Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55

Уильям Фицральф из Пебмарша

Рыцарь Питер де Грандиссон в геральдической налатной одежде попирает ногами собаку, собор в Герефорде, Англия

Эффигия Иоахима Каммерера, ум. 1415 г. (Германия, Опенхейм, собор Св. Катерины), который был, видимо, большим модником

Конрад фон Зейншейм (ум.1369  г., Швейнфурт, Германия) имел «большой шлем», украшенный человеческой головой. Обратите внимание на крестообразное отверстие на краю шлема. В него пропускалась «пуговица» от нагрудной цепочки, и таким образом он к ней пристегивался

ЧТОБЫ НАРОД МОГ ПОСМОТРЕТЬ НА УСОПШЕГО КОРОЛЯ!

Именно тогда, кстати, эффигия была впервые использована для церемонии «презентации» тела усопшего монарха в официальной одежде и под государственными символами, чтобы простолюдины могли взглянуть на своего короля. В течение одиннадцати дней функцию тела усопшего короля выполняла изготовленная по этому случаю эффигия Франциска I, облаченная в парадные одежды и водруженная на специально сооруженный постамент. При этом ей прислуживали первые люди королевства, а слуги подавали ей любимые королевские блюда. Только на двенадцатый день ее заменили на гроб с телом монарха. Для похоронных процессий Генриха VII и его сына Генриха VIII их эффигии почему-то не применялись. А вот относительно посмертных изображений Эдуарда VI и его сестры Марии Тюдор сохранившиеся сведения весьма противоречивы. Известно только, что скульптура старшей дочери Генриха VIII, представлявшая собой изображение королевы во весь рост, была выставлена в Вестминстерском аббатстве для всеобщего обозрения вплоть до коронации Елизаветы Тюдор.

ЭФФИГИИ ПОКАЗЫВАЮТ И ОБЪЯСНЯЮТ

Но, конечно, наибольшую ценность эффигии представляют как исторический источник наших сведений о том, как выглядели рыцарские доспехи и оружие в этот период времени. Ведь, как уже отмечалось, очень многое с тех пор до нас просто не дошло, и хотя рисунки в рукописных манускриптах чаще всего очень яркие и красочные, они далеко не всегда позволяют рассмотреть все в деталях, потому что подчас они очень малы и к тому же нередко весьма схематичны.
А так, благодаря этим скульптурным памятникам, мы, историки, достаточно точно можем определить, когда и в какое время существовали те или иные перекрестия и навершия у рукояток мечей, какие у рыцарей были шлемы и нашлемные украшения, какие щиты, латы и налатные одеяния они носили. К счастью для нас, средневековые скульпторы очень точно передавали мельчайшие детали вооружения, включая пряжки на ремнях и даже кольца на кольчугах, поэтому все это достаточно легко опознать, ну а находки археологов все это чаще всего лишь только подтверждают.

Рассмотрим для примера фигуру все того же Жоффрея (или Джефри) де Мандевиля, которую К. Граветт относит к 1250 году. Правильный это год или нет, суть не так важно. Интереснее другое — типичный шлем-кастрюля у него на голове имеет странный «подбородник», похожий то ли на металлическую пластину, то ли на толстый кожаный ремень. Подобный же шлем мы видим и на миниатюре, изображающей убийство Томаса Беккета, запечатленной в конце XII или в начале XIII столетия. Но вот только если эта полоса металлическая, то… такой шлем на голову не наденешь! К сожалению, его эффигия довольно сильно повреждена, поэтому данный вопрос она никак не проясняет.

А вот две фигуры с западного фронтона кафедрального собора в Уэльсе, датируемые 1230 годом. Шлем левой фигуры снабжен единой для обоих глаз смотровой щелью и вертикальными прорезями для дыхания, по 12 с каждой стороны. Щит практически треугольный и с умбоном, так что, судя по этой скульптуре, умбоны на щитах в это время все еще рыцарями использовались.

Безымянная эффигия из Пешеворского аббатства в Вустершире (ок. 1270-1280 гг.) хороша тем, что на ней в боковой прорези сюрко отчетливо просматривается скрепленная ремешками кираса. То есть в это время такие кирасы уже носили, вот только непонятно — из какого материала их делали, потому что в равной степени это могла быть как кожа, так и металл. Такая же кираса просматривается и на скульптуре Гилберта Маршала, четвертого графа Пемброка, умершего в 1241 году, — то есть, очевидно, в Англии кирасы у рыцарей появились уже в середине XIII в. Кстати, на коленях у него отчетливо видны наколенные щитки («наколенники»), и то, что они уже появились в это время, доказывается их наличием сразу у нескольких скульптур. Мастерство оружейников того времени можно проследить и на примере эффигии дона Бернальдо Гулля де Экстенза (ум.1237 г.), рыцаря Жуана I Арагонского, у которого кольчужные рукава сплетены заодно с кольчужными перчатками, а на ногах уже имеются латные пластины с наколенниками. А вот датские рыцари, судя по эффигии Биргера Персона (ум.1327 г., собор города Упсала), даже спустя 100 лет все еще продолжали носить старомодные кольчужные доспехи без каких-либо пластинчатых дополнений.

Другие материалы рубрики


  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3