История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Первый, старший и бессменный

Сначала Харьковская станция скорой медицинской помощи собственного помещения не имела. Для диспетчерской службы и персонала станции выделили комнаты во флигеле и помещение под конюшню на территории Александровской больницы (теперь это 1-я городская больница). 3 июня 1912 года состоялась торжественная закладка строительства собственного здания станции по адресу: ул. Конторская, 41 (ныне Краснооктябрьская, 41). Проект здания был безвозмездно выполнен архитектором В. Мороховцом, рабочие на строительстве здания брали по минимуму за работу, и сумма благотворительных взносов осталась практически неразменной монетой.

”Харьковские Губернские Ведомости” от 24 сентября 1913 сообщали: “Сбор в пользу Общества Скорой Помощи получился, как и следовало ожидать, весьма солидный. Всего собрано 9524 руб. Подсчет собранных сумм производился в воскресенье счетчиками Государственного банка, в присутствии представительницы распорядительного комитета и командированного г. Губернатором чиновника особых поручений. Содержимое кружек колебалось в значительных размерах: в некоторых было по несколько копеек и рублей, в других — по несколько сот рублей. В одной из кружек оказалось золотое обручальное кольцо, опущенное какой-то барышней, были также импортные монеты — немецкие, французские, японские…”

В 1913 году, после завершения строительства, в здание станции въехал на постоянное место жительства в квартиру во втором этаже старший врач станции СМП Молохов Николай Александрович вместе с семьей. Таково было решение Правления Общества СПМ. Здесь прошла вся жизнь этого замечательного врача, в 1956 г. отсюда он отправился в свой последний путь, и сопровождал его траурный эскорт из автомобилей “Скорой медицинской помощи”, который растянулся на всю улицу перед зданием станции.
Н.А. Молохов был избран старшим врачом еще не существующей станции в январе 1910 года, и Правление Общества СМП поручило ему организовать работу станции. И он всего за несколько месяцев организовал работу медицинской службы: оснастил станцию необходимым инвентарем, приобрел коней и карету, организовал подготовку медперсонала. К открытию станции к работе были подготовлены 4 врача (с окладом 600 рублей в год), а также числились еще 21 “врач-соревнователь”, которые принимались на работу на конкурсной основе.

Н.А. Молохов мечтал о собственном стационаре при станции, и когда началась Первая мировая война, он при станции организовал лазарет для больных и раненых. По мнению старшего врача станции СМП, было важно, чтобы врач скорой помощи мог наблюдать лечение больных и этим повышать свою квалификацию. Итак, 17 августа 1914 г., в связи с началом войны с Германией, на заседании Правления Общества скорой помощи было принято решение при станции СМП открыть кратковременные курсы для подготовки сестер милосердия и две палаты на 22 койки для лечения раненых солдат и офицеров за счет Общества, а также выделить кареты для перевозки раненых из прибывших санитарных поездов в больницы города, оборудовав их носилками и местами для сидения. Для осуществления этих планов был проведен дополнительный сбор денежных средств, одежды и обуви для раненых, и 1 сентября при станции открыли лазарет по уходу за больными и ранеными (20 коек — для младших чинов и 2 койки — для офицеров). На их лечение Общество выделяло в день 2 рубля 13,5 копеек, а инвалидам, отправляемым домой, выдавалось пособие от 30 до 70 рублей.

В апреле 1919 года, согласно Декрету Совнаркома, подписанному В.И. Лениным, станция была национализирована, но должность старшего врача была сохранена за Молоховым.
В 1924 году у станции СМП было всего две кареты с конной упряжкой. Работать с такими транспортными средствами в то время стало практически невозможно. И Н.А. Молохов “выбивает” из Райкомпроса один автомобиль из двух, полученных этой организацией. Из отчета старшего врача станции Н.А. Молохова: “При таких условиях можно справедливо взять под сомнение самый смысл существования в городе Харькове станции “Скорой Медицинской Помощи”, назначенной для подачи экстренной помощи в тяжелых случаях, и должен возникнуть вопрос о целесообразности затрат на учреждение, лишенное основного своего фундамента — надежного и быстрого транспорта…” Это был автомобиль марки “Лянча”, который и сегодня с большой теплотой вспоминают сотрудники станции. Умельцы станции переоборудовали его под санитарный вариант, и автомобиль стал гордостью города, его берегли, он работал неполную неделю и только в дневное время.

Во время Великой Отечественной войны в Харькове при станции СМП была оборудована амбулатория для оказания помощи населению города. Врачи на вызовы ходили пешком, т.к. транспортные средства были конфискованы оккупационными властями. Рядом с врачами шли санитары и везли больного на тачке или велоносилках. Сотрудники станции не покидали своих рабочих мест и работали по 20 часов в сутки безвозмездно. В годы фашистской оккупации в Харькове станция СМП не прекращала своей деятельности. Сегодня на улице Краснооктябрьской, 41 в сохранившемся до наших дней здании станции СМП находится Управление Станции скорой медицинской помощи Харьковской городской клинической больницы скорой и неотложной медицинской помощи.


Первые моторизованные амбулансы появились в Америке и имели электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка использовали электромобили скорой помощи. По мнению журнала “Автомобили” (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета скорой помощи — электромобиль Columbia (11 миль/час, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения на него. К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.



В Санкт-Петербурге три санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году. Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей, сейчас в забытье. Архивы фирмы сгорели в 1945 г. во время американских бомбардировок.



Самый известный и массовый отечественный автомобиль дореволюционной эпохи — Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудовался в санитарную машину. На снимке 1913 г. санитарный автомобиль на шасси Руссо-Балт С24/40.



Во всероссийском испытательном пробеге, организованном русским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, в 1912 году участвовали как минимум две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30).



На фотографиях: сверху — английский Даймлер Ковентри (Daimler Coventry 15HP) с надписью Ambulance Russe на борту, за ним — Рено (Renault), снизу — английский санитарный Воксхолл (Vauxhall), который также поставлялся в Россию.



Сверху — Уник (Unic C9-0) французского красного креста в Одессе, 1917 (шофер во французской военной форме), в группе людей стоит русский солдат. Снизу — санитарная машина русской армии Рено (Renault).

Другие материалы рубрики


  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • В США программистами была разработана уникальная система искусственного интеллекта, обладающая способностью разрабатывать сценарии для компьютерных игр.



  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.