Челябинский метеорит. Что он принес?

Пт, 11/27/2015 - 19:50

Таблица 3. Основные параметры Челябинского болида (15 февраля 2013 г.), зафиксированные приборами и вычисленные автором

Таблица 4. Некоторые характерные астероиды

Таблица 5. Перечень астероидов, попадающих в сферу тяготения Земли в ближайшие 120 лет

Таблица 6. Энергетические параметры световой вспышки, площади зон пожаров и разрушений, вызванных падением астероида

Совсем не маленькие проказы Челябинского мини-астероида

«Морозное утро 15 февраля 2013 г. Около половины десятого утра. Можно сказать, час пик. Многочисленные жители куда-то спешат. Спешил и я. Что-то привлекло мое внимание. Необычайное потрескивание, шуршание, скрежет, гул... И вдруг низко над горизонтом появился огненный след. Он закончился ослепительной вспышкой, которая была намного ярче Солнца. Сразу вспомнилась служба в Советской Армии, команда «Вспышка слева, всем укрыться!» Молнией пронеслись в голове институтские занятия по курсу «Гражданская оборона». Да, это высотный ядерный взрыв. Похоже, мегатонного класса. Сейчас придет ударная волна. Несмотря на мой почтенный возраст, я не раздумывая плюхнулся в глубокий сугроб на обочине и накрыл голову руками (как учили в институте на военной кафедре). И не напрасно. Вскоре все тряхнуло, воздух на какие-то мгновения оказался похожим на навалившуюся морскую волну во время шторма, земля задрожала, зазвенели разбитые окна, раздались душераздирающие крики. Подняв голову, я увидел, что в соседних домах зияли пустотой окна, как в фильмах про войну... Женщина рыдала, лицо и руки ее были в крови... Люди в панике бежали по улице в противоположных направлениях. Я шел дальше, улавливая отдельные слова: «Война, террористы, бомбардировка, самолет, взрыв...» Мне попадались раненые люди... Шел и соображал, что же произошло. Если взрыв термоядерный, выпадут радиоактивные осадки. И на огромной площади... И тут я вспомнил, что вспышка была не точечная, а протяженная. Для взрыва ракеты вспышка была слишком сильной, для самолета тем более... Это похоже на падение метеорита. Неужели новый Тунгусский метеорит? Нет, там был вывал леса на огромных площадях, сильные пожары... Значит, упало что-то поменьше... Взрыв самолета? Ракеты? Нет. Скорее всего, падение крупного метеорита. Чуть позже, включив телевизор, я узнал правду о Челябинской трагедии».
Вот так описал свои первые впечатления житель г. Челябинска.

Как оказалось, виновником катастрофы был метеорит массой в 11 тыс. т, вторгшийся в атмосферу со скоростью 18.5 км/с, примерно под углом в 20° к горизонту.
Падение Челябинского метеороида обнаружили слишком поздно, когда он уже подлетал к Челябинской области. Обнаружили метеороид по интенсивному свечению следа, который он оставил на высотах 90…20 км. И совсем не астрономы, которым, казалось бы, по долгу службы следует обнаруживать подобные космические тела.

Еще в период холодной войны в США и СССР разрабатывались системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), системы обнаружения ядерных взрывов (СОЯВ) во всех средах. Для этого использовались системы как наземного, так и космического базирования, в том числе и размещенные на геостационарных ИСЗ. Так вот, один из таких спутников, принадлежавший США, обнаружил пролет Челябинского метеороида, закончившийся взрывом. По энергии свечения космического тела была оценена его начальная кинетическая энергия, масса и размеры (см. табл. 3). Кроме того, воздушный взрыв зафиксирован наземными инфразвуковыми датчиками как в Росси, так и в США. Известно, что инфразвуковые волны распространяются в атмосфере, слабо затухая, на расстоянии в тысячи — десятки тысяч километров. Так, взрыв Челябинского тела, например, был зарегистрирован на Аляске, т.е. на расстоянии более 6500 км от места катастрофы. По энергии акустических волн также была оценена энергия взрыва метеорита.

Факт взрыва зарегистрирован многочисленными сейсмографами, которые дали информацию о силе землетрясения (магнитуда от 3 до 4), вызванного воздушным взрывом. Это также позволило оценить энергию взрыва, а значит и степень повреждения построек вдоль траектории полета космического тела.

Оказалось, что энергия взрыва была эквивалентна взрыву 35 ядерных бомб, сброшенных в августе 1945 г. на японский город Хиросима. К счастью, взрывоподобное выделение энергии произошло на высоте около 25 км. Это спасло жителей Челябинской области от неминуемой смерти, сильнейших разрушений и пожаров. Из-за энергонасыщенности области эффект взрыва мог быть многократно усилен. Достаточно сказать, что вблизи места катастрофы расположен завод по производству боевого плутония, используемого при изготовлении ядерного (термоядерного) оружия. Радиус разрушающего действия ударной волны составил около 50 км.

Пролет и взрыв Челябинского метеорита сопровождался целым комплексом эффектов. Через нагретый след вверх с огромной скоростью (2…7 км/с) устремились продукты взрыва, которые поднялись на высоту в сотни километров. Образовался так называемый плюм. Вместе с действием ударной волны это привело к возникновению вторичных эффектов в геомагнитном поле, ионосфере и геокосмосе. Во все стороны стали распространяться электромагнитные, магнитогидродинамические и акустико-гравитационные волны. Их проявления обнаружены автором над г. Харьковом и даже в Западной Европе, т.е. на расстояниях в 2-3 тыс. км от места падения метеорита. Возмущение магнитного поля достигало 5-10 нТл, что наблюдается при магнитных бурях средней интенсивности. Концентрация электронов в ионосфере также возмущалась на десятки — сотни процентов на расстояниях от места взрыва в 1000-100 км соответственно.
Температура газа при взрыве увеличилась до нескольких десятков тысяч градусов. Область взрыва была в десятки раз ярче Солнца. Даже спустя часы после взрыва температура следа оставалась на 10-100 градусов выше температуры окружающей среды, что и обнаружил китайский метеоспутник.

Пролет метеорита также сопровождался электрическим эффектом. Напряженность электрического поля вокруг тела увеличилась до 1 МВ/м, что было достаточно для пробоя атмосферы, т.е. возникновения слабых молниевых разрядов. Электрические процессы сопровождались так называемыми электрофонными звуками, наводившими ужас на людей.
Остатки метеорита упали в озеро Чебаркуль и рассеялись вокруг этого озера. При взрыве произошло дробление космического тела на части с размерами от 1 дм до единиц микрометра. Фрагменты с размерами от 1 дм до 1 мм упали на землю за время 1…2 мин. Зато частицы с размерами 0.01…0.1 мм опускались к земле в течение нескольких часов и даже нескольких суток. За это время ветер их отнес на расстояние до 1000 км.

Можно ли было предотвратить удар по Челябинской области? Или хотя бы смягчить его последствия? Это совсем не простые вопросы.
Чтобы предупредить об ударе из космоса — надо было знать о существовании этого космического тела, иметь полную информацию о параметрах его орбиты. В настоящее время составлены каталоги для астероидов крупнее 1 км, которые могут угрожать Земле. Поставлена задача — создать каталоги опасных тел крупнее 140 м. Эта задача будет решаться десятки лет. Дело в том, что с уменьшением размера тела всего в два раза число таких тел увеличивается примерно в 10 раз. Так что если число километровых тел порядка миллиона, то стометровых уже — миллиард, а двадцатиметровых (как Челябинский метеорит) — около ста миллиардов. Число и впрямь астрономическое. Ежегодно каталог астероидов пополняется примерно 25 тысячами новых астероидов. Если пополнение будет идти такими же темпами, то для каталогизации астероидов двадцатиметрового диапазона потребуется 4 млн лет! Будет ли к тому времени существовать земная цивилизация? Конечно, число астероидов, угрожающих столкновением с Землей, существенно меньше, а значит, и время каталогизации будет меньше.

Нужно идти по другому пути. По пути оперативного обнаружения угрожающего Земле космического тела. Объект с размерами Челябинского тела астрономическими средствами мог быть обнаружен на расстоянии в 1 млн км. При скорости его движения около 20 км/с время до падения составляет около 14 часов. Максимальная дальность обнаружения указанного тела космическими радарами примерно в 10 раз меньше. Так что в запасе у человечества всего 1.4…14 часов. После оперативного уточнения места падения метеорита останется не более 1…10 часов. Этого может быть достаточно, чтобы спрятаться в защищенном месте, остановить опасные производства, обесточить электросеть и т.п.

В случае Челябинского метеорита никакого оповещения не было, бомбардировка из космоса была полной неожиданностью. Почему это произошло? Глобальной сети раннего обнаружения космических объектов декаметрового размера просто не существует. Астероиды и кометы значительно больших размеров и то, как правило, открывают случайно. В настоящее время в мире существует несколько специализированных служб, перед которыми стоит задача обнаружения достаточно крупных астероидов и комет. Есть соответствующие средства и в Украине (Симеиз), и в России (Звенигород). Большинство средств принадлежит США, западноевропейским странам и Китаю. Но даже если бы оптические телескопы были нацелены в сторону подлетавшего метеорита, именно его нельзя было своевременно обнаружить из-за того, что он летел со стороны Солнца. Это значит, что телескопы были бы ослеплены светилом. Иное дело космические радары. Их очень немного. И они решают другие, совсем не научные задачи. По-прежнему, как во времена холодной войны, они нацелены на обнаружение стартов и полетов ракет предполагаемого противника... В этом смысле жители Челябинской области были обречены. На их месте могли оказаться и любые другие.

А как повели себя жители области? Яркая вспышка от взрыва вызвала любопытство. Находившиеся в помещениях свидетели события прильнули к окнам. Это сослужило плохую службу. Докатившаяся через 1…3 мин взрывная волна обрушилась на город Челябинск и область. От нее пострадали, прежде всего, оконные стекла, которые и травмировали сотни и сотни людей, включая детей.

Только одна учительница г. Челябинска Ю. Карбышева поступила профессионально. Увидев вспышку, она дала команду детям укрыться под партами. Никто из учеников этого класса от взрыва не пострадал, чего нельзя сказать о детях из других классов.

Силы Уральского регионального центра МЧС были приведены в режим повышенной готовности, было задействовано
20 тыс. спасателей. В ряде районов был введен режим чрезвычайных ситуаций. Работало 135 аварийно-спасательных бригад. Систематически проводился мониторинг химической и радиационной обстановки. Специалисты оказывали психологическую помощь пострадавшим.

Отдельные представители власти в России высказались за то, что необходимо разработать систему защиты землян от подобных катастроф в будущем. Ученые же об этом твердили более двадцати лет, но их никто не слышал. Недаром народная мудрость гласит: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».