История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Со скоростью кареты

Идея создания экстренной медицинской помощи возникла не внезапно и не только у одного врача. Можно сказать, что она витала в воздухе в конце XIX века и обсуждалась в существовавших уже в те времена профессиональных объединениях врачей.


Первая запись в книге регистрации вызовов кареты скорой помощи. 1910 г. Харьковский Музей СМП. Фото автора

Одесская карета скорой помощи

Председатель Харьковского “Общества скорой медицинской помощи”, профессор Н.И. Оболенский

Праздник лилового цветка. Фото начала ХХ века

Еще до создания Венской скорой помощи (1883 г.) впервые в Российской империи в Киеве возник “Кружок ночных дежурств”, учрежденный по инициативе Общества киевских врачей во главе с Ю.И.Мацоном. Киевская Городская Дума выделила помещение на Крещатике для пункта ночных дежурств, который начал свою работу с 6 февраля 1881 г.

Из доклада Председателя “Общества скорой медицинской помощи г. Харькова” И.Н.Оболенского: “…карета скорой помощи в дневное время выезжает на вызов в течение 17 секунд, ночью от 2,5 до 3 минут, при отсутствии кареты вызовы не принимаются…”

Аналогичный кружок существовал и в Харькове, о его работе писали в “Харьковских Губернских Ведомостях” от 25 мая 1908 года: ”С сентября 1895 года кружок из семи харьковских врачей, имея в виду как интересы горожан, которые очень часто вследствие внезапных заболеваний, ухудшения болезни или несчастия в виде отравлений, ранений и т.п. нуждаются в скорой врачебной помощи, так и интересы врачей, которым необходим ночной отдых, как и всем другим людям, открыл ночные дежурства”. Благодаря созданию таких обществ врачей дело оказания экстренной медицинской помощи развивалось, и впоследствии были созданы Общества скорой медицинской помощи.
Сегодня уже не услышишь такого словосочетания как “карета скорой помощи”, а ведь первые бригады скорой помощи выезжали по вызову именно на каретах с конной упряжкой. До 1914 года в распоряжении Станции скорой медицинской помощи в г. Харькове было всего две кареты. Каждая карета запрягалась парой лошадей, поэтому на станции была конюшня, помещение которой в Харькове сохранилось до наших дней.

Оказание неотложной помощи было регламентировано четкими и строгими правилами для вызова кареты, принятыми Обществом скорой медицинской помощи. Для определения характера случая и во избежание напрасных выездов было постановлено выезжать по вызову только после получения ответов на следующие вопросы: “Что случилось? Где случилось? Когда случилось? Где больной? Кто сообщает?”. Благодаря таким расспросам работникам станции удавалось значительно уменьшить количество ложных вызовов. После ответов на вопросы вызывающий должен был ждать ответа врача станции “Едем!” или “Не едем!”, при этом карета не выезжала, если вызывающий ограничивался сообщением адреса и, не получив ответа, уходил от телефона.

Специалисты неотложки в те времена оказывали первоначальную медицинскую помощь днем и ночью при несчастных случаях или внезапных заболеваниях, происшедших вне частных квартир, как было перечислено в правилах: “на улицах, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных, магазинах, местах общественных гуляний, а равно в случаях, происшедших в подвалах, амбарах, на лестницах и чердаках домов, и в случаях, когда пострадавший вне дома до прибытия кареты Станции был временно перенесен в частную (чужую) квартиру.” Врачи не выезжали к заразным и психическим больным, а также пьяным.

В прибытии на частные квартиры скорая не отказывала лишь в исключительных случаях, которые также оговаривались в правилах: “Сюда относятся отравления, удушения, тяжелые ранения, сильные ожоги, самоубийства, повреждения, произведенные обвалом потолков, взрывом газа, случайным поражением электрическим током.”
После ответа “Едем!” карета немедленно выезжала со станции.

Выезд кареты скорой помощи выглядел фантастически. Рядом с кучером сидели два крупных мужчины-санитара, один из них держал в руках фонарь, которым освещал дорогу, а другой — так называемый ручной звон, прообраз современной сирены. Все транспортные средства уступали дорогу карете. Внутри кареты сидел врач с носилками и ящиком медикаментов. Персоналу предоставлялась спецодежда с обувью и головными уборами; у младшего персонала, кроме форменного костюма черного или темно-синего цвета, был брезентовый плащ, а у врачей — синий костюм и кожаное пальто.

В Харькове первый выезд кареты “на случай”, как говорили тогда, был совершен 25 апреля 1910 г. в 12 часов 53 минуты, о чем свидетельствует запись, сделанная в “Главной книге для записывания случаев подачи помощи”, хранящейся сейчас в Музее Скорой медицинской помощи при Харьковском Управлении скорой и неотложной медицинской помощи.

Другие материалы рубрики


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3