История харьковского завода "ФЭД". Часть 3

Сб, 01/31/2015 - 22:00

Все для человека

Один из советских вождей сказал: кадры решают все! Потом, уже в наши времена, над этой фразой много издевались, по-всякому ее перекручивая, а между тем это святая правда. Ни один проект не может быть реализован без коллектива, в котором есть талантливые, целеустремленные руководители и дисциплинированные квалифицированные исполнители. Проблема сохранения кадров, коллектива стала для завода вопросом жизни и смерти в буквальном смысле. Необходимо было не только удержать у станка и за кульманом, за компьютером опытных работников, но и обеспечить передачу их знаний и умений молодому поколению.

В советское время жилье трудящимся давало государство. Хотя в то время «все было, но не всем хватало», теперь все поменялось далеко не в лучшую сторону. В тяжелое положение попала и молодежь, не имевшая своей жилплощади, и люди старшего возраста, которые не успели получить собственные квартиры и все еще ютились в общежитиях — шансы улучшить свои условия жизни, работая в промышленности, для них обнулялись. Большинство таких людей видело выход либо в переходе в торговлю, где деньги крутились быстрее, либо в том, чтобы податься на заработки куда глаза глядят.

Чтобы удержать кадры от манящего зова рыночного прилавка и от уезда на какую-нибудь работу за границу, на заводе была разработана программа «Жилье-2000», которая предусматривала в конечном итоге обеспечение всех работников «ФЭДа» отдельной квартирой или индивидуальным жилым домом.
И руководство завода обратилось в государственные органы с просьбой выделить земельные участки под строительство жилья. Хотя пригодная для застройки территория была в дефиците, Харьковский горисполком выделил заводу участок недалеко от завода площадью 10 гектар, в городском районе Журавлевка, под строительство высотных домов общей площадью 70000 кв.м за счет сноса частных жилых строений.

За счет завода была оформлена вся соответствующая документация, однако ДСК «Харьковжилстрой» не принимал проект заводского квартала из-за сложных местных гидрологических условий — рядом со склоном находится большой водоем. Вопрос зашел в тупик, и лишь путем длительных переговоров и сложных экономических расчетов компромисс был достигнут. Договор на строительство жилых домов предусматривал своевременную подготовку строительных площадок и прокладку инженерных сетей силами завода. Директор завода Александр Андреевич Жданов лично контролировал выполнение большого и сложного объема работ по водопонижению, отселению людей, прокладке инженерных сетей, строительству необходимых сооружений. В намеченные сроки были построены 6 домов общей площадью 36000 кв.м, при этом три дома по инициативе заводского ОКСа впервые в практике ДСК были построены в 10-ти этажном исполнении вместо предусмотренных проектом 9-ти этажей, а это плюс 44 квартиры.
Харьковчане, которые живут в этих домах, наверное, и не подозревают, как трудно было заводу их построить в непростые времена. Завод сохранил за собой строительную площадку и строит на Журавлевке еще два дома, пригласив инвесторов.

По предложению совета трудового коллектива, руководство завода договорилось с совхозом «Циркуновский» о выращивании сельхозпродукции для заводчан на договорной основе. Вспоминая последовавшие затем годы господства бартерных сделок и натурализации хозяйства, нельзя не порадоваться дальновидности такого решения.
Но даже в это тяжелое не только для промышленности, но и для науки и культуры время «ФЭД» жил, что называется, не хлебом единым. Он дал кров одному из самых любимых харьковчанами творческих коллективов — театру «Мадригал», возникшему еще в 1976 г. как любительская студия при заводе, но быстро переросшему рамки художественной самодеятельности. В 1999 г. «Мадригал» обрел официальный статус профессионального негосударственного театра. Он никогда не испытывает недостатка в зрителях.

Другие материалы рубрики


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.