История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Праздник раздачи цветов и сбора средств

За оказанную помощь служба неотложки никакой платы не взимала, невзирая на степень состоятельности пострадавшего. Как говорилось в правилах: “Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут.


Старший врач Харьковской станции скорой медицинской помощи Н.А. Молохов

Похороны главврача ССМП Н.А. Молохова. Фото 1956 г.

Любимая “Лянча” Харьковской станции СМП

Санитары и кучера за принятие подачек увольняются немедленно со службы.” Однако в случаях, когда больных транспортировали, предусматривалась довольно высокая плата: в сопровождении санитара — 10 рублей, а с врачом — 15 рублей

До национализации станций скорой медицинской помощи в 1919 году эти учреждения содержались, в основном, на частные пожертвования.
Дело организации скорой медицинской помощи в Киеве взяло на себя Общество скорой медицинской помощи, устав которого утверждало Министерство внутренних дел. Вначале станция находилась по ул. Пироговской, 6, затем (с 1910 по 1913 гг.) по ул. Владимирской, 33, с 1913 г. — по ул. Рейтарской, 22. В Киеве станция содержалась на частные пожертвования, ассигнования Киевской городской Думы, деньги от благотворительных спектаклей и издания календарей. Постоянным меценатом станции была Елизавета Михайловна Терещенко, которая ежегодно делала взнос по 1000 руб.

В Одессе средства на организацию и строительство станции были собраны путем добровольных взносов и пожертвований населения, причем главный инициатор создания в городе самостоятельного медицинского учреждения по оказанию круглосуточной экстренной медицинской помощи, граф Михаил Михайлович Толстой, вместе со своей супругой, Еленой Григорьевной Толстой, внесли 100 тысяч золотых рублей. Строительство здания для нужд станции скорой помощи началось на средства и под непосредственной опекой графа Толстого в августе 1901 года и благополучно завершилось в октябре 1902-го. К тому времени сам граф провел целый месяц в Вене, скрупулезно изучая постановку дела на тамошней станции. Для более близкого знакомства с тонкостями работы он даже совершал выезды на вызовы вместе с дежурными врачами в качестве... санитара. По возвращении в Одессу М.М. Толстой и возглавляемый им оргкомитет энергично занялись подготовкой станции к практической деятельности. Стремясь к возможно лучшей постановке дела, граф-устроитель не жалел средств для своего детища, что впоследствии дало основания одному из современников с восхищением отметить: “на станции все, начиная от входа в вестибюль до последних деталей устройства, поражает взор предусмотрительностью, целесообразностью и изяществом”.

Когда в Харькове была организована первая Станция СМП (Скорой Медицинской Помощи), Городское Управление на нужды станции начало выделять 5-7 тысяч рублей в год, что было крайне недостаточным. Решение этой проблемы было возложено на организовавшееся “Общество скорой медицинской помощи”. Вдохновителем и организатором этого общества в Харькове был врач-хирург, заведующий кафедрой общей патологии и клиники факультета терапии Харьковского университета, действительный статский советник Иван Николаевич Оболенский. Своей идеей он увлек видных харьковчан того времени, которые потом вошли в комитет “Общества скорой медицинской помощи”. По предложению профессора Н.И. Оболенского был организован первый сбор пожертвований среди членов комитета, который составил 4550 рублей. Сам же профессор вместе со своей супругой, Дарьей Диевной Оболенской, сделали собственный денежный вклад, но точно назвать сумму трудно, т.к. в разных источниках ее величина колеблется от 3000 до 8000 рублей. Естественно, начальный взнос был потрачен на организацию работы станции (это закупка оборудования и медикаментов, кареты и лошадей, оклады врачам и санитарам и другому обслуживающему персоналу), а дальнейшая работа службы требовала новых вложений и средств, сбор которых был поручен Дамскому комитету под председательством Д.Д. Оболенской при “Обществе скорой медицинской помощи”.

К моменту создания службы скорой помощи Дарья Диевна была уже хорошо известна харьковчанам своей просветительской и благотворительной деятельностью: по ее инициативе была создана женская гимназия. Для сбора средств для скорой помощи Оболенская предложила проводить массовую благотворительную акцию под названием “День лилового цветка”. К этому празднику члены Дамского комитета организовывали изготовление искусственных фиалок. Согласно народному поверью этот цветок ассоциируется со скромностью или смирением (фиалки в сценах поклонения волхвов символизируют целомудрие Девы Марии и кротость Младенца Иисуса Христа), а цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью.

Сам праздник выглядел довольно симпатично и весело. С раннего утра на улицы города высыпали сотни веселых и нарядных продавщиц с корзинами “лилового цветка”. Продавались также и “конфетки скорой помощи”. Продавщицы появлялись на центральных улицах, у подъездов театров и кинематографов. По улицам города катили украшенные “лиловым цветком” автомобили и экипажи. Маленький ослик возил миниатюрную тележку, наполненную корзинками с цветками. Оригинальный выезд ослика весь день окружала толпа любопытных. Дом городской управы — “резиденция” устроителей праздника “лилового цветка”  — был со вкусом украшен.

В “Харьковских Губернских Ведомостях” от 21 сентября 1915 г. писали: “Общество Скорой медицинской помощи за время своей деятельности приобрело заслуженные симпатии и уважение, и успех “лилового цветка” будет лучшим показателем того, как Харьков ценит самоотверженную работу этого гуманного учреждения… одного из самых симпатичных, самых близких человеческому сердцу учреждений...”

Другие материалы рубрики

  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3

  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.