. Все большее количество профессий осваивается роботами и компьютерами. Что свидетельствует о вытеснении людей из различных сфер их функционирования вплоть до интеллектуальной.

Другие материалы рубрики


  • ...Радиоуглеродный анализ показал, что гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, почти не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Они любили молочные продукты и посему держали коров, овец и коз, но в неурожайные годы животным просто не хватало корма. Конечно, люди еще и охотились — они промышляли северным оленем и морским зверем. Однако добыть тюленя, если при похолодании фиорд покрывался ледяным щитом, было нелегким делом...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Квадратные в плане славянские жилища, в большом количестве обнаруженные на территории современной Украины, всегда четко ориентированы по сторонам света либо сторонами, либо углами. Вход обязательно находился с южной или юго-восточной стороны, а у противоположной стены складывали очаг. Такие же условия при строительстве человеческого жилья соблюдали и некоторые другие народы, например древние скандинавы. При этом вход в строения, посвященные предкам, «жилища смерти», устраивали на севере, который считался стороной смерти. Полагают, что и славянам были не чужды подобные представления. С этой точки зрения очень интересен образ избушки на курьих ножках, обращенной «к лесу передом».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • Думается, что угроза, хотя и реальная, но весьма отдаленного будущего. Дело в том, что интеллект как таковой может зародиться в мозге, имеющем определенную критическую массу. Природа смогла дать всего один-единственный пример — мозг человека, который остается самым загадочным и сложным объектом в доступном нам мире. Вес этого живого «нейрокомпьютера» никак не бывает меньше килограмма. К живым существам на Земле с таким и даже более крупным мозгом относится не так уж и много организмов — на суше, к примеру, это слоны, в водах Мирового океана — киты и дельфины. И если мозг их по весу и объему сравним или даже превосходит мозг человека, то остаются еще и такие показатели, как структура, архитектоника, принцип функционирования.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3