Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55

Сэр Николас де Лонгсфорд (ум. ок. 1416  г.), с «бесагю» в форме раковины и рыцарским поясом на бедрах, однако сам меч у него уже висит на косой перевязи

Рисунок, выполненный по эффигиям итальянских рыцарей 1300-1350 гг.: две крайние фигуры изображают членов семьи Барриле, Кампания (церковь Св.Лоренцо Маджиоре, Неаполь, Италия); средняя фигура в характерном кольчужном доспехе с рукавами, широкими, словно у халата, и наплечными щитками из тисненой кожи принадлежит неизвестному рыцарю из Кампании (там же)

Эффигия Эдуарда, принца Уэльского (ум. в 1376 г.), Кентербери

ЭФФИГИИ: ЕДИНИЧНОЕ И ВСЕОБЩЕЕ…

Изучая эффигии, можно заметить, что все они представляют образцы вооружения, выполненные в единичном экземпляре, то есть «поточного производства» доспехов не существовало, хотя, разумеется, кольчуги с капюшонами и были очень похожи одна на другую. Однако различия имелись даже среди них. Например, на одной эффигии из аббатства Доре в Герефордшире конца XIII в. кольчужный капюшон явно надет поверх тарелкообразной «мисюрки», своего рода предшественницы подшлемника серсильера, — и, видимо, так было задумано специально, чтобы вдобавок ко всему еще и надежнее зафиксировать на голове «большой шлем».

Однако даже и среди непохожих друг на друга доспехов встречаются поистине оригинальные свидетельства того, что человеческая фантазия не знает пределов. Так, на надгробной плите рыцаря Бернардино Баранзони (ок. 1345 —1350 гг.) из Ломбардии (музей Лапидарио Экстенза в Модене, Италия) различим не только отстегнутый кольчужный наносник-бреташ, но и то, что его бацинет, надетый поверх кольчужного капюшона с оплечьем, зачем-то снабжен еще и короткой кольчужной бармицей. Его кольчуга имеет широкие рукава до локтей, однако из-под них видны другие рукава, уже узкие, снабженные выпуклыми налокотниками!

Интересно, что широкие рукава у кольчуг характерны в основном для Италии, тогда как в Англии они обычно узкие. А во Франции, где уцелело очень мало эффигий, потому что очень многие из них были уничтожены в годы Великой французской революции, есть похожая эффигия Ульриха фон Хауса (ок. 1345-1350 гг., музей Антерлинден, Колмар). Рукава кольчуги у нее также очень широкие, и из-под них видны защитные пластины, состоящие из двух деталей, соединенных между собой ремнями с пряжками.

Следует отметить, что итальянские эффигии от английских отличает также наличие у многих из них наплечников и наголенников, изготовленных из тисненой кожи и закрепленных поверх их кольчужной брони. Видимо, это отвечало каким-то особым эстетическим вкусам итальянского нобилитета, не иначе.
Но все-таки одна из наиболее необычных эффигий находится именно в Англии, в церкви в Кенгсингтоне, хотя на первый взгляд в ней ничего особенного и нет. Однако приглядевшись можно заметить, что фигура этого неизвестного рыцаря поверх кольчужных доспехов одета в монашеский клобук. И вот на вопрос — ходил ли он в таком виде постоянно или же стал монахом незадолго до смерти и именно это подчеркивалось — ответа мы, скорее всего, не получим уже никогда.

Прогресс вооружений двигался вперед настолько быстро, что не прошло и десяти лет, как на групповой эффигии леди Маргариты Голландской и ее двух мужей — Томаса, герцога Кларенса (ум. 1421 г.) и сэра Джона Бофора, эрла Сомерсета (ум. 1410 г.) — из кафедрального собора в Кентербери на бацинетах уже используется не кольчужное, а латное «ожерелье». Причем этот стальной «воротник» закрывает всю шею и имеет характерное V-образное ребро жесткости посредине. Поверх своих уже явно «белых доспехов» обе фигуры одеты в плащ «табар», оставляющий свободными руки, но по-прежнему закрывающий доспехи на торсе до самых бедер. А вот на мемориальной бронзовой пластине графа Д’Эресби (ум.1410 г., церковь Спилсби в Лейчестершире) последний, хотя и носит латный воротник (из-под которого, как и раньше, высовывается наружу кольчуга), щеголяет в богато декорированных доспехах, на которых нет уже ни клочка ткани. Так что мода, пусть даже очень медленно, менялась и тогда, и в 1410 году отношение к «голым доспехам» явно изменилось! Впрочем, тот же самый «табар» с геральдическими изображениями, надетый поверх лат, мы видим и на мемориальной доске сэра Ральфа Верни, умершего в 1547 г. Поговорка о том, что «все новое — это хорошо забытое старое», была, видимо, так же актуальна и в XVI в.

А вот уже сэр Роберт Саклинг (ок. 1415 г., Суффолк) носит «белые доспехи» уже без каких-либо внешне заметных элементов кольчуги, с глубокой «юбкой» и большими круглыми «бесагю» на уровне подмышек, призванных защищать эти уязвимые места от колющих ударов копьем и мечом. Зато сэр Реджинальд Кобхэм, эрл Варвика (ум. 1446 г.), эффигию которого можно увидеть в Лингфильдской церкви этого же графства, почему-то пожелал иметь «бесагю» совершенно оригинальной формы — в виде двух прямоугольных пластин, соединенных между собой посредине ребром жесткости и зачем-то с закругленными сверху краями.

Латунное скульптурное изображение Ричарда Бошана, эрла Варвика, выполненное около 1450 г., показывает его уже в полных «белых доспехах», причем миланского образца. Интересно, что подголовником ему служит турнирный шлем типа «жабья голова», украшением которого является корона и голова лебедя. Лорд Гиндерфорд, умерший в 1455 г., на своей эффигии показан в латах фламандского образца. При этом левый наплечник у него уже был значительно больше правого, что говорит о том, что от щитов к этому времени рыцари уже отказались.

Крайне интересно, что если мечи у рыцарей, изображенных на эффигиях и бронзовых мемориальных пластинах, обычно висят на портупее, лежащей на латной «юбке» наискось, то кинжал изображен на них так, как если бы он был к этой юбке просто приклепан, чтобы не потерять его ни при каких обстоятельствах. Причем вначале, когда пояс, к которому крепились ножны меча, носили на бедрах, кинжал также висел на нем. Во всяком случае, у эффигии Джона де Лайонса, датируемой 1350 г., шнурок, на котором кинжал подвешен к его поясу, спущенному на самые бедра, просматривается очень хорошо. Но потом от «спущенного» пояса отказались в пользу портупеи, а кинжал остался на своем старом месте, вот только прикреплять его стали иначе. И, по-видимому, именно так оно и было, потому что никаких других креплений на ножнах у кинжалов не видно, причем ни на одной из фигур.

Что же касается самой известной эффигии Англии, в общем-то ничего особенного историкам не открывшей, но, безусловно, очень интересной и прекрасно сохранившейся, — то это скульптура Эдуарда, принца Уэльского, старшего сына короля Эдуарда III, по прозвищу «Черный Принц», умершего в 1376 г. и погребенного в Кентерберийском кафедральном соборе. Кстати, на его саркофаге, помимо всего прочего, есть также изображение черного щита с тремя белыми страусовыми перьями. Это так называемый «щит мира», предназначенный для турниров, — и именно ему (а вовсе не черному цвету своих доспехов) он был, скорее всего, обязан возникновению прозвища «Черный Принц»!

Да, много интересного могут рассказать нам средневековые эффигии — и так же много тайн они все еще хранят. Поэтому, если вы окажетесь в Англии или в Германии, — зайдите в какой-нибудь собор или церковь и посмотрите на них повнимательнее, ведь по ним, как по книге, читается вся история западноевропейского рыцарства XIII-XV вв.!

Другие материалы рубрики


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5