Додж «три четверти»

Ср, 07/29/2015 - 18:21

Шестицилиндровый двигатель Dodge серии WC рабочим объемом 3,77 литра

Санитарный Dodge WC54

Универсал

Самоходное противотанковое орудие М6 калибра 37 мм на шасси WС55, усиленное крупнокалиберным зенитным пулеметом M2

НОСИТЕЛИ ОРУЖИЯ

Новая серия WC расшифровывалась как Weapon Carrier (т.е. «носитель оружия»). Отсюда и основное отличие серии WC от серии VC — максимально упрощенный кузов, приспособленный для установки различных типов вооружения, в частности крупнокалиберных и обычных пулеметов. Передняя часть была усилена, машина получила крылья самой простой формы. Модификации обозначались цифрами от 1 до 20. Кроме вышеперечисленных версий добавились закрытый фургон — WC11 и WC19, а также санитарный автомобиль с удлиненной базой (3124 мм) — WC9 и WC18. С точки зрения конструкции, автомобили серии WC отличались в основном двигателем — почти таким же, как и у VC, но увеличенного до 3,6 литров рабочего объема (мощностью 78 л.с.). Часть машин оборудовалась лебедками самовытаскивания фирмы Braden (пикап WC4).
«Носители оружия» успели повоевать в Северной Африке с войсками «лиса пустыни» Роммеля, где проявили себя не с самой лучшей стороны. Надежность и выносливость оказались недостаточными, а грузоподъемности часто не хватало. Кроме того, военные сетовали на слишком высокий силуэт, недостаточную вместимость кузова, узкую кабину и т.д. Пришлось машину радикально перерабатывать.

Новый Weapon Carrier (T214) отличался особо прочной тяжелой рамой, изогнутой в местах крепления мостов для уменьшения высоты машины. Конструкция не претерпела принципиальных изменений, если не считать новых разборных колесных дисков и двигателя увеличенного рабочего объема (3,77 литра) и мощности (92 л.с. при 3200 об/мин). Скорость автомобиля при этом осталась прежней — 88 км/ч по шоссе. Основной модификацией становится пикап WC51 или WC51 с лебедкой, грузоподъемность которого увеличилась до 3/4 тонны (750 кг). Именно за это в Советской Армии, куда Dodge WC51/52 поставлялись по ленд-лизу, он получил прозвище «Додж-три четверти».

Если сравнивать WC51/52 с аналогами WC3, WC13, WC21, то новая машина получилась ниже — 2100 мм против 2235 мм у старого WC, шире — 2120 мм против 1905 мм и ожидаемо тяжелее — 2,4 тонны против 2 тонны. База 2490 мм.

Dodge WC51/52 мог потянуть прицеп массой 2 тонны, что позволяло ему выступать в роли тягача противотанковых и дивизионных орудий. Новый расширенный кузов с деревянными лавками вмещал отделение солдат, причем под лавками располагались просторные рундуки. «Излишеств» вроде печки не предусматривалось. Впрочем, ее отчасти заменяли двигатель и коробка, которые ощутимо нагревали перегородку между местом водителя и моторным отсеком. Расход топлива составлял около 30 литров при движении по шоссе и в два раза больше по бездорожью. Рулевое управление отличалось большим передаточным числом в редукторе (23,2:1), за счет чего руль как для 40-х годов был очень легкий. Вот только крутить «баранку» приходилось весьма и весьма активно.

Основные модификации следующие. Во-первых, W53 — carry-all. Во-вторых, W57/56 — «командирец» соответственно с лебедкой и без оной. В третьих, WC58/WC64 — передвижная радиостанция. В-четвертых, WC60 — мастерская; в-пятых, WC54 — санитарный автомобиль и в-шестых WC59 (WC61) — прокладчики телефонных линий.
Особняком расположилась модель WC55 — шасси для самоходного противотанкового орудия M6. Пушка устанавливалась сзади в кузове и прикрывалась щитом толщиной 6 мм. Калибр, правда, был невелик — всего 37 мм. Соответственно толщина пробиваемой брони с дистанции 500 ярдов составляла 3,5 см. Но для кампании в Тунисе в 1942-43 годах подобная самоходка оказалась весьма кстати. Ее орудие позволяло свободно уничтожать все существующие итальянские танки, а также немецкие легкие танки и бронетранспортеры.

В конце 1942 года была выпущена трехосная модификация WC62 (без лебедки) и WC63 (с лебедкой). Привод обоих задних мостов осуществлялся индивидуальными карданными валами. Естественно, никаких межосевых дифференциалов и проходных мостов не было предусмотрено даже на стадии проекта (а как же — ведь это усложнение конструкции!). Длина WC62 составляла 5,47 метра (без лебедки), масса — 3290 кг. Тяговые возможности новой машины сильно увеличились за счет двухступенчатой раздаточной коробки. Грузоподъемность по сравнению с двухосной версией увеличилась радикально — 1,5 тонны. На лавках вдоль бортов могли разместиться уже 16 солдат. Вскоре появилась санитарная модификация — WC64.

Была предпринята попытка создать БТР на базе модели WC62. Опытный образец имел несколько увеличенную колесную базу, перевозил 12 солдат и отличался рациональным бронированием с наклонными бортами бронекорпуса на манер немецких бронетранспортеров. Машина удачно прошла испытания, однако на вооружение ее не приняли, посчитав, что армии вполне достаточно уже имеющихся БТР М2 и М3.

Вторая серия «носителей оружия» оказалась очень удачной. После окончания Второй мировой многие из них продолжили службу в армиях Франции, Голландии, Швеции, Австрии, Дании, Греции, Израиля и т.д. вплоть до середины 70-х годов. Да и американская армия использовала серию WC еще в войне во Вьетнаме. Очень много этих автомобилей впоследствии оказалось у гражданских владельцев. Серийное производство всех версий Weapon Carrier было прекращено в 1945 году. Впрочем, ненадолго.