Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55

Эффигия Уильяма Лонгспи из кафедрального собора в Солсбери

Фигура рыцаря из кафедрального собора в Уэльсе, Англия

Эффигия Жоффрея де Мандевиля из церкви Тэмпл в Лондоне

Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником. Середина XIV в. Рисунок Арона Шепса



Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

ВОПЛОЩЕННАЯ ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

Ценность эффигий исключительно велика, так как это едва ли не единственные памятники средневековой рыцарской культуры, не только дошедшие до наших дней, но и к тому же неплохо сохранившиеся. Ведь подлинников оружия и особенно доспехов эпохи XII-XIV вв. обнаружено так мало, что их буквально можно пересчитать по пальцам. Кольчуга — всего одна, несколько «больших шлемов», три меча типа фелчен или фальшион, ну и так далее. Более поздних цельнокованых доспехов сохранилось значительно больше, однако многие из них представляют собой новоделы более позднего времени, так что о раннем рыцарском снаряжении мы знаем главным образом по дошедшим до наших дней миниатюрам из рукописных манускриптов. Но… рисунок он и есть рисунок, понять на них что к чему очень часто просто невозможно. Ну а эффигии — это скульптуры обычно в полный рост, на которых самым тщательным образом переданы все детали костюма и воинского снаряжения усопшего. Хотя на многих эффигиях немало повреждений, они все же сохранились намного лучше, чем, например, украшающие соборы и городские площади статуи. Дело в том, что знатных рыцарей хоронили в то время по обычаю под полом церквей и соборов, а сами эффигии располагались над ними. Вот святость этого места их и охраняла — войны и непогода особо их не затронули. И сегодня едва ли не в каждом английском соборе или церкви, как и на континенте, мы можем увидеть хотя бы одну-две эффигии, причем самые ценные сегодня даже огорожены, так как относятся к признанным памятникам национальной культуры.

Наиболее ранний известный случай использования королевской эффигии связан с погребением короля Эдуарда II (1327 г.), после чего такая практика для англичан стала регулярной. Но это отнюдь не означает, что в Англии они до этого отсутствовали. Совсем нет! Например, известный английский историк Кристофер Граветт считает наиболее ранним скульптурным изображением такого типа фигуру Уильяма Лонгспи в кафедральном соборе в Солсбери, датируемую приблизительно 1230-1240 гг. Правда, она была частично восстановлена в XIX в., но от этого хуже не стала.

Но, как считают другие английские историки, существуют и более ранние эффигии, например, скульптуры Роберта Беркли из собора в Бристоле, датируемая 1170 г., Жоффрея де Мандевиля, первого графа Эссекса, датируемая 1185 г. (хотя сам он и умер в 1144 г.!), в храмовой церкви в Лондоне, Уильяма Маршала, второго графа Пемброка (там же — 1231 г.) и множество других, не только именных, но и безымянных. Причем особенно много эффигий появилось в XIII — XIV вв., хотя они использовались и позднее. И на всех этих скульптурах мы видим рыцарей в полном снаряжении, с мечами, кинжалами и щитами, причем у одних фигур голова покоится на специальной подушке, а у других прямо под головой или рядом с ней находится еще и боевой шлем.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭФФИГИЙ

Сначала эффигии появились в Англии, но поскольку рыцарская культура в то время была интернациональной, то очень скоро под влиянием англичан они появились также и во Франции, и в Германии, и в Испании, и, наконец, в Швейцарии, Италии и Дании. Причем интересно, что именно эффигиям в то время нередко доводилось зримо воплощать собой особу усопшего монарха. Первый такой случай относится к погребальной церемонии Карла VI (1422 г.). Кости и плоть короля, согласно обычаю, были доставлены из Руана (возможно, из Сен-Дени) в Вестминстерское аббатство, а эффигия, заменявшая его тело, покоилась при этом на крышке его гроба. В последующем практика использования эффигий во Франции была применена во время похорон Франциска I (1547 год) и при погребении Карла IX (1574 год). В то же время следует отметить, что эффигий так много, что именно они стали, в общем-то, главным источником информации о рыцарском вооружении и для того же К. Граветта в его книге «Рыцари. История английского рыцарства», опубликованной издательством «Эксмо» в 2010 г., и для капитального труда Дэвида Николя «Оружие и доспехи эпохи крестовых походов 1050-1350» (первый том которого был посвящен Западной Европе) (см.D. Nicolle. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350. Western Europe and the Crusaders States. Greenhill Books, London.1999. 636p.)

Другие материалы рубрики


  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • ...К моменту создания службы скорой помощи Дарья Диевна была уже хорошо известна харьковчанам своей просветительской и благотворительной деятельностью: по ее инициативе была создана женская гимназия. Для сбора средств для скорой помощи Оболенская предложила проводить массовую благотворительную акцию под названием “День лилового цветка”. К этому празднику члены Дамского комитета организовывали изготовление искусственных фиалок. Согласно народному поверью этот цветок ассоциируется со скромностью или смирением (фиалки в сценах поклонения волхвов символизируют целомудрие Девы Марии и кротость Младенца Иисуса Христа), а цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2