История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Со скоростью кареты

Идея создания экстренной медицинской помощи возникла не внезапно и не только у одного врача. Можно сказать, что она витала в воздухе в конце XIX века и обсуждалась в существовавших уже в те времена профессиональных объединениях врачей.


Первая запись в книге регистрации вызовов кареты скорой помощи. 1910 г. Харьковский Музей СМП. Фото автора

Одесская карета скорой помощи

Председатель Харьковского “Общества скорой медицинской помощи”, профессор Н.И. Оболенский

Праздник лилового цветка. Фото начала ХХ века

Еще до создания Венской скорой помощи (1883 г.) впервые в Российской империи в Киеве возник “Кружок ночных дежурств”, учрежденный по инициативе Общества киевских врачей во главе с Ю.И.Мацоном. Киевская Городская Дума выделила помещение на Крещатике для пункта ночных дежурств, который начал свою работу с 6 февраля 1881 г.

Из доклада Председателя “Общества скорой медицинской помощи г. Харькова” И.Н.Оболенского: “…карета скорой помощи в дневное время выезжает на вызов в течение 17 секунд, ночью от 2,5 до 3 минут, при отсутствии кареты вызовы не принимаются…”

Аналогичный кружок существовал и в Харькове, о его работе писали в “Харьковских Губернских Ведомостях” от 25 мая 1908 года: ”С сентября 1895 года кружок из семи харьковских врачей, имея в виду как интересы горожан, которые очень часто вследствие внезапных заболеваний, ухудшения болезни или несчастия в виде отравлений, ранений и т.п. нуждаются в скорой врачебной помощи, так и интересы врачей, которым необходим ночной отдых, как и всем другим людям, открыл ночные дежурства”. Благодаря созданию таких обществ врачей дело оказания экстренной медицинской помощи развивалось, и впоследствии были созданы Общества скорой медицинской помощи.
Сегодня уже не услышишь такого словосочетания как “карета скорой помощи”, а ведь первые бригады скорой помощи выезжали по вызову именно на каретах с конной упряжкой. До 1914 года в распоряжении Станции скорой медицинской помощи в г. Харькове было всего две кареты. Каждая карета запрягалась парой лошадей, поэтому на станции была конюшня, помещение которой в Харькове сохранилось до наших дней.

Оказание неотложной помощи было регламентировано четкими и строгими правилами для вызова кареты, принятыми Обществом скорой медицинской помощи. Для определения характера случая и во избежание напрасных выездов было постановлено выезжать по вызову только после получения ответов на следующие вопросы: “Что случилось? Где случилось? Когда случилось? Где больной? Кто сообщает?”. Благодаря таким расспросам работникам станции удавалось значительно уменьшить количество ложных вызовов. После ответов на вопросы вызывающий должен был ждать ответа врача станции “Едем!” или “Не едем!”, при этом карета не выезжала, если вызывающий ограничивался сообщением адреса и, не получив ответа, уходил от телефона.

Специалисты неотложки в те времена оказывали первоначальную медицинскую помощь днем и ночью при несчастных случаях или внезапных заболеваниях, происшедших вне частных квартир, как было перечислено в правилах: “на улицах, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных, магазинах, местах общественных гуляний, а равно в случаях, происшедших в подвалах, амбарах, на лестницах и чердаках домов, и в случаях, когда пострадавший вне дома до прибытия кареты Станции был временно перенесен в частную (чужую) квартиру.” Врачи не выезжали к заразным и психическим больным, а также пьяным.

В прибытии на частные квартиры скорая не отказывала лишь в исключительных случаях, которые также оговаривались в правилах: “Сюда относятся отравления, удушения, тяжелые ранения, сильные ожоги, самоубийства, повреждения, произведенные обвалом потолков, взрывом газа, случайным поражением электрическим током.”
После ответа “Едем!” карета немедленно выезжала со станции.

Выезд кареты скорой помощи выглядел фантастически. Рядом с кучером сидели два крупных мужчины-санитара, один из них держал в руках фонарь, которым освещал дорогу, а другой — так называемый ручной звон, прообраз современной сирены. Все транспортные средства уступали дорогу карете. Внутри кареты сидел врач с носилками и ящиком медикаментов. Персоналу предоставлялась спецодежда с обувью и головными уборами; у младшего персонала, кроме форменного костюма черного или темно-синего цвета, был брезентовый плащ, а у врачей — синий костюм и кожаное пальто.

В Харькове первый выезд кареты “на случай”, как говорили тогда, был совершен 25 апреля 1910 г. в 12 часов 53 минуты, о чем свидетельствует запись, сделанная в “Главной книге для записывания случаев подачи помощи”, хранящейся сейчас в Музее Скорой медицинской помощи при Харьковском Управлении скорой и неотложной медицинской помощи.

Другие материалы рубрики


  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2