История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Источник: журнал "Наука и техника"


Здание Харьковской Станции скорой медицинской помощи. Фото автора 2008 г.

Экспозиция Музея скорой медицинской помощи в г. Харькове. Фото автора 2008 г.

Карета скорой медицинской помощи. Фото начала ХХ века

Главная книга для записывания случаев подачи помощи. 1910 г. Харьковский Музей СМП. Фото автора 2008 г.



Станции скорой помощи в Европе появились в конце XIX века, а в Украине в начале ХХ века: 1902 год — в Киеве, 1903 год — в Одессе, 1910 год — в Харькове.

Пока жареный кочет не клюнет

Возникновение учреждений, аналогичных современным станциям скорой медицинской помощи, относят еще к XI веку, когда в Англии было создано Общество оказания помощи пилигримам, отправлявшимся в Святую Землю. В Иерусалиме сохранилось старинное здание, в котором оказывали медицинскую помощь паломникам, и сегодня часть этого здания занимает больница. В те далекие времена больница была построена рядом с церковью Святого Гроба Господня и была в ведении монахов монастыря Св. Марии.
В XVIII веке в Антверпене, Гамбурге и Париже возникли общества, ставившие себе целью оказание первой помощи внезапно пострадавшим в несчастных случаях. В этих городах были устроены спасательные пункты, куда добровольцы-санитары доставляли потерпевших для оказания помощи. Но развития это благородное начинание в те времена не получило, а возродилось только во второй половине XIX века.

Скорая помощь в Нью-Йорке начала функционировать в 1868 году. Американские станции скорой помощи, начиная с Нью-Йоркской, были устроены преимущественно при больницах и имели отделения с койками для лиц, нуждающихся после оказания ими первой помощи в дальнейшем лечении. Врач с соответственным низшим персоналом жил при самой станции. По получении известия о происшедшей катастрофе, станция высылала на место случая карету с санитарами для оказания первой помощи. В случае нужды санитары с места происшествия вызывали по телефону со станции врача. При такой постановке дела были нередки случаи, когда врач прибывал на место катастрофы слишком поздно. Подобный тип Станций существовал и в Испании, где даже маленькие города обзавелись такого рода учреждениями. Похожи на такие станции и “Ambulances Urbaines” в Париже, которые существуют за счет городского управления и имеют ввиду, главным образом, перевозку пострадавшего в больницу либо на дом.

В Лондоне “скорая” появилась в 1878 году. Английская организация St. John Ambulans Association разрослась до союза громадного количества городов, объединившихся во имя высокой идеи оказания первой помощи внезапно пострадавшим при иных условиях. Главная Станция этого общества находится в Лондоне. При ней находятся также и главные склады аптекарских и перевязочных средств, необходимых в деле оказания первой медицинской помощи. Общество это имеет во всех городах Англии филиальные отделения, причем в городах с населением больше 100 тысяч на Станциях дежурят врачи, которые и выезжают на место случая в сопровождении санитаров. В городах же с меньшим населением первую помощь оказывают санитары.

Германские Samariter-Verein'ы возникли по инициативе фон Эсмарха. Первое такое общество возникло в 1881 году в Киле. Через короткое время количество таких Verein'ов стало возрастать, и в настоящее время оно выше 300. Большинство из них имеет цель обучать делу подачи первой помощи при внезапных несчастных случаях до прибытия врача. Общества эти устроили школы самаритян, где врачи читают краткие лекции по анатомии, физиологии и оказанию первой помощи в несчастных случаях. Прошедший курс такой школы мог бы заказать дипломную работу киев, а также может получить диплом на звание самаритянина, причем диплом возлагает на него обязанность оказывать бесплатно помощь пострадавшим.

8 декабря 1881 года в Венском театре комической оперы произошел пожар, унесший порядка 500 человеческих жизней, но еще больше было израненных, обожженных и искалеченных людей, которые в первые часы катастрофы валялись на мостовой в тщетном ожидании медицинской помощи. Очевидцем этой катастрофы оказался доктор барон Яромир Мунди. Глубоко потрясенный картиной пожара и ужасными страданиями несчастных доктор на другой же день приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества, которое гарантировало бы населению Вены медицинскую помощь в первые же минуты катастроф. Через месяц был утвержден устав Общества, а 1 мая 1883 года стала функционировать Станция скорой помощи в Вене.

Другие материалы рубрики


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.


  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.


  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.