Дорожная партизанская война в период Великой Отечественной войны

Пнд, 08/17/2015 - 00:58

Схема мины ТМ-35

Схема мины ТМ-41

Схема мины ЯМ

Схема мины ТМБ-2



Во время Великой Отечественной войны советские партизаны удары в тылу врага нацеливали на железнодорожные коммуникации противника. Но не во всех районах временно оккупированной территории железные дороги были развиты, и там активно применялись автомобильные перевозки.

С началом Великой Отечественной войны со стремительным передвижением фронта так же стремительно двигались сотни и даже тысячи автомобилей с боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и другими необходимыми средствами для ведения войны. Железнодорожный транспорт поначалу применялся мало, и это объясняется следующими причинами:

Во-первых, необходимо перешивание широкой советской колеи на узкую европейскую, а это требует времени.
Во-вторых, немецкий план молниеносной войны не предусматривал подвоза пополнения материальных средств из глубокого тыла.
В-третьих, автомобили могут следовать прямо за войсками по дорогам, тогда как за пополнением средств, перевозимых по железным дорогам, необходимо дополнительно ехать на станцию разгрузки.

Четвертой причиной является «разбалованность» немцев и их союзников высоким качеством автомобильных дорог в порабощенной ими Западной Европе и самой Германии и недостаточный учет немецким командованием пресловутого русского бездорожья.

Совершив стремительный марш по Западной Европе, немцы надеялись так же стремительно пройти по Советскому Союзу, но практически полное отсутствие качественных автомобильных дорог в немалой степени помешало осуществлению планов блицкрига. Успешному продвижению немцев по Франции и другим странам Западной Европы способствовала широкая сеть весьма качественных автодорог, по которым с легкостью проходили немецкие танки. Развитие широкой автодорожной сети во Франции проводилось на государственном уровне в преддверии подготовки к будущей войне.

Дорожная сеть в Европейской части Советского Союза была развита весьма слабо, но немцы поначалу очень активно использовали автодороги. Этим объясняется уничтожение за первые два года войны партизанами 1191 танка и бронемашины и 14645 грузовых и легковых автомобилей.
Воздействие партизан на шоссейные и грунтовые дороги противника производилось путем минирования дорог управляемыми минами, минами мгновенного действия и минами замедленного действия, зачастую с одновременным устройством засад; путем устройства завалов на лесных и горных дорогах; путем разбрасывания различных шипов и досок с гвоздями; путем подпиливания опор деревянных мостов, обстрела снайперскими группами автомашин противника, на грунтовых дорогах иногда вырывались ямы-ловушки, которые тщательно маскировались.

Удары партизан по автодорогам, по сравнению с ударами по железным дорогам, были не столь массовыми. Это объясняется целым рядом причин. Остановимся на главнейших из них:

1. Автомобильные дороги в глубоком тылу для оккупантов имели меньшее значение, т.к. основные перевозки совершались по железным дорогам.
2. Минировать автомобильные дороги с твердым покрытием было значительно труднее, чем минировать железнодорожное полотно. Особенно трудно было хорошо замаскировать установку мин, т.к. для этого приходилось взламывать твердое покрытие автомобильной дороги.
3. Наезд автотранспорта на дорожную мину не столь же неизбежен, как наезд поезда на минированный участок пути: поезд всегда идет по точно обозначенной и ограниченной колее, тогда как автомобиль может пройти рядом с миной и не вызвать ее взрыв.
Однако, несмотря на многие трудности, партизаны при любом удобном случае совершали диверсии на автомобильных дорогах и делали это умело, находчиво и успешно.
Массовость ударов партизан по автомобильным дорогам противника в большой степени зависела от географических условий местности и степени развитости дорожной сети в районе действий.

В областях с наличием больших лесных массивов партизаны активно устраивали засады и производили минирование автодорог. Причем в 1941-42 гг. количество уничтоженной автомобильной и бронетехники во много раз превышало количество произведенных крушений составов противника.

В конце 1942 года — начале 1943 года партизаны стали наносить одинаково активные удары по автомобильным и железным дорогам противника. Это объясняется тем, что в это время на вооружение партизан стала поступать специальная диверсионная техника, позволявшая наносить эффективные удары по железным дорогам. Необходимо понимать, что для минирования автомобильных дорог годились стандартные противотанковые мины, а для диверсий на железных дорогах в начальный период войны специальной техники не было (подробнее об этом см. НиТ №5 за 2011 год).

Другие материалы рубрики


  • Национальный совет Сирии. Вооруженные формирования оппозиции включают так называемую Сирийскую свободную армию (ССА), формирования исламистов, террористические группы «Аль-Каиды» и преступные группировки.
    ССА поддерживается Турцией, США, Францией и насчитывала в 2011 г. до 4 тыс. перебежчиков из сирийских ВС. Она базируется на юге Турции, где расположены ее тренировочные лагеря. Штаб ССА находится в районе порта Искендерун. Эти силы насчитывали около 30 батальонов по 100-150 боевиков, вооруженных современным стрелковым оружием, гранатометами, минометами, ПТРК, ПЗРК и оснащенных средствами ночного видения и спутниковой связи. Они готовятся офицерами НАТО, которые снабжают их разведывательной информацией (спутниковыми фото и данными радиоперехвата). Батальоны ССА активно пытаются захватить Хомс, чтобы превратить его в подобие ливийского Бенгази весны 2011 г. и передать под защиту стран НАТО. В случае осуществления этого плана намечено организовать в Хомс из Турции «гуманитарный коридор». Также были организованы столкновения в городах Хама, Идлиб, Халеб и др.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • С марта 2011 года в Сирии продолжаются кровопролитные столкновения между силовыми структурами, верными президенту Асаду, и вооруженными формированиями оппозиции. Эти события явились одним из звеньев в цепи арабских «народных революций» этого периода и имеют в т.ч. религиозные и политические аспекты. Правящая в Сирии группировка президента Асада принадлежит к шиитской секте алавитов, члены которой составляют до 15% населения страны, тогда как 66% сирийцев — сунниты. Однако президента поддерживают еще друзы, шииты и христиане (19% граждан). Кроме того, часть суннитов не примкнули к оппозиции, а курдское национальное меньшинство (9% населения) придерживается нейтралитета. Асад опирается на партию «Баас», дискредитировавшую себя за долгие годы правления. Оппозиция выступает за уход в отставку президента вместе с его алавитской группировкой, устранение от власти партии «Баас», как это было в Египте, и проведения демократических реформ. Такова версия западных и большинства арабских СМИ.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Промежуточным итогом первых двух частей статьи можно сделать вывод о том, что война коалиции стран НАТО против Сирии представляется маловероятной. Но достаточно ли мала эта вероятность? Не смогут ли вмешаться какие-то неизвестные нам факторы, в результате чего война все-таки начнется? Поэтому представляет интерес вопрос (пока теоретический) — как будет протекать такая гипотетическая война и чем она закончится? Также возникает практический вопрос — к чему приведет идущая сейчас в Сирии гражданская война? Ниже представлены два гипотетических сценария: воздушной операции против Сирии коалиции стран НАТО и гражданской войны в этой стране.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • В 2011 году внимание мировой прессы было приковано к серии державных потрясений в ряде арабских стран, и в первую очередь, в Египте — одной из крупнейших стран Ближнего Востока. Они были обусловлены недовольством народа режимом президента Мубарака, управлявшего Египтом в течение 30 лет, безработицей, коррупцией и инспирированы местными исламистами, а также их вдохновителями и спонсорами из-за рубежа. В Египте прошли серии массовых демонстраций, которые сопровождались многочисленными жертвами. В итоге под давлением оппозиции, командования вооруженных сил (ВС) и после призывов руководителей ведущих стран Запада президент Мубарак был вынужден уйти в отставку. Тогда ВС заняли нейтральную позицию и не стали вмешиваться в противостояние президента с народом, но они удержали страну от хаоса, взяв под контроль стратегически важные объекты и прекратив стычки между противниками и сторонниками президента. Власть была передана Высшему совету ВС (ВСВС), который обязался через полгода передать ее демократически избранному президенту и прекратить, после завершения волнений, действие закона о чрезвычайном положении. При этом были распущены парламент и правящая национально-демократическая партия, а также приостановлено действие конституции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • СВ Египта после 70-х годов развивались от крупных пехотных сил к меньшим, лучше подготовленным механизированным силам. СВ Египта почти полностью перешли на вооружение США, что отражало смену внешнеполитической ориентации и движение в направлении механизации и повышения мобильности. СВ сейчас создали почти полностью механизированные силы, оснащенные, в основном, американскими вооружениями (танки М1А1 и М60, БТР М113, СГ М109 и др.).
    Вооружение СВ отражает постоянную американскую военную помощь Египту. Ежегодная военная помощь США в размере 1,3-1,5 млрд. долл. используется, в основном, для производства по лицензии американского вооружения. Большое количество устаревшего советского вооружения было заменено западным, более современным и эффективным. Первой основной системой вооружений, предоставленной США, являлись танки М60А1/3, 850 ед. которых было поставлено для замены Т-54/55 после соглашений в Кэмп Дэвиде. Следующим шагом было лицензионное производство танков М1А1, которыми в значительной степени уже переоснастили СВ. Основными египетскими БТР стали 2600 М113, которые заменили БТР-50. Однако СВ продолжает использовать определенное число советских бронированных машин, в т.ч. танков, которые были модернизированы за счет внедрения оборудования ночного видения и систем управления огнем.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Численность личного состава регулярных ВС Египта и их резерва примерно равна, при этом в мирное время ВС, СВ, ВВС и ВМС развернуты на 49%, 48%, 55% и 57% соответственно. По штату укомплектованы боевые формирования ВС, а в военное время разворачиваются некоторые формирования обеспечения.
    Регулярные ВС Израиля в 3,2 раза меньше их резерва, при этом в мирное время ВС, СВ, ВВС и ВМС развернуты на 24%, 21%, 34% и 49% соответственно. Относительно развернуты ВВС и ВМС, а СВ — только на 21%. Через трое суток ВС Израиля полностью разворачиваются до штатного состава.
    Отсюда видно, что боевой состав ВС Египта в мирное время, в основном, развернут, тогда как у Израиля относительно развернуты только ВВС и ВМС, а СВ — только на 1/5 и очень зависят от возможности призыва.



  • Разрушение борта парусного линейного корабля при практикуемых толщинах его набора и обшивки было весьма сложной задачей даже для кораблей одинакового с ним ранга. В связи с этим общепринятой оценкой боевой мощи корабля стала суммарная масса ядер в бортовом залпе. При этом обязательным условием для повреждения обшивки было сохранение ядрами максимально возможной силы удара, чем и объяснялся выбор минимальной, так называемой «пистолетной», дистанции боя. Подобная тактика морского боя сохранялась и в начале ХХ столетия, хотя в военном кораблестроении произошли серьезные изменения:
    — на смену гладкоствольным бомбическим орудиям пришла нарезная артиллерия и удлиненные цилиндрические снаряды с оживальной головной частью;
    — дубовая обшивка корпуса была заменена железной, а затем и стальной броней.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6