История харьковского завода "ФЭД". Часть 1

Втр, 01/20/2015 - 15:09

Инициатор создания детских трудовых коммун — председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский

Первый «хай-тек» харьковских коммунаров — электросверлилки

Так журнал «Советское фото» демонстрировал преимущества пленочного фотоаппарата ФЭД перед устаревшей «гармошкой на треноге»

В 1930 г. производство в Коммуне имени Дзержинского было реорганизовано. На базе механических мастерских были образованы литейный, механический и инструментальный цехи, начали функционировать также цехи столярный и швейный. И во всех основной рабочей силой были подростки, которые совмещали работу с учебой и культурным отдыхом. В том же 1930 г. коммунары начали выпускать собственную многотиражную газету «Дзержинец».

В 1931 году настало время для следующего шага — от ширпотреба коммунары перешли к выпуску сложного инструмента, необходимого «большой промышленности». В те годы почти все высокотехнологичное оборудование закупалось за рубежом за золото, в том числе приобретали и портативные электросверлилки, или, как сказали бы сейчас, электродрели. В них было крайне заинтересовано наше машиностроение, в т.ч. и харьковские заводы — авиационный, тракторный, паровозостроительный. Документация на отечественный аналог такой электросвелилки была выполнена под руководством ведущего инженера Харьковского электромеханического завода Н.А. Горбунова. Он и возглавил составление проекта нового завода, который планировалось возвести на территории коммуны для производства электромеханического слесарного оборудования. Уже в марте проект был утвержден, причем не были забыты и объекты социально-культурной сферы.

Строительство вели городские организации, но в нем активно участвовали ребята из старших по возрасту отрядов коммуны. Совет командиров отрядов решил внести на строительство 300 тысяч рублей, заработанных за счет перевыполнения плана. В день годовщины Октябрьской революции строительство было завершено и начался монтаж оборудования, которым поделились предприятия Харькова, Одессы и Николаева, и 7 января 1932 г. состоялся пуск завода.

Первым директором нового завода стал А.С. Петров. Ему предстояла трудная задача — не только освоить в массовом производстве принципиально новое для нашей промышленности изделие, но и научить изготавливать его не взрослых «сознательных пролетариев», а малолетних работников, которые пока умели делать лишь самые простые вещи бытового назначения. Конечно, в этом ребятам помогали и старшие товарищи — рабочие и инженеры, которые пришли на новое предприятие.
Но становление такого сложного производства — дело непростое даже для опытного и сложившегося коллектива. Приходилось быстро решать множество проблем снабжения материалами, инструментом, искать замену дефицитным комплектующим, улучшать конструкцию изделия, приспосабливая ее к условиям существующего в коммуне производства и при этом не поступаясь качеством.

О качестве стоит сказать особо.
К продукции, за выпуск которой взялись дзержинцы, предъявляются особые требования, ведь с ее помощью будут строить трактора, локомотивы, самолеты — вещи сложные и ответственные. Поначалу было много брака, и взятый план выполнить никак не удавалось. Лишь летом ситуацию удалось исправить — коллектив приобрел необходимый опыт, люди «притерлись» друг к другу, изделие было усовершенствовано. В 1932 г. начался выпуск модернизированной электросверлилки ФД-2, а в следующем году была запущена в серию более мощная модель ФД-3.

В те годы массовым становилось увлечение фотографией, но большинство камер представляли собой громоздкие устройства, использовавшие фотопластинки. У нас были известны и пленочные аппараты, наибольшей популярностью пользовалась продукция немецкой фирмы «Лейка», но она была редкостью, да и стоила дорого. Среди коммунаров появилась идея сделать доступный массовому фотолюбителю отечественный аналог этой весьма совершенной по тем временам камеры.
Это дело было совсем новым, но оно соответствовало принципу, который установил А.С. Макаренко — непрерывно ставить перед коммуной новые задачи, открывать новые перспективы. К тому времени Антон Семенович попросил об освобождении от должности начальника коммуны, сосредоточившись на педагогической работе, тем не менее он деятельно участвовал в продвижении этой идеи. Начинание нашло поддержку на самом высоком уровне, и в соответствии с Постановлением правительства на базе коммуны организуется еще одно предприятие.

Для помощи в новом деле были приглашены специалисты разработчика изделия-прототипа — инженеры и техники фирмы «Лейка». Они скептически отнеслись к возможностям коммунаров, явно недооценив их потенциал. В ноябре 1932 г. началось строительство завода, а через год он дал первую продукцию.
Для отработки конструкции первого советского пленочного фотоаппарата при Харьковском институте метрологии и стандартизации было создано специальное конструкторское бюро, а в помощь новому производству Ленинградский оптико-механический завод направил группу специалистов, которые в октябре 1933 г. вручную собрали и настроили первые три пленочных фотоаппарата «ФЭД».

Планировалось, что завод фотоаппаратов будет независимым предприятием, однако воспитанники коммуны, принимавшие самое деятельное участие в его строительстве, были против и настояли на том, чтобы он оставался в составе коммуны. В этом их самым активным образом поддержал Макаренко. Коммуна продолжала работать, наряду с производством, вполне современным по тем временам, в ее составе действовали школа, рабфак и техникум, которые превращали малолетних бомжей в полноценных членов общества, открывая перед ними настоящую жизнь. Об учебе нужно вспомнить особо, ведь именно воспитанница коммуны Нина Андреевна Марченко, окончив в 1938 г. Харьковский государственный университет им. Горького, стала первой женщиной — начальником цеха на своем родном предприятии, в 1947 г. поступила в аспирантуру при ХПИ, а в 1970 г. защитила докторскую диссертацию и стала первой в Украине женщиной — профессором технических наук, специализируясь в области электрохимии.

Изготовление фотоаппарата — дело тонкое, сравнимое с работой часовщика, причем к механике подключается и оптика со своими специфическими требованиями. При изготовлении фотоаппарата необходима организация производственного контроля. И такое производство удалось поставить на поток, организовать по всем правилам науки планирования. Успешное освоение выпуска пленочных фотоаппаратов означало новый этап развития коммуны. В 1935 г. был изготовлен десятитысячный фотоаппарат ФЭД, эта камера успела завоевать симпатии и любителей, и профессионалов. Она работала на земле, в небесах и на море, и в Сибири, и в жаркой Средней Азии, и даже на Северном полюсе в экспедиции Папанина был такой фотоаппарат.

Росли объемы производства — так, за 1936 г. фотоаппаратов ФЭД было сделано уже 25000 штук. Но техника техникой, а главной задачей коммуны оставалось перевоспитание трудных подростков, и в силу требований времени руководить этим продолжали чекисты — начальниками коммуны были И.П. Судаков, П.К. Тихонов, а с 1936 г. — В.С. Берман. Антон Семенович Макаренко в июле 1935 г. был назначен начальником отдела трудовых колоний НКВД УССР, а в 1937 г. занялся литературной деятельностью — из-под его пера вышли замечательные книги «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Марш тридцатого года».

Другие материалы рубрики


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5