История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Со скоростью кареты

Идея создания экстренной медицинской помощи возникла не внезапно и не только у одного врача. Можно сказать, что она витала в воздухе в конце XIX века и обсуждалась в существовавших уже в те времена профессиональных объединениях врачей.


Первая запись в книге регистрации вызовов кареты скорой помощи. 1910 г. Харьковский Музей СМП. Фото автора

Одесская карета скорой помощи

Председатель Харьковского “Общества скорой медицинской помощи”, профессор Н.И. Оболенский

Праздник лилового цветка. Фото начала ХХ века

Еще до создания Венской скорой помощи (1883 г.) впервые в Российской империи в Киеве возник “Кружок ночных дежурств”, учрежденный по инициативе Общества киевских врачей во главе с Ю.И.Мацоном. Киевская Городская Дума выделила помещение на Крещатике для пункта ночных дежурств, который начал свою работу с 6 февраля 1881 г.

Из доклада Председателя “Общества скорой медицинской помощи г. Харькова” И.Н.Оболенского: “…карета скорой помощи в дневное время выезжает на вызов в течение 17 секунд, ночью от 2,5 до 3 минут, при отсутствии кареты вызовы не принимаются…”

Аналогичный кружок существовал и в Харькове, о его работе писали в “Харьковских Губернских Ведомостях” от 25 мая 1908 года: ”С сентября 1895 года кружок из семи харьковских врачей, имея в виду как интересы горожан, которые очень часто вследствие внезапных заболеваний, ухудшения болезни или несчастия в виде отравлений, ранений и т.п. нуждаются в скорой врачебной помощи, так и интересы врачей, которым необходим ночной отдых, как и всем другим людям, открыл ночные дежурства”. Благодаря созданию таких обществ врачей дело оказания экстренной медицинской помощи развивалось, и впоследствии были созданы Общества скорой медицинской помощи.
Сегодня уже не услышишь такого словосочетания как “карета скорой помощи”, а ведь первые бригады скорой помощи выезжали по вызову именно на каретах с конной упряжкой. До 1914 года в распоряжении Станции скорой медицинской помощи в г. Харькове было всего две кареты. Каждая карета запрягалась парой лошадей, поэтому на станции была конюшня, помещение которой в Харькове сохранилось до наших дней.

Оказание неотложной помощи было регламентировано четкими и строгими правилами для вызова кареты, принятыми Обществом скорой медицинской помощи. Для определения характера случая и во избежание напрасных выездов было постановлено выезжать по вызову только после получения ответов на следующие вопросы: “Что случилось? Где случилось? Когда случилось? Где больной? Кто сообщает?”. Благодаря таким расспросам работникам станции удавалось значительно уменьшить количество ложных вызовов. После ответов на вопросы вызывающий должен был ждать ответа врача станции “Едем!” или “Не едем!”, при этом карета не выезжала, если вызывающий ограничивался сообщением адреса и, не получив ответа, уходил от телефона.

Специалисты неотложки в те времена оказывали первоначальную медицинскую помощь днем и ночью при несчастных случаях или внезапных заболеваниях, происшедших вне частных квартир, как было перечислено в правилах: “на улицах, фабриках и заводах, театрах, цирках, ресторанах, гостиницах, училищах, казенных и частных конторах, на вокзалах железных дорог, пароходных пристанях, ночлежных, магазинах, местах общественных гуляний, а равно в случаях, происшедших в подвалах, амбарах, на лестницах и чердаках домов, и в случаях, когда пострадавший вне дома до прибытия кареты Станции был временно перенесен в частную (чужую) квартиру.” Врачи не выезжали к заразным и психическим больным, а также пьяным.

В прибытии на частные квартиры скорая не отказывала лишь в исключительных случаях, которые также оговаривались в правилах: “Сюда относятся отравления, удушения, тяжелые ранения, сильные ожоги, самоубийства, повреждения, произведенные обвалом потолков, взрывом газа, случайным поражением электрическим током.”
После ответа “Едем!” карета немедленно выезжала со станции.

Выезд кареты скорой помощи выглядел фантастически. Рядом с кучером сидели два крупных мужчины-санитара, один из них держал в руках фонарь, которым освещал дорогу, а другой — так называемый ручной звон, прообраз современной сирены. Все транспортные средства уступали дорогу карете. Внутри кареты сидел врач с носилками и ящиком медикаментов. Персоналу предоставлялась спецодежда с обувью и головными уборами; у младшего персонала, кроме форменного костюма черного или темно-синего цвета, был брезентовый плащ, а у врачей — синий костюм и кожаное пальто.

В Харькове первый выезд кареты “на случай”, как говорили тогда, был совершен 25 апреля 1910 г. в 12 часов 53 минуты, о чем свидетельствует запись, сделанная в “Главной книге для записывания случаев подачи помощи”, хранящейся сейчас в Музее Скорой медицинской помощи при Харьковском Управлении скорой и неотложной медицинской помощи.

Другие материалы рубрики


  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.


  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.