История харьковского завода "ФЭД". Часть 2

Втр, 01/20/2015 - 18:20

Агрегатный завод в Волчанске – составная часть
НПО ФЭД

Насосы-регуляторы НР-9 выпускались заводом ФЭД по особым графикам «БОЙ»

Реактивный самолет местных авиалиний Як-40, для которого ФЭД производил топливные насосы НР-9.
Фото С.А. Попсуевича

Освоение производства привода-генератора ГП-21 стало важным этапом в жизни завода ФЭД


Привод-генератор ГП-21 устанавливался на многих типах самолетов, в т.ч. истребителях Су-27 и транспортных
Ан-74. Фото С.А. Попсуевича

Лопаточный привод-генератор ПГЛ-40 устанавливался на четвертом поколении реактивных истребителей Микояна

Фронтовые истребители МиГ-29 в полете
Фото С.А. Попсуевича

Механосборочный цех. Участок обрабатывающих центров


Продукция завода ФЭД нашла себе применение на борту таких уникальных самолетов, как Ту-160 и Ан- 225.
Фото: airlines.net

Что же дальше?

Вторая половина 80-х гг. в нашей стране ассоциируется со словом «перестройка».

Наряду с успехами как в государстве в целом, так и на НПО ФЭД были и серьезные проблемы. Для ФЭДовцев этот период был связан в том числе со значительным спадом продаж товаров народного потребления (а их завод делал 32 наименования на суммы, сравнимые с «валом» оборонной продукции) и, прежде всего, фотоаппаратов. Ситуация складывалась парадоксальная — в стране «всеобщего дефицита» не продавались фотокамеры, которых было в избытке. Да, в то время в торговле появились такие марки как «Киев», «Зенит ЕТ» и «Зенит ТТЛ», на прилавках начали мелькать и «иномарки» из ГДР и даже Японии, но преимущества ФЭД в цене при хорошем качестве (а государственный Знак качества тогда имели три марки фотоаппаратов ФЭД) заставляет сомневаться в том, что дело лишь в конкуренции и конъюнктуре. В то время в стране происходило много необъяснимого. Коснулись коллектива, собрав свои жертвы, война в Афганистане и атомная катастрофа в Чернобыле…

Как и раньше, завод ФЭД живо откликался на беды тех, кто рядом. Силами предприятия возводились дома для отселяемых из зараженных районов. При этом реализовывались и социальные программы для собственных работников, не останавливалась модернизация производства. Например, за 1988 г. на завод поступило 47 единиц крупного оборудования, в т.ч. новейшие обрабатывающие центры. В период с 1986 по 1990 гг. ФЭД осваивает четыре новых авиационных агрегата — насос-дозатор НД-100, аппарат продувки и распределения топлива АПРТ-100, плунжерный насос ПН 85 и выключатель топлива ВТ-32. Эта работа завершалась уже под руководством А.А. Жданова: в ноябре 1987 г. он был назначен и.о. генерального директора НПО ФЭД, а 10 марта 1988 г. впервые прошла процедура избрания руководителя предприятия коллективом, и Жданов получил 100% голосов.
Он пришел на высший пост предприятия в сложное время. Наряду с положительными тенденциями, связанными с внедрением более рациональных и экономически целесообразных форм организации труда, были и негативные явления. Среди них — стремление некоторых облаченных государственной властью чиновников полностью свернуть традиционную оборонную высокотехнологичную сферу деятельности, полностью переведя НПО на выпуск ширпотреба. Это было сделано в масштабах всей страны в рамках пресловутой «конверсии», которая помешала выполнению государственных оборонных заказов. А «переориентация» заводов центрального подчинения на нужды местных рынков сбыта (т.е., по сути, их дезинтеграция и изоляция) привела к разрушению налаживавшейся годами кооперации множества разнородных предприятий МАП и других ведомств. В результате в 1990 г. НПО ФЭД, всегда план перевыполнявшее, недодало 6% плановой продукции, а выработка в цехах упала в среднем на 4%. И то, что на соседнем авиазаводе и других предприятиях большой индустрии Харькова (и не только!) ситуация была еще хуже, не утешало. Надо было искать выход, учиться работать и жить в новых условиях, сохранив все созданное трудом старших поколений ФЭДовцев. И выход был найден.

(продолжение следует )

Другие материалы рубрики


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5