История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Первый, старший и бессменный

Сначала Харьковская станция скорой медицинской помощи собственного помещения не имела. Для диспетчерской службы и персонала станции выделили комнаты во флигеле и помещение под конюшню на территории Александровской больницы (теперь это 1-я городская больница). 3 июня 1912 года состоялась торжественная закладка строительства собственного здания станции по адресу: ул. Конторская, 41 (ныне Краснооктябрьская, 41). Проект здания был безвозмездно выполнен архитектором В. Мороховцом, рабочие на строительстве здания брали по минимуму за работу, и сумма благотворительных взносов осталась практически неразменной монетой.

”Харьковские Губернские Ведомости” от 24 сентября 1913 сообщали: “Сбор в пользу Общества Скорой Помощи получился, как и следовало ожидать, весьма солидный. Всего собрано 9524 руб. Подсчет собранных сумм производился в воскресенье счетчиками Государственного банка, в присутствии представительницы распорядительного комитета и командированного г. Губернатором чиновника особых поручений. Содержимое кружек колебалось в значительных размерах: в некоторых было по несколько копеек и рублей, в других — по несколько сот рублей. В одной из кружек оказалось золотое обручальное кольцо, опущенное какой-то барышней, были также импортные монеты — немецкие, французские, японские…”

В 1913 году, после завершения строительства, в здание станции въехал на постоянное место жительства в квартиру во втором этаже старший врач станции СМП Молохов Николай Александрович вместе с семьей. Таково было решение Правления Общества СПМ. Здесь прошла вся жизнь этого замечательного врача, в 1956 г. отсюда он отправился в свой последний путь, и сопровождал его траурный эскорт из автомобилей “Скорой медицинской помощи”, который растянулся на всю улицу перед зданием станции.
Н.А. Молохов был избран старшим врачом еще не существующей станции в январе 1910 года, и Правление Общества СМП поручило ему организовать работу станции. И он всего за несколько месяцев организовал работу медицинской службы: оснастил станцию необходимым инвентарем, приобрел коней и карету, организовал подготовку медперсонала. К открытию станции к работе были подготовлены 4 врача (с окладом 600 рублей в год), а также числились еще 21 “врач-соревнователь”, которые принимались на работу на конкурсной основе.

Н.А. Молохов мечтал о собственном стационаре при станции, и когда началась Первая мировая война, он при станции организовал лазарет для больных и раненых. По мнению старшего врача станции СМП, было важно, чтобы врач скорой помощи мог наблюдать лечение больных и этим повышать свою квалификацию. Итак, 17 августа 1914 г., в связи с началом войны с Германией, на заседании Правления Общества скорой помощи было принято решение при станции СМП открыть кратковременные курсы для подготовки сестер милосердия и две палаты на 22 койки для лечения раненых солдат и офицеров за счет Общества, а также выделить кареты для перевозки раненых из прибывших санитарных поездов в больницы города, оборудовав их носилками и местами для сидения. Для осуществления этих планов был проведен дополнительный сбор денежных средств, одежды и обуви для раненых, и 1 сентября при станции открыли лазарет по уходу за больными и ранеными (20 коек — для младших чинов и 2 койки — для офицеров). На их лечение Общество выделяло в день 2 рубля 13,5 копеек, а инвалидам, отправляемым домой, выдавалось пособие от 30 до 70 рублей.

В апреле 1919 года, согласно Декрету Совнаркома, подписанному В.И. Лениным, станция была национализирована, но должность старшего врача была сохранена за Молоховым.
В 1924 году у станции СМП было всего две кареты с конной упряжкой. Работать с такими транспортными средствами в то время стало практически невозможно. И Н.А. Молохов “выбивает” из Райкомпроса один автомобиль из двух, полученных этой организацией. Из отчета старшего врача станции Н.А. Молохова: “При таких условиях можно справедливо взять под сомнение самый смысл существования в городе Харькове станции “Скорой Медицинской Помощи”, назначенной для подачи экстренной помощи в тяжелых случаях, и должен возникнуть вопрос о целесообразности затрат на учреждение, лишенное основного своего фундамента — надежного и быстрого транспорта…” Это был автомобиль марки “Лянча”, который и сегодня с большой теплотой вспоминают сотрудники станции. Умельцы станции переоборудовали его под санитарный вариант, и автомобиль стал гордостью города, его берегли, он работал неполную неделю и только в дневное время.

Во время Великой Отечественной войны в Харькове при станции СМП была оборудована амбулатория для оказания помощи населению города. Врачи на вызовы ходили пешком, т.к. транспортные средства были конфискованы оккупационными властями. Рядом с врачами шли санитары и везли больного на тачке или велоносилках. Сотрудники станции не покидали своих рабочих мест и работали по 20 часов в сутки безвозмездно. В годы фашистской оккупации в Харькове станция СМП не прекращала своей деятельности. Сегодня на улице Краснооктябрьской, 41 в сохранившемся до наших дней здании станции СМП находится Управление Станции скорой медицинской помощи Харьковской городской клинической больницы скорой и неотложной медицинской помощи.


Первые моторизованные амбулансы появились в Америке и имели электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка использовали электромобили скорой помощи. По мнению журнала “Автомобили” (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета скорой помощи — электромобиль Columbia (11 миль/час, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения на него. К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.



В Санкт-Петербурге три санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году. Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей, сейчас в забытье. Архивы фирмы сгорели в 1945 г. во время американских бомбардировок.



Самый известный и массовый отечественный автомобиль дореволюционной эпохи — Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудовался в санитарную машину. На снимке 1913 г. санитарный автомобиль на шасси Руссо-Балт С24/40.



Во всероссийском испытательном пробеге, организованном русским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, в 1912 году участвовали как минимум две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30).



На фотографиях: сверху — английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту, за ним — Рено (Renault), снизу — английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.



Сверху — Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат. Снизу — санитарная машина русской армии Рено (Renault).

Другие материалы рубрики


  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.