Эффигия — история рыцарства в камне

Вс, 02/08/2015 - 18:55

Сэр Николас де Лонгсфорд (ум. ок. 1416  г.), с «бесагю» в форме раковины и рыцарским поясом на бедрах, однако сам меч у него уже висит на косой перевязи

Рисунок, выполненный по эффигиям итальянских рыцарей 1300-1350 гг.: две крайние фигуры изображают членов семьи Барриле, Кампания (церковь Св.Лоренцо Маджиоре, Неаполь, Италия); средняя фигура в характерном кольчужном доспехе с рукавами, широкими, словно у халата, и наплечными щитками из тисненой кожи принадлежит неизвестному рыцарю из Кампании (там же)

Эффигия Эдуарда, принца Уэльского (ум. в 1376 г.), Кентербери

ЭФФИГИИ: ЕДИНИЧНОЕ И ВСЕОБЩЕЕ…

Изучая эффигии, можно заметить, что все они представляют образцы вооружения, выполненные в единичном экземпляре, то есть «поточного производства» доспехов не существовало, хотя, разумеется, кольчуги с капюшонами и были очень похожи одна на другую. Однако различия имелись даже среди них. Например, на одной эффигии из аббатства Доре в Герефордшире конца XIII в. кольчужный капюшон явно надет поверх тарелкообразной «мисюрки», своего рода предшественницы подшлемника серсильера, — и, видимо, так было задумано специально, чтобы вдобавок ко всему еще и надежнее зафиксировать на голове «большой шлем».

Однако даже и среди непохожих друг на друга доспехов встречаются поистине оригинальные свидетельства того, что человеческая фантазия не знает пределов. Так, на надгробной плите рыцаря Бернардино Баранзони (ок. 1345 —1350 гг.) из Ломбардии (музей Лапидарио Экстенза в Модене, Италия) различим не только отстегнутый кольчужный наносник-бреташ, но и то, что его бацинет, надетый поверх кольчужного капюшона с оплечьем, зачем-то снабжен еще и короткой кольчужной бармицей. Его кольчуга имеет широкие рукава до локтей, однако из-под них видны другие рукава, уже узкие, снабженные выпуклыми налокотниками!

Интересно, что широкие рукава у кольчуг характерны в основном для Италии, тогда как в Англии они обычно узкие. А во Франции, где уцелело очень мало эффигий, потому что очень многие из них были уничтожены в годы Великой французской революции, есть похожая эффигия Ульриха фон Хауса (ок. 1345-1350 гг., музей Антерлинден, Колмар). Рукава кольчуги у нее также очень широкие, и из-под них видны защитные пластины, состоящие из двух деталей, соединенных между собой ремнями с пряжками.

Следует отметить, что итальянские эффигии от английских отличает также наличие у многих из них наплечников и наголенников, изготовленных из тисненой кожи и закрепленных поверх их кольчужной брони. Видимо, это отвечало каким-то особым эстетическим вкусам итальянского нобилитета, не иначе.
Но все-таки одна из наиболее необычных эффигий находится именно в Англии, в церкви в Кенгсингтоне, хотя на первый взгляд в ней ничего особенного и нет. Однако приглядевшись можно заметить, что фигура этого неизвестного рыцаря поверх кольчужных доспехов одета в монашеский клобук. И вот на вопрос — ходил ли он в таком виде постоянно или же стал монахом незадолго до смерти и именно это подчеркивалось — ответа мы, скорее всего, не получим уже никогда.

Прогресс вооружений двигался вперед настолько быстро, что не прошло и десяти лет, как на групповой эффигии леди Маргариты Голландской и ее двух мужей — Томаса, герцога Кларенса (ум. 1421 г.) и сэра Джона Бофора, эрла Сомерсета (ум. 1410 г.) — из кафедрального собора в Кентербери на бацинетах уже используется не кольчужное, а латное «ожерелье». Причем этот стальной «воротник» закрывает всю шею и имеет характерное V-образное ребро жесткости посредине. Поверх своих уже явно «белых доспехов» обе фигуры одеты в плащ «табар», оставляющий свободными руки, но по-прежнему закрывающий доспехи на торсе до самых бедер. А вот на мемориальной бронзовой пластине графа Д’Эресби (ум.1410 г., церковь Спилсби в Лейчестершире) последний, хотя и носит латный воротник (из-под которого, как и раньше, высовывается наружу кольчуга), щеголяет в богато декорированных доспехах, на которых нет уже ни клочка ткани. Так что мода, пусть даже очень медленно, менялась и тогда, и в 1410 году отношение к «голым доспехам» явно изменилось! Впрочем, тот же самый «табар» с геральдическими изображениями, надетый поверх лат, мы видим и на мемориальной доске сэра Ральфа Верни, умершего в 1547 г. Поговорка о том, что «все новое — это хорошо забытое старое», была, видимо, так же актуальна и в XVI в.

А вот уже сэр Роберт Саклинг (ок. 1415 г., Суффолк) носит «белые доспехи» уже без каких-либо внешне заметных элементов кольчуги, с глубокой «юбкой» и большими круглыми «бесагю» на уровне подмышек, призванных защищать эти уязвимые места от колющих ударов копьем и мечом. Зато сэр Реджинальд Кобхэм, эрл Варвика (ум. 1446 г.), эффигию которого можно увидеть в Лингфильдской церкви этого же графства, почему-то пожелал иметь «бесагю» совершенно оригинальной формы — в виде двух прямоугольных пластин, соединенных между собой посредине ребром жесткости и зачем-то с закругленными сверху краями.

Латунное скульптурное изображение Ричарда Бошана, эрла Варвика, выполненное около 1450 г., показывает его уже в полных «белых доспехах», причем миланского образца. Интересно, что подголовником ему служит турнирный шлем типа «жабья голова», украшением которого является корона и голова лебедя. Лорд Гиндерфорд, умерший в 1455 г., на своей эффигии показан в латах фламандского образца. При этом левый наплечник у него уже был значительно больше правого, что говорит о том, что от щитов к этому времени рыцари уже отказались.

Крайне интересно, что если мечи у рыцарей, изображенных на эффигиях и бронзовых мемориальных пластинах, обычно висят на портупее, лежащей на латной «юбке» наискось, то кинжал изображен на них так, как если бы он был к этой юбке просто приклепан, чтобы не потерять его ни при каких обстоятельствах. Причем вначале, когда пояс, к которому крепились ножны меча, носили на бедрах, кинжал также висел на нем. Во всяком случае, у эффигии Джона де Лайонса, датируемой 1350 г., шнурок, на котором кинжал подвешен к его поясу, спущенному на самые бедра, просматривается очень хорошо. Но потом от «спущенного» пояса отказались в пользу портупеи, а кинжал остался на своем старом месте, вот только прикреплять его стали иначе. И, по-видимому, именно так оно и было, потому что никаких других креплений на ножнах у кинжалов не видно, причем ни на одной из фигур.

Что же касается самой известной эффигии Англии, в общем-то ничего особенного историкам не открывшей, но, безусловно, очень интересной и прекрасно сохранившейся, — то это скульптура Эдуарда, принца Уэльского, старшего сына короля Эдуарда III, по прозвищу «Черный Принц», умершего в 1376 г. и погребенного в Кентерберийском кафедральном соборе. Кстати, на его саркофаге, помимо всего прочего, есть также изображение черного щита с тремя белыми страусовыми перьями. Это так называемый «щит мира», предназначенный для турниров, — и именно ему (а вовсе не черному цвету своих доспехов) он был, скорее всего, обязан возникновению прозвища «Черный Принц»!

Да, много интересного могут рассказать нам средневековые эффигии — и так же много тайн они все еще хранят. Поэтому, если вы окажетесь в Англии или в Германии, — зайдите в какой-нибудь собор или церковь и посмотрите на них повнимательнее, ведь по ним, как по книге, читается вся история западноевропейского рыцарства XIII-XV вв.!

Другие материалы рубрики

  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4