История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Первый, старший и бессменный

Сначала Харьковская станция скорой медицинской помощи собственного помещения не имела. Для диспетчерской службы и персонала станции выделили комнаты во флигеле и помещение под конюшню на территории Александровской больницы (теперь это 1-я городская больница). 3 июня 1912 года состоялась торжественная закладка строительства собственного здания станции по адресу: ул. Конторская, 41 (ныне Краснооктябрьская, 41). Проект здания был безвозмездно выполнен архитектором В. Мороховцом, рабочие на строительстве здания брали по минимуму за работу, и сумма благотворительных взносов осталась практически неразменной монетой.

”Харьковские Губернские Ведомости” от 24 сентября 1913 сообщали: “Сбор в пользу Общества Скорой Помощи получился, как и следовало ожидать, весьма солидный. Всего собрано 9524 руб. Подсчет собранных сумм производился в воскресенье счетчиками Государственного банка, в присутствии представительницы распорядительного комитета и командированного г. Губернатором чиновника особых поручений. Содержимое кружек колебалось в значительных размерах: в некоторых было по несколько копеек и рублей, в других — по несколько сот рублей. В одной из кружек оказалось золотое обручальное кольцо, опущенное какой-то барышней, были также импортные монеты — немецкие, французские, японские…”

В 1913 году, после завершения строительства, в здание станции въехал на постоянное место жительства в квартиру во втором этаже старший врач станции СМП Молохов Николай Александрович вместе с семьей. Таково было решение Правления Общества СПМ. Здесь прошла вся жизнь этого замечательного врача, в 1956 г. отсюда он отправился в свой последний путь, и сопровождал его траурный эскорт из автомобилей “Скорой медицинской помощи”, который растянулся на всю улицу перед зданием станции.
Н.А. Молохов был избран старшим врачом еще не существующей станции в январе 1910 года, и Правление Общества СМП поручило ему организовать работу станции. И он всего за несколько месяцев организовал работу медицинской службы: оснастил станцию необходимым инвентарем, приобрел коней и карету, организовал подготовку медперсонала. К открытию станции к работе были подготовлены 4 врача (с окладом 600 рублей в год), а также числились еще 21 “врач-соревнователь”, которые принимались на работу на конкурсной основе.

Н.А. Молохов мечтал о собственном стационаре при станции, и когда началась Первая мировая война, он при станции организовал лазарет для больных и раненых. По мнению старшего врача станции СМП, было важно, чтобы врач скорой помощи мог наблюдать лечение больных и этим повышать свою квалификацию. Итак, 17 августа 1914 г., в связи с началом войны с Германией, на заседании Правления Общества скорой помощи было принято решение при станции СМП открыть кратковременные курсы для подготовки сестер милосердия и две палаты на 22 койки для лечения раненых солдат и офицеров за счет Общества, а также выделить кареты для перевозки раненых из прибывших санитарных поездов в больницы города, оборудовав их носилками и местами для сидения. Для осуществления этих планов был проведен дополнительный сбор денежных средств, одежды и обуви для раненых, и 1 сентября при станции открыли лазарет по уходу за больными и ранеными (20 коек — для младших чинов и 2 койки — для офицеров). На их лечение Общество выделяло в день 2 рубля 13,5 копеек, а инвалидам, отправляемым домой, выдавалось пособие от 30 до 70 рублей.

В апреле 1919 года, согласно Декрету Совнаркома, подписанному В.И. Лениным, станция была национализирована, но должность старшего врача была сохранена за Молоховым.
В 1924 году у станции СМП было всего две кареты с конной упряжкой. Работать с такими транспортными средствами в то время стало практически невозможно. И Н.А. Молохов “выбивает” из Райкомпроса один автомобиль из двух, полученных этой организацией. Из отчета старшего врача станции Н.А. Молохова: “При таких условиях можно справедливо взять под сомнение самый смысл существования в городе Харькове станции “Скорой Медицинской Помощи”, назначенной для подачи экстренной помощи в тяжелых случаях, и должен возникнуть вопрос о целесообразности затрат на учреждение, лишенное основного своего фундамента — надежного и быстрого транспорта…” Это был автомобиль марки “Лянча”, который и сегодня с большой теплотой вспоминают сотрудники станции. Умельцы станции переоборудовали его под санитарный вариант, и автомобиль стал гордостью города, его берегли, он работал неполную неделю и только в дневное время.

Во время Великой Отечественной войны в Харькове при станции СМП была оборудована амбулатория для оказания помощи населению города. Врачи на вызовы ходили пешком, т.к. транспортные средства были конфискованы оккупационными властями. Рядом с врачами шли санитары и везли больного на тачке или велоносилках. Сотрудники станции не покидали своих рабочих мест и работали по 20 часов в сутки безвозмездно. В годы фашистской оккупации в Харькове станция СМП не прекращала своей деятельности. Сегодня на улице Краснооктябрьской, 41 в сохранившемся до наших дней здании станции СМП находится Управление Станции скорой медицинской помощи Харьковской городской клинической больницы скорой и неотложной медицинской помощи.


Первые моторизованные амбулансы появились в Америке и имели электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка использовали электромобили скорой помощи. По мнению журнала “Автомобили” (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета скорой помощи — электромобиль Columbia (11 миль/час, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения на него. К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.



В Санкт-Петербурге три санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году. Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей, сейчас в забытье. Архивы фирмы сгорели в 1945 г. во время американских бомбардировок.



Самый известный и массовый отечественный автомобиль дореволюционной эпохи — Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудовался в санитарную машину. На снимке 1913 г. санитарный автомобиль на шасси Руссо-Балт С24/40.



Во всероссийском испытательном пробеге, организованном русским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, в 1912 году участвовали как минимум две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30).



На фотографиях: сверху — английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту, за ним — Рено (Renault), снизу — английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.



Сверху — Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат. Снизу — санитарная машина русской армии Рено (Renault).

Другие материалы рубрики


  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4

  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2