История харьковского завода "ФЭД". Часть 3

Сб, 01/31/2015 - 22:00

Реорганизация

Стала реальностью новая экономическая и политическая обстановка. В стране грянул экономический кризис, начали рушиться производственные связи, стало массовым такое явление, как банкротство организаций. В этих условиях сохранять типовую структуру научно-производственного объединения со старой системой взаимоотношений внутри его «компонентов» и между ними, а также схемы внешних контактов со смежниками, клиентами и государственными органами оказалось далее невозможно. В сентябре 1993 г. НПО было преобразовано. Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», Харьковское агрегатное конструкторское бюро, Первомайский машиностроительный завод и Волчанский агрегатный завод объединились в Харьковскую научно-производственную корпорацию государственных предприятий «ФЭД». В соответствии с условиями учредительного договора корпорацию возглавил президент, который одновременно являлся директором ХМЗ «ФЭД». Приказом Министерства промышленной политики Украины президентом Корпорации был утвержден Александр Андреевич Жданов.

Сама Корпорация как юридическая структура являлась акционерным обществом, но все ее основные составные части, то есть то, что составляет ее реальную материальную стоимость, остались в национальной государственной собственности.

Реорганизация соответствовала требованиям времени. Это позволило сгладить и без того жесткие удары, которые обрушились на производящие отрасли в то время, и не допустить дальнейшего спада производства. Однако новый 1994 год начался новым витком энергетического кризиса. На заводе был введен жесткий режим экономии газа, электроэнергии и потребления воды. Правительство перестало выдавать кредиты и требовало погасить долги. Государство самоустранилось от решения многих экономических вопросов, ранее относившихся к его прерогативе, а предприятие, оставаясь «в казне», было вынуждено решать свои финансовые проблемы самостоятельно. Ряд социальных объектов решили передать городу, однако и городские власти не хотели их брать, потому что тоже не имели средств на их содержание.
И все же даже в такой обстановке удалось изыскать средства на техническое перевооружение и принять участие в национальных программах «Украинский самолет», «Украинский автомобиль», «Украинский трактор», «Украинский танк». Задача остаться в сфере высоких технологий и не скатиться до производства одного лишь ширпотреба была для Корпорации главной.

В 1995 году ФЭДовцы выдвинули для себя два главных лозунга: «Жить и эффективно работать в условиях, которые есть», и «Не выживать, а развиваться». И это удалось благодаря тому, что в самое тяжелое время получилось сохранить основную тематику и технологию производства, устоявшиеся кооперационные связи, технологические производственные цепочки и сплоченный квалифицированный коллектив.

Новая структура предприятия была ориентирована на решение задач, которые, в принципе, стояли перед ним и ранее: планировался как выпуск высокотехнологичной сложной продукции машиностроительного и, прежде всего, авиационного назначения, так и высококачественных товаров народного потребления. Но, в отличие от структуры старой, она была способна работать без «няньки» в лице министерства, самостоятельно находя заказы, кредиты, субподрядчиков...

В мае 1995 года на «ФЭДе» был создан отдел маркетинга. Новое подразделение не располагало опытными кадрами и готовой методологией. Всему приходилось учиться на ходу, постигая премудрости коммерции и изучая потребности рынка. В то время многие ВУЗы принялись готовить «менеджеров» и «специалистов по маркетингу», однако кадры новой волны оказались явно не готовы к самостоятельной работе. Не то чтобы студент пошел ленивый — в ВУЗах тоже пока не понимали, как надо торговать и работать вообще в новых условиях. Лидерами в освоении премудростей этой науки стали не новоявленные профессора разнообразных «школ экономики» и «академий маркетинга», а практики, люди, работающие на предприятиях и решающие реальные задачи, неся ответственность за все свои действия и ошибки.
К концу 1995 года в Москве была создана дилерская фирма, через которую осуществлялось дальнейшее закрепление «ФЭДа» на рынках СНГ и дальнего зарубежья. Самый тяжелый этап был преодолен. Начиная с 1996 года «ФЭД» начал неуклонно наращивать темпы выпуска товарной продукции, осваивать новые изделия и новые рынки.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3