Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55


Альбрехт II из Германии (сверху) носил шлем с разноцветными рогами, а вот Рудольф фон Заксенхаузен (снизу) (ум.1370 г., Франкфурт-на-Майне) украсил свой шлем лебединой головой, окрыленной золотыми крыльями — и эта же странная фигура изображалась и на его гербе

Роберт де Фревиль с женой (ум. 1400  г.) одет уже в цельнокованые доспехи за исключением кольчужного оплечья. Литтл Шелфорд, Англия

Эффигии на полу Круглой церкви Тэмпл в Лондоне

Мемориальная доска Хью Гастингса, на которой он изображен в бацинете с поднятым забралом

К ЧЕМУ КРЕПИЛИСЬ ЦЕПИ?

Хорошо известно, что в конце XIII в. у рыцарей вошли в моду цепи, прикреплявшиеся к рукояткам мечей и кинжалов (видимо, для того, чтобы их не потерять). Да, но к чему они крепились у них на груди — из рисунков не слишком понятно. А вот на металлической мемориальной доске сэра Роджера де Трампингтона из Трампингтонской церкви в Кембриджшире (ок.1326 г.) хорошо видно, что цепь от шлема прикреплена к веревочному поясу — очень ранний пример такого вот новшества.
У Джона де Нортвуда (ок.1330 г.) из Минстерского аббатства на острове Шеппи (Кент) цепочка к шлему цепляется за выступающий из розетки крючок на груди. Но на других, более поздних эффигиях розетки эти уже парные либо эти цепочки пропущены через прорези на сюрко и уже там, под ним, каким-то образом были закреплены на кирасе. Интересно, что, начиная с начала XIII в. и до конца XIV в., эти цепи можно увидеть едва ли не на каждой статуе, особенно в Германии, где они были больше всего популярны. Конечно, трудно представить, что человек мог успешно сражаться, намотав на себя четырехфутовую цепь (причем нередко золотую!), которой рукоять меча крепилась у него к груди; она наверняка должна была обмотаться вокруг руки, в которой он держал оружие, зацепиться за голову вражеской лошади или за оружие соседа. И потом, если рыцарь все-таки терял меч во время жестокой и долгой схватки верхом, разве не ясно, что цепь непременно запутается в стременах или в ногах любого, кто окажется поблизости? Однако, хотя риск такого происшествия и существовал, рыцари его либо игнорировали, либо, скорее всего, знали, как нужно действовать, чтобы не перепутать все эти свисающие цепи — точно так же, как мы без хлопот застегиваем «молнию» на джинсах.

А вот на мемориальной пластине рыцаря Уильяма Фицральфа, умершего в 1323 году, цепи отсутствуют, зато поверх кольчуги и на руках, и на ногах уже закреплены металлические щитки, от которых совсем недалеко и до полного латного доспеха!

Ну а то, что одежда рыцарей обычно имела геральдический характер, эффигии тоже подтверждают, так как на многих статуях мы видим изображения гербов и на щитах, и на одежде, в которую они облачены.

Например, в геральдическом джупоне (так стали именовать укороченный сюрко) изображен рыцарь Питер де Грандиссон (ум.1358 г.), раскрашенную эффигию которого с так называемым «почечным» кинжалом на поясе можно увидеть в Герефордском соборе.

Однако некоторым рыцарям было и этого мало! Например, раскрашенная эффигия сэра Роберта дю Бойза (ум. 1340 г., городская церковь в Ферсфильде, Норфолк) отличается от других тем, что и шлем, и сюрко с красным крестом на груди и даже перчатки белого цвета у нее покрывает геральдический горностаевый мех. Сразу же возникает вопрос — как это было сделано в реальности? Что, шлем и перчатки были обтянуты вышитой тканью или, так же как и на самой эффигии, их просто покрасили, а уже после этого разрисовали?

К ЧЕМУ КРЕПИЛИСЬ РОГА?

Мы часто представляем себе средневековых рыцарей закованными в металл с головы до ног, однако на самом деле длительное время ходить в «голых» доспехах считалось неприличным, как если бы кто-нибудь из нас сейчас отправился на улицу в пижаме. И на многих эффигиях очень часто это отнюдь не какой-нибудь кафтан-безрукавка, а самая настоящая одежда, из-под которой самих доспехов почти и не видно!

Именно они позволяют нам понять, что рыцари имели в обычае носить одновременно на голове не один шлем, а сразу два, которые надевались один на другой. Причем один из них — «большой шлем» с прорезями для глаз и вентиляционными отверстиями — закрывал лицо целиком, тогда как другой — бацинет — имел для него соответствующий вырез, поэтому поразить рыцаря ударом в голову было совсем нелегко! Впрочем, могло быть и так, что бацинет служил рыцарю для постоянного ношения, а для участия в схватке оруженосцы помогали ему его снять. И он вместо него водружал себе на голову «большой шлем», увенчанный гербовой фигурой самого диковинного вида, отвечавшей, видимо, его причудам и вкусам, так как бывало, что на гербе у него было изображено одно, а вот нашлемная фигура представляла нечто совершенно иное!

На иных шлемах, как, например, на шлеме Альбрехта II из Германии (ум. 1350 г.), красовались разноцветные рога впечатляющих размеров, дополнявшиеся к тому же еще и короной, указывавшей на высокий ранг ее владельца!

Что же касается все тех же шлемов с рогами, то благодаря эффигиям становится ясно, что крепились они совсем не к самому шлему, а на что-то вроде покрышки, надевавшейся на него сверху. При этом они были явно сделаны из чего-то совсем легкого, вроде папье-маше или тонкой выделанной кожи, но должны были иметь прочный каркас и к тому же держаться на нем так, чтобы при скачке не сваливаться.

ДОСПЕХИ, МЕЧИ И КИНЖАЛЫ…

Впрочем, уже в 1400 году появились и первые цельнокованые доспехи с кирасой из двух половинок и «юбкой-колоколом» из металлических полос. Вот только от классических «белых доспехов» эти латы отличаются наличием устаревшего кольчужного капюшона-бармицы с оплечьем, закрывающим плечи, часть груди и спины. Что там было под ним — неизвестно, однако причины, по которым от него впоследствии отказались, вроде бы довольно ясны. Ведь кольчужные кольца представляли настоящую «ловушку» для наконечника копья, а нужно было сделать так, чтобы он с доспехов соскальзывал.
Интересно, что забрала на шлемах-бацинет появились даже раньше, чем сами цельнокованые доспехи, а стоячие металлические воротники-подбородники — как раз и защищавшие шею от удара копья — рыцари носили уже в середине XIV в. По мемориальной доске сэра Хью Гастингса из церкви Св. Марии в Элсинге (Норфолк) мы можем судить, что такой подбородник — «бувигер» и шлем-бацинет с забралом на двух боковых петлях этот рыцарь носил и в 1367 г., и, видимо, такие доспехи его в это время вполне удовлетворяли. Хотя опять-таки бувигер закреплялся у него поверх кольчуги!

Другие материалы рубрики


  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2