Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55

Сэр Николас де Лонгсфорд (ум. ок. 1416  г.), с «бесагю» в форме раковины и рыцарским поясом на бедрах, однако сам меч у него уже висит на косой перевязи

Рисунок, выполненный по эффигиям итальянских рыцарей 1300-1350 гг.: две крайние фигуры изображают членов семьи Барриле, Кампания (церковь Св.Лоренцо Маджиоре, Неаполь, Италия); средняя фигура в характерном кольчужном доспехе с рукавами, широкими, словно у халата, и наплечными щитками из тисненой кожи принадлежит неизвестному рыцарю из Кампании (там же)

Эффигия Эдуарда, принца Уэльского (ум. в 1376 г.), Кентербери

ЭФФИГИИ: ЕДИНИЧНОЕ И ВСЕОБЩЕЕ…

Изучая эффигии, можно заметить, что все они представляют образцы вооружения, выполненные в единичном экземпляре, то есть «поточного производства» доспехов не существовало, хотя, разумеется, кольчуги с капюшонами и были очень похожи одна на другую. Однако различия имелись даже среди них. Например, на одной эффигии из аббатства Доре в Герефордшире конца XIII в. кольчужный капюшон явно надет поверх тарелкообразной «мисюрки», своего рода предшественницы подшлемника серсильера, — и, видимо, так было задумано специально, чтобы вдобавок ко всему еще и надежнее зафиксировать на голове «большой шлем».

Однако даже и среди непохожих друг на друга доспехов встречаются поистине оригинальные свидетельства того, что человеческая фантазия не знает пределов. Так, на надгробной плите рыцаря Бернардино Баранзони (ок. 1345 —1350 гг.) из Ломбардии (музей Лапидарио Экстенза в Модене, Италия) различим не только отстегнутый кольчужный наносник-бреташ, но и то, что его бацинет, надетый поверх кольчужного капюшона с оплечьем, зачем-то снабжен еще и короткой кольчужной бармицей. Его кольчуга имеет широкие рукава до локтей, однако из-под них видны другие рукава, уже узкие, снабженные выпуклыми налокотниками!

Интересно, что широкие рукава у кольчуг характерны в основном для Италии, тогда как в Англии они обычно узкие. А во Франции, где уцелело очень мало эффигий, потому что очень многие из них были уничтожены в годы Великой французской революции, есть похожая эффигия Ульриха фон Хауса (ок. 1345-1350 гг., музей Антерлинден, Колмар). Рукава кольчуги у нее также очень широкие, и из-под них видны защитные пластины, состоящие из двух деталей, соединенных между собой ремнями с пряжками.

Следует отметить, что итальянские эффигии от английских отличает также наличие у многих из них наплечников и наголенников, изготовленных из тисненой кожи и закрепленных поверх их кольчужной брони. Видимо, это отвечало каким-то особым эстетическим вкусам итальянского нобилитета, не иначе.
Но все-таки одна из наиболее необычных эффигий находится именно в Англии, в церкви в Кенгсингтоне, хотя на первый взгляд в ней ничего особенного и нет. Однако приглядевшись можно заметить, что фигура этого неизвестного рыцаря поверх кольчужных доспехов одета в монашеский клобук. И вот на вопрос — ходил ли он в таком виде постоянно или же стал монахом незадолго до смерти и именно это подчеркивалось — ответа мы, скорее всего, не получим уже никогда.

Прогресс вооружений двигался вперед настолько быстро, что не прошло и десяти лет, как на групповой эффигии леди Маргариты Голландской и ее двух мужей — Томаса, герцога Кларенса (ум. 1421 г.) и сэра Джона Бофора, эрла Сомерсета (ум. 1410 г.) — из кафедрального собора в Кентербери на бацинетах уже используется не кольчужное, а латное «ожерелье». Причем этот стальной «воротник» закрывает всю шею и имеет характерное V-образное ребро жесткости посредине. Поверх своих уже явно «белых доспехов» обе фигуры одеты в плащ «табар», оставляющий свободными руки, но по-прежнему закрывающий доспехи на торсе до самых бедер. А вот на мемориальной бронзовой пластине графа Д’Эресби (ум.1410 г., церковь Спилсби в Лейчестершире) последний, хотя и носит латный воротник (из-под которого, как и раньше, высовывается наружу кольчуга), щеголяет в богато декорированных доспехах, на которых нет уже ни клочка ткани. Так что мода, пусть даже очень медленно, менялась и тогда, и в 1410 году отношение к «голым доспехам» явно изменилось! Впрочем, тот же самый «табар» с геральдическими изображениями, надетый поверх лат, мы видим и на мемориальной доске сэра Ральфа Верни, умершего в 1547 г. Поговорка о том, что «все новое — это хорошо забытое старое», была, видимо, так же актуальна и в XVI в.

А вот уже сэр Роберт Саклинг (ок. 1415 г., Суффолк) носит «белые доспехи» уже без каких-либо внешне заметных элементов кольчуги, с глубокой «юбкой» и большими круглыми «бесагю» на уровне подмышек, призванных защищать эти уязвимые места от колющих ударов копьем и мечом. Зато сэр Реджинальд Кобхэм, эрл Варвика (ум. 1446 г.), эффигию которого можно увидеть в Лингфильдской церкви этого же графства, почему-то пожелал иметь «бесагю» совершенно оригинальной формы — в виде двух прямоугольных пластин, соединенных между собой посредине ребром жесткости и зачем-то с закругленными сверху краями.

Латунное скульптурное изображение Ричарда Бошана, эрла Варвика, выполненное около 1450 г., показывает его уже в полных «белых доспехах», причем миланского образца. Интересно, что подголовником ему служит турнирный шлем типа «жабья голова», украшением которого является корона и голова лебедя. Лорд Гиндерфорд, умерший в 1455 г., на своей эффигии показан в латах фламандского образца. При этом левый наплечник у него уже был значительно больше правого, что говорит о том, что от щитов к этому времени рыцари уже отказались.

Крайне интересно, что если мечи у рыцарей, изображенных на эффигиях и бронзовых мемориальных пластинах, обычно висят на портупее, лежащей на латной «юбке» наискось, то кинжал изображен на них так, как если бы он был к этой юбке просто приклепан, чтобы не потерять его ни при каких обстоятельствах. Причем вначале, когда пояс, к которому крепились ножны меча, носили на бедрах, кинжал также висел на нем. Во всяком случае, у эффигии Джона де Лайонса, датируемой 1350 г., шнурок, на котором кинжал подвешен к его поясу, спущенному на самые бедра, просматривается очень хорошо. Но потом от «спущенного» пояса отказались в пользу портупеи, а кинжал остался на своем старом месте, вот только прикреплять его стали иначе. И, по-видимому, именно так оно и было, потому что никаких других креплений на ножнах у кинжалов не видно, причем ни на одной из фигур.

Что же касается самой известной эффигии Англии, в общем-то ничего особенного историкам не открывшей, но, безусловно, очень интересной и прекрасно сохранившейся, — то это скульптура Эдуарда, принца Уэльского, старшего сына короля Эдуарда III, по прозвищу «Черный Принц», умершего в 1376 г. и погребенного в Кентерберийском кафедральном соборе. Кстати, на его саркофаге, помимо всего прочего, есть также изображение черного щита с тремя белыми страусовыми перьями. Это так называемый «щит мира», предназначенный для турниров, — и именно ему (а вовсе не черному цвету своих доспехов) он был, скорее всего, обязан возникновению прозвища «Черный Принц»!

Да, много интересного могут рассказать нам средневековые эффигии — и так же много тайн они все еще хранят. Поэтому, если вы окажетесь в Англии или в Германии, — зайдите в какой-нибудь собор или церковь и посмотрите на них повнимательнее, ведь по ним, как по книге, читается вся история западноевропейского рыцарства XIII-XV вв.!

Другие материалы рубрики


  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2

  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4