История харьковского завода "ФЭД". Часть 1

Втр, 01/20/2015 - 15:09

Качественный рост

Работа Коммуны имени Дзержинского теперь подчинялась тем же законам, что и всей «большой промышленности», а это означало строжайшую ответственность и за количество сдаваемой продукции, и за качество без всяких скидок на возраст работников. Существующая система начинала тормозить дальнейший рост производственных показателей. Хотя коммунары активно включились в стахановское движение за постоянное перевыполнение сменных норм и заданий с самого его возникновения в 1935 г., то обстоятельство, что работники из числа воспитанников еще и учились и не могли отдавать производству положенное для обычного завода время, не позволяло загружать на 100% имеющееся уникальное оборудование. Новый начальник коммуны Берман пытался решить проблему только повышением трудовой дисциплины, однако дело было не столько в этом (сознательность ФЭДовцев, надо сказать, всегда была на высоте), но и в необходимости реорганизации предприятия. Противоречий между коллективом и руководством коммуны избежать не удалось, и воспитанникам пришлось прибегнуть к помощи шефов из НКВД УССР. Комиссия нашла, что имеет место «зажим критики» со стороны руководства коммуны и ее парткома, но, понимая сложность положения Бермана и его ближайших помощников, не прибегла к репрессивным мерам, а подтолкнула коллектив к дальнейшим преобразованиям. Изменилось время, и коммуна тоже должна была измениться.

История коммуны завершилась в 1938 г. К тому времени проблема беспризорности в стране в основном была решена, а первые коммунары давно встали на ноги — кто-то продолжал работать на ее производстве, кто-то перешел на другие предприятия, многие поступили в ВУЗы или военные училища и даже заняли ответственные должности.
Оглядываясь на годы деятельности харьковской Коммуны им. Дзержинского, приходит мысль, что огульно навязываемое в последние годы мнение о том, что коммунары лишь проматывали то, что им отдавал народ, мягко говоря, не соответствует истории. Да, бывало по-разному, но вот положительный пример — и лишь один из многих. Харьковская Коммуна имени Дзержинского была рождена своим временем, она была необходима именно здесь и сейчас, и она сыграла свою роль — вернула обществу многие сотни детских душ, которые могли просто погибнуть в пучине преступного мира. Она ушла в историю, но на ее месте осталось мощное предприятие, ставшее частью индустрии страны. Однако закрытие коммуны для ее участников было делом лишь канцелярским, формальным. Они продолжали считать себя коммунарами, сохраняя созданную за предшествующие годы трудовую и товарищескую атмосферу в коллективе. Сам термин «коммуна» еще долго употреблялся не только в разговорах, но и в некоторых документах. Воспитанники школьного возраста разошлись по детским учреждениям Харькова, а старшие коммунары остались работать на заводах, выросших из их коммуны, и история ее продолжилась в них.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5