Дорожная партизанская война в период Великой Отечественной войны

Пнд, 08/17/2015 - 00:58

Устройство мины АС-1

Схема засады партизанского отряда на участке автодороги
Минск — Москва

Советские партизаны после успешной операции

Об указанных фактах красноречиво говорят следующие цифры.
По официальным данным партизанские и диверсионные группы Орловской области на 15.12.41 г. уничтожили 3 танка, 18 бронемашин, 100 грузовых автомашин, 13 мотоциклов и 155 повозок с военными грузами. При этом не пустили под откос ни одного эшелона противника. А к 1 июня 1942 года пустили под откос 27 эшелонов, уничтожили 414 автомашин, 40 танков и бронемашин и другую технику.

В Калининской области в 1941-42 гг. наносили одинаково сильные (конечно, относительно) удары по железным и шоссейным дорогам. По официальным данным партизаны области с начала войны и по 1.11.42 г. организовали 287 крушений эшелонов, уничтожили 1218 автомашин, 131 мотоцикл, 21 танк и 245 повозок с грузами.
После получения партизанами области специальной диверсионной техники только за май и половину июня 1943 года уничтожили 78 автомашин, 7 мотоциклов, 5 танков, устроили 39 крушений эшелонов противника, в которых разбилось 427 вагонов. (Соотношение количества разбитых вагонов к количеству пущенных под откос эшелонов хорошо показывает, насколько были эффективнее диверсии на железных дорогах, по сравнению с диверсиями на автомобильных дорогах. Об этом не раз писал еще во время войны И.Г. Старинов)

Партизаны Витебской области на 01.08.42 г. уничтожили: грузовых автомашин — 161, легковых — 2, танкеток — 12, мостов на шоссейных и грунтовых дорогах — 71. При этом не пустили под откос ни одного эшелона противника, хотя по области проходили участки крупных железных дорог.
Хорошо показывает зависимость воздействия партизан на железные и автомобильные дороги (особенно это относится к железным дорогам) от наличия специальной техники у партизан официальная статистика по Смоленской области (таб. 1).

В степных районах партизаны также наносили удары по автомобильным дорогам противника.

Так, в Сталинградской области и в Калмыцкой АССР железных дорог было немного, и противник активно использовал широкую сеть грунтовых дорог. В Астрахани существовала специальная разведывательная школа №005, в которой готовились группы диверсантов как раз для действий в этом сложном районе.
Эффективность действий групп была невысокой, но иногда диверсии были очень успешными. Так, на установленный диверсантами на обочине дороги камнеметный фугас в Калмыкии наскочил эскадрон казаков. Фугас сработал в середине эскадрона. Булыжники буквально раздробили коней и людей. Весть об этом разнеслась по всей округе, после чего конные патрули и обозы противника стали ездить по степи рядом с дорогой. Тогда диверсанты стали нацеливать фугас в другую сторону. И все повторилось вновь.
В Крымских горах и на Кубани партизаны также действовали весьма активно. Так, на 01.05.43 г. партизаны Крыма пустили под откос 15 эшелонов (из них в 1943 году — 11 шт.) и при этом уничтожили порядка 1500 автомашин! Данные взяты из официальных источников, но цифра в 1500 машин, уничтоженных в Крыму, вызывает очень большие сомнения.
В Краснодарском крае на 08.04.43 г. партизаны захватили и уничтожили 206 автомашин, 32 подводы, 3 трактора, 8 бронемашин, 1 танк, 6 танкеток, 1 автоцистерну и пустили под откос 14 эшелонов, при этом разрушив 307 вагонов.

Мины для партизан

Весь период войны советские партизаны для минирования автодорог применяли армейские противотанковые мины, такие как: ТМ-35 и ТМ-35М, ТМД-40, ТМ-41 и серии ТМБ и ЯМ. С началом войны для партизан стали разрабатывать и изготовлять специальные диверсионные мины, однако применялись они редко. К таким минам относятся: автомобильная мина АС (конструкции И.Г. Старинова), дорожные мины ДМ, ДМ-3 (предложена В.П. Яковлевым) и ДМ-4, МЗД-4 и МЗД-5, также неизвлекаемые мины серии НМ. Кроме стандартных мин партизаны применяли и самодельные мины, переделывали и противопехотные мины серии ПМД (ПМД-6, ПМД-7, ПМД-7ц), которые усиливали дополнительным зарядом ВВ.

Кратко остановимся на конструкции данных мин.
Мины ТМ-35 и ТМ-35М по своему строению аналогичны и отличаются только высотой и массой заряда ВВ. Мины состоят из металлического корпуса с щитком размером 23х22х8,5 см (у ТМ-35) и 23х22х11,5 см (у ТМ-35М), внутри которого расположен взрывной механизм, взрыватель МУВ и заряд ВВ массой 2,8 кг (у ТМ-35) или 4 кг (у ТМ-35М). Мина срабатывает при наезде гусеницы танка или колеса автомобиля (телеги) более чем на 1/3 щитка.
Мины ТМ-39 и ТМД-40 имеют одинаковое строение и отличаются размерами — 60х13х12,2 см у ТМ-39 и 60х14х10,16 см у ТМД-40, общей массой — 6,9 кг у ТМ-39 и 6,7 кг у ТМД-40 и материалом корпуса: у ТМ-39 он металлический, а у ТМД-40 — деревянный. Заряд ВВ у обеих мин одинаковой массы и составляет 2,8 кг. Мины состоят из корпуса, к которому на болтах (у ТМ-39) или гвоздях (у ТМД-40) крепится крышка. В мине помещается взрывной механизм и заряд ВВ. Мина срабатывает от наезда на ее крышку.

Мина ТМ-41 широко применялась в 1941-1942 гг. Она была разработана взамен довольно слабых мин ТМ-35 и ТМ-39 (ТМД-40), но из-за потери промышленной базы металлургии ее изготовление было прекращено. Масса мины — 5,4 кг, масса заряда ВВ — 3,8 кг, диаметр — 26,5 см, высота — 14,5 см. Мина ТМ-41 состоит из жестяного корпуса, гофрированного в верхней части. Внутри корпуса имеется жестяная перегородка, в центре которой закреплен металлический стаканчик для промежуточного детонатора. На крышке корпуса имеется металлическая пробка, которая отвинчивается для вставления в мину взрывателя МВ-5. Мина взрывается при давлении на ее корпус-крышку, при этом гофры сжимаются, крышка мины опускается и пробка давит на головку взрывателя. Взрыватель срабатывает, и происходит взрыв мины.
В 1944 году появилась очень мощная мина ТМ-44, которая от мины ТМ-41 отличалась только размером и массой. Мина ТМ-44 советскими партизанами не применялась, но она нашла широкое применение в войнах в Юго-Восточной Азии. Ее масса составила 9,5 кг (из них заряд ВВ — 7,25 кг), диаметр уменьшился до 25 см, а высота увеличена до 17,5 см.

Другие материалы рубрики


  • Национальный совет Сирии. Вооруженные формирования оппозиции включают так называемую Сирийскую свободную армию (ССА), формирования исламистов, террористические группы «Аль-Каиды» и преступные группировки.
    ССА поддерживается Турцией, США, Францией и насчитывала в 2011 г. до 4 тыс. перебежчиков из сирийских ВС. Она базируется на юге Турции, где расположены ее тренировочные лагеря. Штаб ССА находится в районе порта Искендерун. Эти силы насчитывали около 30 батальонов по 100-150 боевиков, вооруженных современным стрелковым оружием, гранатометами, минометами, ПТРК, ПЗРК и оснащенных средствами ночного видения и спутниковой связи. Они готовятся офицерами НАТО, которые снабжают их разведывательной информацией (спутниковыми фото и данными радиоперехвата). Батальоны ССА активно пытаются захватить Хомс, чтобы превратить его в подобие ливийского Бенгази весны 2011 г. и передать под защиту стран НАТО. В случае осуществления этого плана намечено организовать в Хомс из Турции «гуманитарный коридор». Также были организованы столкновения в городах Хама, Идлиб, Халеб и др.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 2011 году внимание мировой прессы было приковано к серии державных потрясений в ряде арабских стран, и в первую очередь, в Египте — одной из крупнейших стран Ближнего Востока. Они были обусловлены недовольством народа режимом президента Мубарака, управлявшего Египтом в течение 30 лет, безработицей, коррупцией и инспирированы местными исламистами, а также их вдохновителями и спонсорами из-за рубежа. В Египте прошли серии массовых демонстраций, которые сопровождались многочисленными жертвами. В итоге под давлением оппозиции, командования вооруженных сил (ВС) и после призывов руководителей ведущих стран Запада президент Мубарак был вынужден уйти в отставку. Тогда ВС заняли нейтральную позицию и не стали вмешиваться в противостояние президента с народом, но они удержали страну от хаоса, взяв под контроль стратегически важные объекты и прекратив стычки между противниками и сторонниками президента. Власть была передана Высшему совету ВС (ВСВС), который обязался через полгода передать ее демократически избранному президенту и прекратить, после завершения волнений, действие закона о чрезвычайном положении. При этом были распущены парламент и правящая национально-демократическая партия, а также приостановлено действие конституции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Промежуточным итогом первых двух частей статьи можно сделать вывод о том, что война коалиции стран НАТО против Сирии представляется маловероятной. Но достаточно ли мала эта вероятность? Не смогут ли вмешаться какие-то неизвестные нам факторы, в результате чего война все-таки начнется? Поэтому представляет интерес вопрос (пока теоретический) — как будет протекать такая гипотетическая война и чем она закончится? Также возникает практический вопрос — к чему приведет идущая сейчас в Сирии гражданская война? Ниже представлены два гипотетических сценария: воздушной операции против Сирии коалиции стран НАТО и гражданской войны в этой стране.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • С марта 2011 года в Сирии продолжаются кровопролитные столкновения между силовыми структурами, верными президенту Асаду, и вооруженными формированиями оппозиции. Эти события явились одним из звеньев в цепи арабских «народных революций» этого периода и имеют в т.ч. религиозные и политические аспекты. Правящая в Сирии группировка президента Асада принадлежит к шиитской секте алавитов, члены которой составляют до 15% населения страны, тогда как 66% сирийцев — сунниты. Однако президента поддерживают еще друзы, шииты и христиане (19% граждан). Кроме того, часть суннитов не примкнули к оппозиции, а курдское национальное меньшинство (9% населения) придерживается нейтралитета. Асад опирается на партию «Баас», дискредитировавшую себя за долгие годы правления. Оппозиция выступает за уход в отставку президента вместе с его алавитской группировкой, устранение от власти партии «Баас», как это было в Египте, и проведения демократических реформ. Такова версия западных и большинства арабских СМИ.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Численность личного состава регулярных ВС Египта и их резерва примерно равна, при этом в мирное время ВС, СВ, ВВС и ВМС развернуты на 49%, 48%, 55% и 57% соответственно. По штату укомплектованы боевые формирования ВС, а в военное время разворачиваются некоторые формирования обеспечения.
    Регулярные ВС Израиля в 3,2 раза меньше их резерва, при этом в мирное время ВС, СВ, ВВС и ВМС развернуты на 24%, 21%, 34% и 49% соответственно. Относительно развернуты ВВС и ВМС, а СВ — только на 21%. Через трое суток ВС Израиля полностью разворачиваются до штатного состава.
    Отсюда видно, что боевой состав ВС Египта в мирное время, в основном, развернут, тогда как у Израиля относительно развернуты только ВВС и ВМС, а СВ — только на 1/5 и очень зависят от возможности призыва.



  • СВ Египта после 70-х годов развивались от крупных пехотных сил к меньшим, лучше подготовленным механизированным силам. СВ Египта почти полностью перешли на вооружение США, что отражало смену внешнеполитической ориентации и движение в направлении механизации и повышения мобильности. СВ сейчас создали почти полностью механизированные силы, оснащенные, в основном, американскими вооружениями (танки М1А1 и М60, БТР М113, СГ М109 и др.).
    Вооружение СВ отражает постоянную американскую военную помощь Египту. Ежегодная военная помощь США в размере 1,3-1,5 млрд. долл. используется, в основном, для производства по лицензии американского вооружения. Большое количество устаревшего советского вооружения было заменено западным, более современным и эффективным. Первой основной системой вооружений, предоставленной США, являлись танки М60А1/3, 850 ед. которых было поставлено для замены Т-54/55 после соглашений в Кэмп Дэвиде. Следующим шагом было лицензионное производство танков М1А1, которыми в значительной степени уже переоснастили СВ. Основными египетскими БТР стали 2600 М113, которые заменили БТР-50. Однако СВ продолжает использовать определенное число советских бронированных машин, в т.ч. танков, которые были модернизированы за счет внедрения оборудования ночного видения и систем управления огнем.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Разрушение борта парусного линейного корабля при практикуемых толщинах его набора и обшивки было весьма сложной задачей даже для кораблей одинакового с ним ранга. В связи с этим общепринятой оценкой боевой мощи корабля стала суммарная масса ядер в бортовом залпе. При этом обязательным условием для повреждения обшивки было сохранение ядрами максимально возможной силы удара, чем и объяснялся выбор минимальной, так называемой «пистолетной», дистанции боя. Подобная тактика морского боя сохранялась и в начале ХХ столетия, хотя в военном кораблестроении произошли серьезные изменения:
    — на смену гладкоствольным бомбическим орудиям пришла нарезная артиллерия и удлиненные цилиндрические снаряды с оживальной головной частью;
    — дубовая обшивка корпуса была заменена железной, а затем и стальной броней.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6