История харьковского завода "ФЭД". Часть 2

Втр, 01/20/2015 - 18:20

Руководство завода им. Дзержинского на демонстрации в честь 40-й годовщины Октябрьской революции. Слева направо: парторг В.П. Бобровский, директор А.И. Ермоленко, председатель завкома Г.А. Зубко и комсорг А.И. Саев

Первый советский тяжелый сверхзвуковой самолет Туполев-22. Фото С.А. Попсуевича

Привод управления цельноповоротным стабилизатором самолета Ту-22

Насос основной гидравлической системы самолетов Су-7, Су-9 и Су-11

В ногу со временем

Пятидесятые-шестидесятые годы ХХ века… Реактивные самолеты штурмуют звуковой барьер и стратосферу, появляются все более дальнобойные ракеты. Оборудование летательных аппаратов превращалось в сложнейшие комплексы разнородных устройств, которые должны были четко взаимодействовать между собой в любых условиях полета. К таким комплексам и их элементам предъявлялись все более жесткие требования, ведь от стабильности характеристик каждого узла теперь зависела работа многих других агрегатов, успех выполнения боевой задачи, безопасность экипажа и пассажиров. Для обеспечения требуемого роста качества продукции на заводе внедряются не только новые методы организации труда и технологии, но и система приемки и испытаний продукции, как военной, так и гражданской.

Главной продукцией дзержинцев в то время были агрегаты топливных и гидравлических систем жидкостных ракетных двигателей конструкции Душкина, сверхзвуковых истребителей Су-7 и дальних бомбардировщиков и разведчиков Ту-22. Особое внимание уделялось выпуску насоса-регулятора ТНР-3А, который устанавливался на двигатели АМ-3 (РД-3) бомбардировщиков Ту-16, М-4 и 3М, а также первых советских реактивных авиалайнеров Ту-104. Начался выпуск гидравлических устройств для шасси самолета местных авиалиний Ан-24.

Постоянное внимание уделялось обеспечению ресурсных показателей продукции. Экономический эффект от мероприятий по повышению надежности и сокращению числа отказов 61-го наименования военной и гражданской продукции в то время дал эффект в 9 миллионов рублей.

Новыми направлениями было освоение насосных станций НС-16 и НС-16/1 для ракетных комплексов подводных лодок. Наряду с гидравлической и топливной аппаратурой, традиционной для предприятия, начался выпуск и электроагрегатов, в частности реле для пассажирских самолетов Ил-18. В этот период началось сотрудничество завода им. Дзержинского со специализированными КБ «Рубин» в г. Балашиха и «Темп» в Москве, разработчиками этого оборудования.

Наверняка предприятие ФЭД выпускает продукцию, которая обязательно должна пройти сертификацию. Однако для той продукции, которая не нуждается в обязательной сертификации необходимо получить отказное письмо по сертификации. Такое письмо даст возможность сэкономить значительное количество средств.

Теперь уже трудно было найти самолет, который обходился бы без ФЭДовской «начинки», все больше агрегатов производства завода было и в ракетной технике, но секретный завод п/я 711 не забывал и свою фирменную продукцию — фототехнику для мирной жизни простых людей. В начале 60-х на прилавках магазинов появилась целая линейка усовершенствованной и принципиально новой продукции — фотоаппараты ФЭД-2Л, ФЭД-3, ФЭД-3Л, ФЭД-4Л, «ФЭД-Атлас», диапроектор «Этюд-2», кадропроектор «Кругозор». В их создании участвовали Д.М. Криворотченко, В.С. Цехман, З.И. Зайцев и многие другие. А в 1967 г. начался выпуск первых в СССР малоформатных фотоаппаратов «ФЭД-Микрон» с форматом кадра 24х18 мм, программно-автоматической отработкой экспозицией и наводкой на резкость по символам в поле зрения видоискателя. Эту оригинальную ФЭДовскую камеру спроектировали Е.З. Марон и Г.П. Осипов, а в конце 70-х гг. под руководством Б.М. Баконовицкого был создан фотоаппарат «ФЭД-Микрон-2» с форматом кадра 24х36 мм.

Другие материалы рубрики


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5