Додж «три четверти»

Ср, 07/29/2015 - 18:21

Dodge WC51 в Красной Армии часто использовался как артиллерийский тягач. Некоторые из них были вооружены крупнокалиберными пулеметами М2 (фото автора)

Вид на приборную панель с передних сидений. Обратите внимание на запасное колесо, которое выполняет роль подлокотника для водителя. Справа от рычага КПП рычаг раздаточной коробки (включение переднего моста) и ручной тормоз. Лобовое стекло можно легко откинуть для уменьшения заметности машины (фото автора)

Трехосная версия WC63, грузоподъемностью 1,5 тонны (фото автора)

POWER WAGON

Поскольку рынок военной техники был временно затоварен излишками, оставшимися с войны, руководство концерна Chrysler решило оперативно подготовить гражданскую версию «трех-четвертного» — Power Wagon. Раму взяли от модели WC52, растянув базу с 2490 мм до 3200 мм, кузов-пикап и неразборные колеса — от модели WC3, а закрытую кабину — от довоенного коммерческого грузовика. Передняя часть с доработками (убрали защитные решетки на фарах) была позаимствована от военного грузовика Dodge T234, разработанного специально для армии Китая.

Двигатель и коробка передач не отличались от тех, что устанавливались на Dodge WC51/52. А вот раздаточную коробку сделали двухступенчатой. Разумеется, осталась (под заказ) лебедка фирмы Braden. Грузоподъемность машины увеличили до 1 тонны. И в таком виде новоиспеченный Dodge Power Wagon пошел в продажу в конце 1945 года.

Интересно, что новый внедорожник-пикап был снабжен дополнительным валом отбора мощности, что делало его просто идеальным шасси для самых разнообразных спецкузовов и агрегатов. Причем менеджеры Chrysler расхрабрились настолько, что принялись продвигать полноприводный пикап в качестве альтернативы трактору. Дошло до того, что с конца 40-х годов для нового Dodge выпускались гидроподвески для культиватора, плуга, бороны и прочих сельхозорудий.
Кроме того, в фирменных каталогах, посвященных Power Wagon, с удовольствием рассказывали, что новый грузовик можно использовать как малый локомотив, кран, бульдозер и даже грейдер. Вал отбора мощности автоматически превращал его в передвижную силовую установку для привода молотилки, насосов, генератора, пилы и т.д. В общем, получился некий идейный предшественник немецкого Unimog. Однако на консервативных покупателей вся эта рекламная шумиха не произвела должного впечатления. С точки зрения фермера, как трактор новый Dodge был не очень-то и хорош из-за недостаточного тягового усилия, плохого обзора из кабины (по тракторным меркам) и недостаточной прочности. Зато машину неожиданно охотно стали покупать пожарные, особенно для тушения лесных пожаров, ремонтники, связисты — словом, все те, кому требовался надежный грузовик-вездеход для езды по труднодоступным районам. Кроме того, Power Wagon охотно приобретали хозяева различных автосервисов в качестве шасси для автоэвакуатора. А как же — все-таки бывший артиллерийский тягач!

На счету Power Wagon есть и своеобразный рекорд. Это один из немногих американских автомобилей вообще, который не менялся внешне и почти не менялся конструктивно на протяжении 25 лет конвейерной жизни. Подумать только! Отдельные крылья и подножки 40-х уступали место плавным понтонным кузовам начала 50-х. Их в свою очередь вытеснили яркие и резкие «ракеты на колесах» второй половины 50-х, которые резко приземлились в начале 60-х, превратившись в спокойные угловатые автомобили подчеркнуто рационального дизайна. А Dodge Power Wagon за все это время лишь чуть-чуть изменил форму кузова.

Правда, под старомодными обводами постепенно поселялись современные узлы и агрегаты. Мощность проверенного нижнеклапанного двигателя постепенно повышалась до 113 л.с., а затем и до 125 л.с. (рабочий объем поднялся до 4,1 литра). В течение 50-х годов Power Wagon обзавелся полностью синхронизированной коробкой передач, рулем с гидроусилителем и генератором переменного тока. В 60-х годы технических новинок было только две — новые муфты включения передних колес и двухконтурная тормозная система. А сняли с производства гражданский вариант «носителя оружия» только в 1971 году.