Дрейфующая станция «Северный полюс-1»

Сб, 08/30/2014 - 21:45

Члены экспедиции на Северный полюс 1937 года: Герои Советского Союза (слева направо): И.Т. Спирин, М.И. Шевелев, М.С. Бабушкин, О.Ю. Шмидт, М.В. Водопьянов, А.Д. Алексеев, В.С. Молоков

Над Северным полюсом 6 июня 1937 года водружен флаг СССР

Оборудуется лагерь экспедиции

Жилая палатка экспедиции

Эта же палатка через два дня

-

Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.
Льды — не меняющиеся каждый миг волны, но и незыблемостью настоящей суши они не обладают. Они постоянно движутся, увлекаемые течениями и ветрами. На Северном полюсе не установишь раз и навсегда какой-либо опознавательный знак, указывающий, что та или иная экспедиция побывала именно здесь. Поэтому честь первого покорения Северного полюса оспаривают друг у друга несколько отважных путешественников. В одних источниках можно прочесть, что первым полюса достиг американец Фредерик Кук 21 апреля 1908 г., в других — его соотечественник Роберт Пири 6 апреля 1909 г. Экспедиция же, относительно которой ни у кого не возникает сомнений (а именно, что ее участники во главе с Уолли Гербертом точно побывали именно на 90-ом градусе северной широты в точке пересечения всех меридианов), была организована лишь в 1969 г., к шестидесятой годовщине похода Пири. Не стоит, однако, придираться к десятым долям градуса. К тому времени в районе Северного полюса был проведен целый ряд интереснейших исследований, значительная часть которых принадлежала знаменитой экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина, состоявшейся в 1937-1938 гг.

Отважный замысел

Конец 20-х — 30-е гг. XX в. — время стремительного развития полярной авиации. Значительно меньше ограниченные состоянием льда, чем моряки и пешие путешественники, полярные летчики совершали дальние перелеты над Ледовитым океаном, исследуя белые пятна. В ряде случаев они делали посадку на лед вдалеке от земли. В 1932 г., объявленном «Первым международным полярным годом», в среде советских полярников возникла идея воздушной экспедиции на Северный полюс и основания в его районе научно-исследовательской станции на дрейфующей льдине. Подробный план этого отчаянно-смелого предприятия был утвержден кремлевским руководством в феврале 1936 г.
До сих пор длительное пребывание исследователей в центральных районах Ледовитого океана было затруднено сложностью доставки туда всех необходимых ресурсов. На этот раз к делу решили подойти основательно. На острове Рудольфа, самом северном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, являющемся ближайшей к Северному полюсу сушей (расстояние — около 900 км), был создан аэродром, который должен был служить перевалочной базой. Здесь вырос целый полярный поселок: два жилых дома, радиостанция, гараж, баня, два технических склада с электротележками, продовольственный склад и даже скотный двор.

Весной 1937 г. вылетевшие с острова Рудольфа летчики присмотрели ближайшую к Северному полюсу ледяную площадку, годную для посадки. 21 мая самолет, который вел Герой Советского Союза летчик Михаил Васильевич Водопьянов, совершил посадку приблизительно в 20 км за полюсом (если считать по прямой от острова Рудольфа) и высадил на ровную льдину размерами 5х3 км четырех полярников — будущий обслуживающий персонал научно-исследовательской станции. Руководителем станции стал Дмитрий Иванович Папанин, радистом — Эрнст Теодорович Кренкель. В состав экспедиции также вошли метеоролог и геофизик Евгений Константинович Федоров и гидробиолог Петр Петрович Ширшов, последний должен был выполнять на станции еще и функции врача. Самому старшему участнику экспедиции Папанину было 43 года, самому младшему, Федорову — 27. Пятым обитателем научной станции стал пес по кличке Веселый.

Последующие две недели на льдину, где обосновались папанинцы, прибывали самолеты с продовольствием и оборудованием.

6 июня произошло торжественное и официальное открытие первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1». В тот же день самолеты вернулись на остров Рудольфа, оставив четырех исследователей и собаку среди льдов. Предполагалось, что они останутся в Ледовитом океане на долгие месяцы, но точных сроков окончания экспедиции никто тогда назвать не мог. Все должно было зависеть от погоды и состояния льда. Взятых с собой продовольственных припасов хватало на 700 дней, но разумеется, на такой длительный срок пребывания во льдах никто не рассчитывал, просто брали в расчет возможную гибель части продовольствия.

Вчетвером среди льдов

Жилым домом папанинцам служила палатка, изготовленная по специальному заказу на московском заводе «Каучук». Вместе с кроватями она весила 53 кг. Ее длина составляла 3,7 м, ширина — 2,5 м, высота — 2 м. Материалом для нее послужил толстый брезент, между слоями было проложено два слоя гагачьего пуха. Пол был надувной. Толщина воздушной подушки, которая отделяла его ото льда — 15 см. Каркас палатки состоял из полых алюминиевых труб. У входа имелся тамбур, чтобы при открывании дверей ветер не выдувал тепло. Кровати были установлены в два яруса, как в купе железнодорожного вагона. В экспедицию взяли два вида спальных мешков: шелковые на гагачьем пуху и изготовленные из волчьего меха. Источником тепла в жилой палатке служили керосиновые лампы, но в ходе зимовки полярники пришли к выводу, что это не лучший способ отапливать помещение. Во время горения керосиновых ламп в палатке оставалось много копоти и становилось трудно дышать. Предпочтительнее были бы керосиновые печи с вытяжными трубами.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде по личным чертежам Эрнста Кренкеля изготовила для полярников две радиостанции: основную — мощностью в 80 Вт и аварийную — в 20 Вт. Источником питания служили щелочные аккумуляторы, заряжаемые от ветряка. На случай неподходящих погодных условий или неисправности ветряка папанинцы взяли с собой ножной и ручной двигатель, так называемый «солдат-мотор», построенный в виде велосипеда. На совсем уж крайний случай прихватили два бензиновых двигателя.
Для приготовления пищи на станции имелось два примуса тульского производства. Их резервуары вмещали до 12 л горючего, что избавляло от необходимости часто подливать керосин. Поначалу кухней полярникам служила отдельная шелковая палатка, позже ее заменила капитальная постройка из ледяных кирпичей. Для исследовательских работ в снаряжении экспедиции имелись специальные прорезиненные палатки, два клипер-бота, две байдарки и очень легкие, сконструированные по особым чертежам ясеневые нарты. Не исключалось, что исследователям придется спешно убираться с разваливающейся льдины.

Оказавшись на месте, полярники первым делом установили будку для метеорологических наблюдений и прорубили лунку, чтобы установить толщину льдины, которая должна была стать для них домом на долгие месяцы. Оказалось, что от воды их отделяет 3 м 10 см льда. В день официального открытия станции (6 июня 1937 г.) гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов измерил глубину моря на Северном полюсе. Оказалось — она равна 4290 м. Была взята также проба донного грунта, который представлял собой зеленовато-серый тонкий ил.

Если быть точным, то на момент взятия пробы папанинцы успели уже миновать Северный полюс. В те дни станция дрейфовала в сторону Гренландии со средней скоростью около 20 миль в сутки. Так что еще до отлета самолетов льдина пересекла 89 параллель. 7 июня координаты станции были 88 градусов 54 минуты северной широты и 20 градусов западной долготы.

Полюс смерти?

Готовясь к экспедиции, советские полярники исходили из распространенного тогда научного представления, что центральные районы Ледовитого океана абсолютно безжизненны. Предполагалось, что в океаническую воду, скрытую под ледяным щитом, не проникает достаточно света для развития там растительного планктона, который является основой пищевой пирамиды в море. Следовательно, и более высокоразвитые живые существа не могут постоянно обитать в этих местах.
Убежденным сторонником этой теории был такой авторитет в области полярных исследований, как Фритьоф Нансен. Но еще до того, как папанинцев покинули самолеты, они увидели неподалеку от станции чистика — водоплавающую птицу, обычную на побережье Северного Ледовитого океана. Впрочем, чистик мог быть случайным гостем на полюсе, и кто-то из полярников даже высказал мысль, что его завезли сюда самолетом. Но дальнейшие исследования папанинцев окончательно поставили крест на теории «полюса смерти». Первая же поднятая из толщи воды сетка была полна разнообразными мелкими животными: рачками, медузами и т. д. Что касается фитопланктона, то он также имелся в изобилии. Исследователи неоднократно наблюдали близ полюса весьма красивое зрелище: громоздящиеся глыбы льда, окрашенные микроскопическими водорослями в различные цвета: зеленые, красные и оранжевые.

Знакомство с обитателями полюса не ограничилось изучением фито- и зоопланктона. 1 августа станцию «Северный полюс» посетили три медведя, а точнее — белая медведица с двумя медвежатами. Наличие медвежат в столь высоких широтах особенно интересно, ведь это говорит о том, что крупные млекопитающие не просто иногда забредают в эти края, но и могут размножаться на дрейфующем льду.

Если есть медведи — крупнейшие полярные хищники, можно считать доказанным и существование в этих водах животных, которые служат им пищей — нерп и тюленей. 3 августа исследователи нашли подтверждение своим выводам, встретив в трещине у края льдины крупного лахтака (морского зайца). Папаницы оказались совершенно не готовы к такому обилию жизни на полюсе. Они даже не взяли с собой спирта для сохранения образцов фауны. Биолог экспедиции Петр Петрович Ширшов решал эту проблему, перегоняя в спирт предназначенный для употребления участниками экспедиции коньяк! Из бутылки коньяка получалось 500 г чистого спирта.

Другие материалы рубрики


  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3