История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Источник: журнал "Наука и техника"


Здание Харьковской Станции скорой медицинской помощи. Фото автора 2008 г.

Экспозиция Музея скорой медицинской помощи в г. Харькове. Фото автора 2008 г.

Карета скорой медицинской помощи. Фото начала ХХ века

Главная книга для записывания случаев подачи помощи. 1910 г. Харьковский Музей СМП. Фото автора 2008 г.



Станции скорой помощи в Европе появились в конце XIX века, а в Украине в начале ХХ века: 1902 год — в Киеве, 1903 год — в Одессе, 1910 год — в Харькове.

Пока жареный кочет не клюнет

Возникновение учреждений, аналогичных современным станциям скорой медицинской помощи, относят еще к XI веку, когда в Англии было создано Общество оказания помощи пилигримам, отправлявшимся в Святую Землю. В Иерусалиме сохранилось старинное здание, в котором оказывали медицинскую помощь паломникам, и сегодня часть этого здания занимает больница. В те далекие времена больница была построена рядом с церковью Святого Гроба Господня и была в ведении монахов монастыря Св. Марии.
В XVIII веке в Антверпене, Гамбурге и Париже возникли общества, ставившие себе целью оказание первой помощи внезапно пострадавшим в несчастных случаях. В этих городах были устроены спасательные пункты, куда добровольцы-санитары доставляли потерпевших для оказания помощи. Но развития это благородное начинание в те времена не получило, а возродилось только во второй половине XIX века.

Скорая помощь в Нью-Йорке начала функционировать в 1868 году. Американские станции скорой помощи, начиная с Нью-Йоркской, были устроены преимущественно при больницах и имели отделения с койками для лиц, нуждающихся после оказания ими первой помощи в дальнейшем лечении. Врач с соответственным низшим персоналом жил при самой станции. По получении известия о происшедшей катастрофе, станция высылала на место случая карету с санитарами для оказания первой помощи. В случае нужды санитары с места происшествия вызывали по телефону со станции врача. При такой постановке дела были нередки случаи, когда врач прибывал на место катастрофы слишком поздно. Подобный тип Станций существовал и в Испании, где даже маленькие города обзавелись такого рода учреждениями. Похожи на такие станции и “Ambulances Urbaines” в Париже, которые существуют за счет городского управления и имеют ввиду, главным образом, перевозку пострадавшего в больницу либо на дом.

В Лондоне “скорая” появилась в 1878 году. Английская организация St. John Ambulans Association разрослась до союза громадного количества городов, объединившихся во имя высокой идеи оказания первой помощи внезапно пострадавшим при иных условиях. Главная Станция этого общества находится в Лондоне. При ней находятся также и главные склады аптекарских и перевязочных средств, необходимых в деле оказания первой медицинской помощи. Общество это имеет во всех городах Англии филиальные отделения, причем в городах с населением больше 100 тысяч на Станциях дежурят врачи, которые и выезжают на место случая в сопровождении санитаров. В городах же с меньшим населением первую помощь оказывают санитары.

Германские Samariter-Verein'ы возникли по инициативе фон Эсмарха. Первое такое общество возникло в 1881 году в Киле. Через короткое время количество таких Verein'ов стало возрастать, и в настоящее время оно выше 300. Большинство из них имеет цель обучать делу подачи первой помощи при внезапных несчастных случаях до прибытия врача. Общества эти устроили школы самаритян, где врачи читают краткие лекции по анатомии, физиологии и оказанию первой помощи в несчастных случаях. Прошедший курс такой школы мог бы заказать дипломную работу киев, а также может получить диплом на звание самаритянина, причем диплом возлагает на него обязанность оказывать бесплатно помощь пострадавшим.

8 декабря 1881 года в Венском театре комической оперы произошел пожар, унесший порядка 500 человеческих жизней, но еще больше было израненных, обожженных и искалеченных людей, которые в первые часы катастрофы валялись на мостовой в тщетном ожидании медицинской помощи. Очевидцем этой катастрофы оказался доктор барон Яромир Мунди. Глубоко потрясенный картиной пожара и ужасными страданиями несчастных доктор на другой же день приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества, которое гарантировало бы населению Вены медицинскую помощь в первые же минуты катастроф. Через месяц был утвержден устав Общества, а 1 мая 1883 года стала функционировать Станция скорой помощи в Вене.

Другие материалы рубрики


  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5