Дорожная партизанская война в период Великой Отечественной войны

Пнд, 08/17/2015 - 00:58

Партизанская бригада им. Пархоменко (более 1000 человек) Минского соединения выдвигается на «рельсовую войну»

Таблица 1

Таблица 2

Мины серии ТМБ (серия состояла из трех изделий — ТМБ-1, ТМБ-2 и ТМБ-С) были созданы в 1940-41 гг. и имеют различные размеры и массу. Масса мины — 6,6, 7 и 8 кг соответственно, масса заряда ВВ (аммонит) — 5,5 и 6,1 кг соответственно, диаметр — 27, 27,4 и 28,7 см соответственно, высота — 13, 15,2 и 16,8 см соответственно.
Мина состоит из двух бумажного литья половинок, склеенных битумом при помощи фанерного пояска. Внутри корпуса расположен заряд литого тротила или другого ВВ, посередине которого помещена тротиловая шашка массой 75 г, в которую через отверстие, закрытое стеклянной пробкой, в центре крышки вставляется взрыватель МВ-5. Мина срабатывает при давлении на ее корпус-крышку, которая при этом сплющивается; опускаясь вниз — давит на головку взрывателя, взрыватель срабатывает и мина взрывается.

Мины серии ЯМ имеют различные размеры и массу. Данные характеристики показаны в таблице 2.
Мина состоит из деревянного корпуса, внутри которого помещен заряд ВВ и взрыватель МУВ с Р-образной чекой, в отверстие которой вставлена деревянная чека. Мина срабатывает от нажима на верхний нажимной брусок, который ломает верхнюю доску корпуса; доска опускается вниз — и боковая планка выдергивает чеку взрывателя.

Дорожная мина серии ДМ предназначена для минирования автомобильных дорог, но может применяться и для минирования железных дорог. Мина ДМ состоит из круглой металлической коробки-блока, в которой размещены: часовой механизм, предохранитель (часовой механизм со стопорным мостиком), источник тока — батарейка от карманного фонаря, и два инерционных замыкателя, соединенных параллельно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Крышка мины скреплена с коробкой-блоком специальной смолистой массой, чем достигается герметичность механизмов мины. Через отверстие в коробке-блоке мины от механизма выведено два коротких и два длинных проводника. К коротким проводникам присоединяется электродетонатор, а длинные проводники служат для подключения батареи напряжением не менее 16 вольт на 5-10 секунд, чтобы пережечь стопорный мостик (тонкую проволочку, удерживающую маятник часового механизма). Металлическая коробка-блок помещается в деревянный ящик, в который устанавливается заряд мины массой 1,2 кг. В случае необходимости, при установке мина усиливается дополнительным зарядом взрывчатого вещества. После установки и пережигания стопорного мостика мина через 4 минуты переходит в боевое положение и взрывается от первого же сотрясения. Из-за высокой чувствительности вибрационных замыкателей мина неизвлекаема. Мина ДМ может устанавливаться в дорожное полотно на глубину до 0,25 м, а железнодорожное — до 0,5 м.

Дорожные мины ДМ-3 и ДМ-4 от мины ДМ отличаются незначительно, а именно: в коробке-блоке размещены два инерционных замыкателя (у мины ДМ-3), соединенных параллельно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, или вибрационный замыкатель ВЗ-1 (у мины ДМ-4), и часовой механизм. Из корпуса-блока выходит только два проводника — для подключения электродетонатора. Металлический корпус-блок размещен в деревянном ящике размером 155х155х30 мм, в котором также размещены батарея и заряд взрывчатого вещества массой 800 г. Часовой механизм запускается путем выдергивания пусковой чеки и обеспечивает замедление в 25 минут, после чего мина переходит в боевое положение и взрывается от первого встряхивания. Мины ДМ-3 и ДМ-4 устанавливаются на такие же глубины, как и мина ДМ.
У мин ДМ и ДМ-3 с инерционным замыкателем необходимо проверять зазор между концом пружинки и корпусом, и в случае необходимости его уменьшать. Если это не сделать, то есть серьезная вероятность отказа мины, и тогда она сможет сработать только в результате продолжительной нагрузки.
Мина ДМ-3 была предложена В.П. Яковлевым, одним из руководителей минирования города Харькова в 1941 году, а вибрационный замыкатель ВЗ-1 был создан в ГСКБ-47 Н.С. Носковым и Г.М. Дьячковым.

Автомобильная мина АС состоит из деревянного корпуса размером 170х120х75 мм, в котором размещены: заряд мины — тротиловая шашка массой 400 г, батарея типа СБС напряжением 6 вольт, два контакта — боевой и предохранительный — из медной проволоки с пружинами, колодка с двумя штепсельными гнездами для подключения электродетонатора и колодка с отверстием для вставления в нее электродетонатора при хранении и перевозке мины. Мина взрывается от замыкания электрической цепи в результате натяжения или обрыва натяжной нити. Мина применяется с дополнительным зарядом взрывчатого вещества необходимой массы. Мина была простой в обращении, однако у нее имелись недостатки. В частности, для проверки работоспособности была необходима лампочка от карманного фонарика. Во время войны лампочки были большой дефицит, и применение их было неоправдано — достаточно карманного омметра.
Существенные трудности вызывала установка мины, т.к. необходимо натягивать над дорогой натяжную нить так, чтобы рамка боевого контакта стала под углом 45°, что было трудно контролировать, особенно при установке мины ночью. Также необходимо было учитывать укорачивание нитки при намокании: при неверной установке мог произойти самоподрыв.

Мина АС разработана Стариновым И.Г. и была принята на вооружение РККА в 1941 году. По неподтвержденным данным, она была разработана в 30-е годы, когда Старинов занимался подготовкой партизанских кадров, и применялась еще во время Гражданской войны в Испании.

В конце 1942 года и в начале 1943 г. в небольших количествах украинским партизанам были выброшены мины мгновенного действия НМ-16. В середине 1944 года был выброшен усовершенствованный вариант мины НМ-16 — мина НМ-4.
Чаще всего партизаны данные мины устанавливали на железных дорогах, но они находили применение и на автомобильных дорогах. По этой причине остановимся на этих минах более подробно.

Обе мины по своей конструкции похожи и состояли из деревянного корпуса, внутри которого размещался часовой замыкатель с замедлением от 3 до 5 минут (НМ-16) или 25 минут (НМ-4), заряда ВВ (тротиловая шашка массой 200 г), в который вставлен электродетонатор, включенный в электрическую цепь из часового замыкателя, батареи, двух инерционных замыкателей (в минах НМ-4 позднего выпуска применялся вибрационный замыкатель ВЗ-1) и самого электродетонатора. Мина устанавливалась под рельс или шпалу, после чего выдергивалась пусковая чека и производилась окончательная маскировка мины.
Партизаны переделывали мины (особенно НМ-16 из-за малого срока замедления) так, чтобы можно было вынуть пусковую чеку за шнурок с поверхности земли после окончания маскировки.

Другие материалы рубрики


  • С марта 2011 года в Сирии продолжаются кровопролитные столкновения между силовыми структурами, верными президенту Асаду, и вооруженными формированиями оппозиции. Эти события явились одним из звеньев в цепи арабских «народных революций» этого периода и имеют в т.ч. религиозные и политические аспекты. Правящая в Сирии группировка президента Асада принадлежит к шиитской секте алавитов, члены которой составляют до 15% населения страны, тогда как 66% сирийцев — сунниты. Однако президента поддерживают еще друзы, шииты и христиане (19% граждан). Кроме того, часть суннитов не примкнули к оппозиции, а курдское национальное меньшинство (9% населения) придерживается нейтралитета. Асад опирается на партию «Баас», дискредитировавшую себя за долгие годы правления. Оппозиция выступает за уход в отставку президента вместе с его алавитской группировкой, устранение от власти партии «Баас», как это было в Египте, и проведения демократических реформ. Такова версия западных и большинства арабских СМИ.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Национальный совет Сирии. Вооруженные формирования оппозиции включают так называемую Сирийскую свободную армию (ССА), формирования исламистов, террористические группы «Аль-Каиды» и преступные группировки.
    ССА поддерживается Турцией, США, Францией и насчитывала в 2011 г. до 4 тыс. перебежчиков из сирийских ВС. Она базируется на юге Турции, где расположены ее тренировочные лагеря. Штаб ССА находится в районе порта Искендерун. Эти силы насчитывали около 30 батальонов по 100-150 боевиков, вооруженных современным стрелковым оружием, гранатометами, минометами, ПТРК, ПЗРК и оснащенных средствами ночного видения и спутниковой связи. Они готовятся офицерами НАТО, которые снабжают их разведывательной информацией (спутниковыми фото и данными радиоперехвата). Батальоны ССА активно пытаются захватить Хомс, чтобы превратить его в подобие ливийского Бенгази весны 2011 г. и передать под защиту стран НАТО. В случае осуществления этого плана намечено организовать в Хомс из Турции «гуманитарный коридор». Также были организованы столкновения в городах Хама, Идлиб, Халеб и др.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • СВ Египта после 70-х годов развивались от крупных пехотных сил к меньшим, лучше подготовленным механизированным силам. СВ Египта почти полностью перешли на вооружение США, что отражало смену внешнеполитической ориентации и движение в направлении механизации и повышения мобильности. СВ сейчас создали почти полностью механизированные силы, оснащенные, в основном, американскими вооружениями (танки М1А1 и М60, БТР М113, СГ М109 и др.).
    Вооружение СВ отражает постоянную американскую военную помощь Египту. Ежегодная военная помощь США в размере 1,3-1,5 млрд. долл. используется, в основном, для производства по лицензии американского вооружения. Большое количество устаревшего советского вооружения было заменено западным, более современным и эффективным. Первой основной системой вооружений, предоставленной США, являлись танки М60А1/3, 850 ед. которых было поставлено для замены Т-54/55 после соглашений в Кэмп Дэвиде. Следующим шагом было лицензионное производство танков М1А1, которыми в значительной степени уже переоснастили СВ. Основными египетскими БТР стали 2600 М113, которые заменили БТР-50. Однако СВ продолжает использовать определенное число советских бронированных машин, в т.ч. танков, которые были модернизированы за счет внедрения оборудования ночного видения и систем управления огнем.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Численность личного состава регулярных ВС Египта и их резерва примерно равна, при этом в мирное время ВС, СВ, ВВС и ВМС развернуты на 49%, 48%, 55% и 57% соответственно. По штату укомплектованы боевые формирования ВС, а в военное время разворачиваются некоторые формирования обеспечения.
    Регулярные ВС Израиля в 3,2 раза меньше их резерва, при этом в мирное время ВС, СВ, ВВС и ВМС развернуты на 24%, 21%, 34% и 49% соответственно. Относительно развернуты ВВС и ВМС, а СВ — только на 21%. Через трое суток ВС Израиля полностью разворачиваются до штатного состава.
    Отсюда видно, что боевой состав ВС Египта в мирное время, в основном, развернут, тогда как у Израиля относительно развернуты только ВВС и ВМС, а СВ — только на 1/5 и очень зависят от возможности призыва.



  • В 2011 году внимание мировой прессы было приковано к серии державных потрясений в ряде арабских стран, и в первую очередь, в Египте — одной из крупнейших стран Ближнего Востока. Они были обусловлены недовольством народа режимом президента Мубарака, управлявшего Египтом в течение 30 лет, безработицей, коррупцией и инспирированы местными исламистами, а также их вдохновителями и спонсорами из-за рубежа. В Египте прошли серии массовых демонстраций, которые сопровождались многочисленными жертвами. В итоге под давлением оппозиции, командования вооруженных сил (ВС) и после призывов руководителей ведущих стран Запада президент Мубарак был вынужден уйти в отставку. Тогда ВС заняли нейтральную позицию и не стали вмешиваться в противостояние президента с народом, но они удержали страну от хаоса, взяв под контроль стратегически важные объекты и прекратив стычки между противниками и сторонниками президента. Власть была передана Высшему совету ВС (ВСВС), который обязался через полгода передать ее демократически избранному президенту и прекратить, после завершения волнений, действие закона о чрезвычайном положении. При этом были распущены парламент и правящая национально-демократическая партия, а также приостановлено действие конституции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Разрушение борта парусного линейного корабля при практикуемых толщинах его набора и обшивки было весьма сложной задачей даже для кораблей одинакового с ним ранга. В связи с этим общепринятой оценкой боевой мощи корабля стала суммарная масса ядер в бортовом залпе. При этом обязательным условием для повреждения обшивки было сохранение ядрами максимально возможной силы удара, чем и объяснялся выбор минимальной, так называемой «пистолетной», дистанции боя. Подобная тактика морского боя сохранялась и в начале ХХ столетия, хотя в военном кораблестроении произошли серьезные изменения:
    — на смену гладкоствольным бомбическим орудиям пришла нарезная артиллерия и удлиненные цилиндрические снаряды с оживальной головной частью;
    — дубовая обшивка корпуса была заменена железной, а затем и стальной броней.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Промежуточным итогом первых двух частей статьи можно сделать вывод о том, что война коалиции стран НАТО против Сирии представляется маловероятной. Но достаточно ли мала эта вероятность? Не смогут ли вмешаться какие-то неизвестные нам факторы, в результате чего война все-таки начнется? Поэтому представляет интерес вопрос (пока теоретический) — как будет протекать такая гипотетическая война и чем она закончится? Также возникает практический вопрос — к чему приведет идущая сейчас в Сирии гражданская война? Ниже представлены два гипотетических сценария: воздушной операции против Сирии коалиции стран НАТО и гражданской войны в этой стране.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6