Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55

Уильям Фицральф из Пебмарша

Рыцарь Питер де Грандиссон в геральдической налатной одежде попирает ногами собаку, собор в Герефорде, Англия

Эффигия Иоахима Каммерера, ум. 1415 г. (Германия, Опенхейм, собор Св. Катерины), который был, видимо, большим модником

Конрад фон Зейншейм (ум.1369  г., Швейнфурт, Германия) имел «большой шлем», украшенный человеческой головой. Обратите внимание на крестообразное отверстие на краю шлема. В него пропускалась «пуговица» от нагрудной цепочки, и таким образом он к ней пристегивался

ЧТОБЫ НАРОД МОГ ПОСМОТРЕТЬ НА УСОПШЕГО КОРОЛЯ!

Именно тогда, кстати, эффигия была впервые использована для церемонии «презентации» тела усопшего монарха в официальной одежде и под государственными символами, чтобы простолюдины могли взглянуть на своего короля. В течение одиннадцати дней функцию тела усопшего короля выполняла изготовленная по этому случаю эффигия Франциска I, облаченная в парадные одежды и водруженная на специально сооруженный постамент. При этом ей прислуживали первые люди королевства, а слуги подавали ей любимые королевские блюда. Только на двенадцатый день ее заменили на гроб с телом монарха. Для похоронных процессий Генриха VII и его сына Генриха VIII их эффигии почему-то не применялись. А вот относительно посмертных изображений Эдуарда VI и его сестры Марии Тюдор сохранившиеся сведения весьма противоречивы. Известно только, что скульптура старшей дочери Генриха VIII, представлявшая собой изображение королевы во весь рост, была выставлена в Вестминстерском аббатстве для всеобщего обозрения вплоть до коронации Елизаветы Тюдор.

ЭФФИГИИ ПОКАЗЫВАЮТ И ОБЪЯСНЯЮТ

Но, конечно, наибольшую ценность эффигии представляют как исторический источник наших сведений о том, как выглядели рыцарские доспехи и оружие в этот период времени. Ведь, как уже отмечалось, очень многое с тех пор до нас просто не дошло, и хотя рисунки в рукописных манускриптах чаще всего очень яркие и красочные, они далеко не всегда позволяют рассмотреть все в деталях, потому что подчас они очень малы и к тому же нередко весьма схематичны.
А так, благодаря этим скульптурным памятникам, мы, историки, достаточно точно можем определить, когда и в какое время существовали те или иные перекрестия и навершия у рукояток мечей, какие у рыцарей были шлемы и нашлемные украшения, какие щиты, латы и налатные одеяния они носили. К счастью для нас, средневековые скульпторы очень точно передавали мельчайшие детали вооружения, включая пряжки на ремнях и даже кольца на кольчугах, поэтому все это достаточно легко опознать, ну а находки археологов все это чаще всего лишь только подтверждают.

Рассмотрим для примера фигуру все того же Жоффрея (или Джефри) де Мандевиля, которую К. Граветт относит к 1250 году. Правильный это год или нет, суть не так важно. Интереснее другое — типичный шлем-кастрюля у него на голове имеет странный «подбородник», похожий то ли на металлическую пластину, то ли на толстый кожаный ремень. Подобный же шлем мы видим и на миниатюре, изображающей убийство Томаса Беккета, запечатленной в конце XII или в начале XIII столетия. Но вот только если эта полоса металлическая, то… такой шлем на голову не наденешь! К сожалению, его эффигия довольно сильно повреждена, поэтому данный вопрос она никак не проясняет.

А вот две фигуры с западного фронтона кафедрального собора в Уэльсе, датируемые 1230 годом. Шлем левой фигуры снабжен единой для обоих глаз смотровой щелью и вертикальными прорезями для дыхания, по 12 с каждой стороны. Щит практически треугольный и с умбоном, так что, судя по этой скульптуре, умбоны на щитах в это время все еще рыцарями использовались.

Безымянная эффигия из Пешеворского аббатства в Вустершире (ок. 1270-1280 гг.) хороша тем, что на ней в боковой прорези сюрко отчетливо просматривается скрепленная ремешками кираса. То есть в это время такие кирасы уже носили, вот только непонятно — из какого материала их делали, потому что в равной степени это могла быть как кожа, так и металл. Такая же кираса просматривается и на скульптуре Гилберта Маршала, четвертого графа Пемброка, умершего в 1241 году, — то есть, очевидно, в Англии кирасы у рыцарей появились уже в середине XIII в. Кстати, на коленях у него отчетливо видны наколенные щитки («наколенники»), и то, что они уже появились в это время, доказывается их наличием сразу у нескольких скульптур. Мастерство оружейников того времени можно проследить и на примере эффигии дона Бернальдо Гулля де Экстенза (ум.1237 г.), рыцаря Жуана I Арагонского, у которого кольчужные рукава сплетены заодно с кольчужными перчатками, а на ногах уже имеются латные пластины с наколенниками. А вот датские рыцари, судя по эффигии Биргера Персона (ум.1327 г., собор города Упсала), даже спустя 100 лет все еще продолжали носить старомодные кольчужные доспехи без каких-либо пластинчатых дополнений.

Другие материалы рубрики


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2