Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55


Альбрехт II из Германии (сверху) носил шлем с разноцветными рогами, а вот Рудольф фон Заксенхаузен (снизу) (ум.1370 г., Франкфурт-на-Майне) украсил свой шлем лебединой головой, окрыленной золотыми крыльями — и эта же странная фигура изображалась и на его гербе

Роберт де Фревиль с женой (ум. 1400  г.) одет уже в цельнокованые доспехи за исключением кольчужного оплечья. Литтл Шелфорд, Англия

Эффигии на полу Круглой церкви Тэмпл в Лондоне

Мемориальная доска Хью Гастингса, на которой он изображен в бацинете с поднятым забралом

К ЧЕМУ КРЕПИЛИСЬ ЦЕПИ?

Хорошо известно, что в конце XIII в. у рыцарей вошли в моду цепи, прикреплявшиеся к рукояткам мечей и кинжалов (видимо, для того, чтобы их не потерять). Да, но к чему они крепились у них на груди — из рисунков не слишком понятно. А вот на металлической мемориальной доске сэра Роджера де Трампингтона из Трампингтонской церкви в Кембриджшире (ок.1326 г.) хорошо видно, что цепь от шлема прикреплена к веревочному поясу — очень ранний пример такого вот новшества.
У Джона де Нортвуда (ок.1330 г.) из Минстерского аббатства на острове Шеппи (Кент) цепочка к шлему цепляется за выступающий из розетки крючок на груди. Но на других, более поздних эффигиях розетки эти уже парные либо эти цепочки пропущены через прорези на сюрко и уже там, под ним, каким-то образом были закреплены на кирасе. Интересно, что, начиная с начала XIII в. и до конца XIV в., эти цепи можно увидеть едва ли не на каждой статуе, особенно в Германии, где они были больше всего популярны. Конечно, трудно представить, что человек мог успешно сражаться, намотав на себя четырехфутовую цепь (причем нередко золотую!), которой рукоять меча крепилась у него к груди; она наверняка должна была обмотаться вокруг руки, в которой он держал оружие, зацепиться за голову вражеской лошади или за оружие соседа. И потом, если рыцарь все-таки терял меч во время жестокой и долгой схватки верхом, разве не ясно, что цепь непременно запутается в стременах или в ногах любого, кто окажется поблизости? Однако, хотя риск такого происшествия и существовал, рыцари его либо игнорировали, либо, скорее всего, знали, как нужно действовать, чтобы не перепутать все эти свисающие цепи — точно так же, как мы без хлопот застегиваем «молнию» на джинсах.

А вот на мемориальной пластине рыцаря Уильяма Фицральфа, умершего в 1323 году, цепи отсутствуют, зато поверх кольчуги и на руках, и на ногах уже закреплены металлические щитки, от которых совсем недалеко и до полного латного доспеха!

Ну а то, что одежда рыцарей обычно имела геральдический характер, эффигии тоже подтверждают, так как на многих статуях мы видим изображения гербов и на щитах, и на одежде, в которую они облачены.

Например, в геральдическом джупоне (так стали именовать укороченный сюрко) изображен рыцарь Питер де Грандиссон (ум.1358 г.), раскрашенную эффигию которого с так называемым «почечным» кинжалом на поясе можно увидеть в Герефордском соборе.

Однако некоторым рыцарям было и этого мало! Например, раскрашенная эффигия сэра Роберта дю Бойза (ум. 1340 г., городская церковь в Ферсфильде, Норфолк) отличается от других тем, что и шлем, и сюрко с красным крестом на груди и даже перчатки белого цвета у нее покрывает геральдический горностаевый мех. Сразу же возникает вопрос — как это было сделано в реальности? Что, шлем и перчатки были обтянуты вышитой тканью или, так же как и на самой эффигии, их просто покрасили, а уже после этого разрисовали?

К ЧЕМУ КРЕПИЛИСЬ РОГА?

Мы часто представляем себе средневековых рыцарей закованными в металл с головы до ног, однако на самом деле длительное время ходить в «голых» доспехах считалось неприличным, как если бы кто-нибудь из нас сейчас отправился на улицу в пижаме. И на многих эффигиях очень часто это отнюдь не какой-нибудь кафтан-безрукавка, а самая настоящая одежда, из-под которой самих доспехов почти и не видно!

Именно они позволяют нам понять, что рыцари имели в обычае носить одновременно на голове не один шлем, а сразу два, которые надевались один на другой. Причем один из них — «большой шлем» с прорезями для глаз и вентиляционными отверстиями — закрывал лицо целиком, тогда как другой — бацинет — имел для него соответствующий вырез, поэтому поразить рыцаря ударом в голову было совсем нелегко! Впрочем, могло быть и так, что бацинет служил рыцарю для постоянного ношения, а для участия в схватке оруженосцы помогали ему его снять. И он вместо него водружал себе на голову «большой шлем», увенчанный гербовой фигурой самого диковинного вида, отвечавшей, видимо, его причудам и вкусам, так как бывало, что на гербе у него было изображено одно, а вот нашлемная фигура представляла нечто совершенно иное!

На иных шлемах, как, например, на шлеме Альбрехта II из Германии (ум. 1350 г.), красовались разноцветные рога впечатляющих размеров, дополнявшиеся к тому же еще и короной, указывавшей на высокий ранг ее владельца!

Что же касается все тех же шлемов с рогами, то благодаря эффигиям становится ясно, что крепились они совсем не к самому шлему, а на что-то вроде покрышки, надевавшейся на него сверху. При этом они были явно сделаны из чего-то совсем легкого, вроде папье-маше или тонкой выделанной кожи, но должны были иметь прочный каркас и к тому же держаться на нем так, чтобы при скачке не сваливаться.

ДОСПЕХИ, МЕЧИ И КИНЖАЛЫ…

Впрочем, уже в 1400 году появились и первые цельнокованые доспехи с кирасой из двух половинок и «юбкой-колоколом» из металлических полос. Вот только от классических «белых доспехов» эти латы отличаются наличием устаревшего кольчужного капюшона-бармицы с оплечьем, закрывающим плечи, часть груди и спины. Что там было под ним — неизвестно, однако причины, по которым от него впоследствии отказались, вроде бы довольно ясны. Ведь кольчужные кольца представляли настоящую «ловушку» для наконечника копья, а нужно было сделать так, чтобы он с доспехов соскальзывал.
Интересно, что забрала на шлемах-бацинет появились даже раньше, чем сами цельнокованые доспехи, а стоячие металлические воротники-подбородники — как раз и защищавшие шею от удара копья — рыцари носили уже в середине XIV в. По мемориальной доске сэра Хью Гастингса из церкви Св. Марии в Элсинге (Норфолк) мы можем судить, что такой подбородник — «бувигер» и шлем-бацинет с забралом на двух боковых петлях этот рыцарь носил и в 1367 г., и, видимо, такие доспехи его в это время вполне удовлетворяли. Хотя опять-таки бувигер закреплялся у него поверх кольчуги!

Другие материалы рубрики


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • ...К моменту создания службы скорой помощи Дарья Диевна была уже хорошо известна харьковчанам своей просветительской и благотворительной деятельностью: по ее инициативе была создана женская гимназия. Для сбора средств для скорой помощи Оболенская предложила проводить массовую благотворительную акцию под названием “День лилового цветка”. К этому празднику члены Дамского комитета организовывали изготовление искусственных фиалок. Согласно народному поверью этот цветок ассоциируется со скромностью или смирением (фиалки в сценах поклонения волхвов символизируют целомудрие Девы Марии и кротость Младенца Иисуса Христа), а цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.


  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.