История харьковского завода "ФЭД". Часть 3

Сб, 01/31/2015 - 22:00

Ордена снимать не полагается!

В свое время Антон Семенович Макаренко решительно отверг предложение некоторых своих коллег — решать материальные проблемы колонии только за счет сапожных и столярных мастерских. Именно благодаря этому из кустарных мастерских и вырос завод, который всегда шел в ногу со временем.
И в «лихие девяностые» руководство стремилось сохранить направление, складывавшееся десятилетиями и бывшее приоритетным: производство агрегатов авиационного назначения. Между тем внутрисоюзные связи распались, а многие предприятия-потребители продукции завода радикально поменяли профиль своей деятельности, а то и вовсе закрылись. Следствием непродуманной конверсии оборонной промышленности стало сокращение заказа на высокотехнологичную продукцию любого небытового назначения.

Годы конверсии были настоящим испытанием для «ФЭДа»: покупатели основной продукции отказывались от ранее заключенных договоров, некоторые поставщики прекратили отгрузку материалов и комплектующих. Настоящим бичом стал дефицит оборотных средств. Налоговая же политика была такова, что на каждый карбованец заработной платы предприятие было обязано выплатить 2,5 карбованцев налогов.

Чтобы сохранить кадры, структуру цехов и технологических цепочек, была поставлена задача наладить сервисное обслуживание ранее выпущенной заводом и находящейся в эксплуатации продукции. В кратчайшие сроки был освоен ремонт насосов-регуляторов НР-3А всех модификаций для двигателей ТВ3-117 вертолетов Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ка-27, интегральных гидроприводов ГП-21, ГП-23, приводов-генераторов ПГЛ-40 для самолетов МиГ-29, Су-27, Ан-74, Як-2 и других. Заказчиков искали не только в Украине, но и далеко за ее пределами.

На заводских собраниях генеральный директор «ФЭДа» Жданов говорил: «В стране сложная политическая обстановка. Это сказывается и на нашем коллективе. Три завода объединения попали в конверсию. Продолжая наращивать выпуск ТНП, мы не должны забывать, что являемся предприятием авиационной промышленности. Поэтому мы избрали направление по освоению агрегатов авиационно-технического назначения. Без современных технологий и оборудования выходить на мировой уровень и быть конкурентоспособными очень сложно. Я вижу один путь — нужно находить и развивать новые контакты, осваивать новые рынки».

Для этого нужно было наладить выпуск новой ликвидной продукции. В этот период завод участвует в шести национальных программах Украины по развитию самолетостроения и авиационного двигателестроения. Но как не стремилось руководство «ФЭДа» сохранить производство изделий авиационной техники, пришлось пойти на сокращение численности промышленно-производственного персонала. Администрация и Профсоюзная заводская организация авиастроителей Украины всеми силами старались использовать высвобождающихся работников на производстве товаров народного потребления, чтобы сохранить трудовой коллектив.

В 1994-1995 гг. заводу, наряду с производством смесителей для ванн и моек с пластмассовыми металлизированными ручками, гидравлических резаков, оптических прицелов для охотничьих ружей и другой бытовой продукции, благодаря хорошим производственным и партнерским отношениям с известным ОАО КБ «Рубин» г. Балашиха, членству в Межгосударственной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» АССАД и подтвержденной временем репутации надежности агрегатов с маркой «ФЭД», удалось включится в Российскую государственную авиационную программу, начав выпуск новых интегральных гидроприводов ГП-25 и ГП-26, тем самым продолжив выпуск «линейки» гидроприводов, наряду с уже освоенными ГП-21, ГП-22, ГП-23, ПГЛ-40.

В 1997 г. начались испытания пассажирского самолета Ан-140. Это был первый лайнер, созданный уже не в СССР, а Украиной в содружестве с Россией. Для этой машины ХАКБ разработало целый ряд агрегатов оборудования. Новые рулевые механизмы управления триммерами и стопорением рулей РМ-140, комбинированный привод механизации крыла КПМ-02, насосная станция гидросистемы НС-140 выгодно отличались от прежних образцов малыми размерами и весом при высоком КПД. Например, РМ-140 вдвое легче использовавшегося ранее механизма МП-100.

Ныне во всем мире доля «начинки» в цене самолета растет и уже перевалила за 50%, а в некоторых лайнерах достигла 70%. С изменением структуры цены летательного аппарата растет доля прибыли, которая приходится на поставщиков входящего в его состав оборудования. Это означает, что намерение руководства «ФЭДа» во что бы то ни стало сохранить авиационный сегмент своего производства оправдано и открывает перед предприятием новые перспективы.
И все же последнее пятилетие XX века отнюдь не было победным шествием. Были и неудачи, тем более обидные, что часто от убытков не спасало высокое качество продукции. В 1996 году в испытательном центре города Ижевска, известном в соответствующих кругах как место производства знаменитых ижевских ружей, фэдовские оптические прицелы были признаны лучшими среди выпускаемых в СНГ. Невзирая на данный факт, спрос на эту продукцию был невелик, и в 1997 г. их пришлось снять с производства. А вот смеситель для ванны и умывальника, признанный в 1999 году лучшим сантехническим изделием Украины, приносил предприятию стабильный доход. Удачным ходом оказалось внедрение производства бытовой газовой аппаратуры.

Немаловажную роль в успешной работе завода сыграло строительство новой линии гальванических покрытий по немецкой технологии, которая на Украине существовала только на заводе «ФЭД» и давала высокое качество покрытий, в значительной мере экономила энергоносители и воду. В «горячих» цехах установили новые энергосберегающие электротермические печи взамен избыточно мощных.

Еще одним достижением этих лет стал отказ от применения в гальваническом производстве крайне токсичных цианистых солей, которые использовались для улучшения механических свойств металлических поверхностей. Показательно, что в 1998 году именно «ФЭД» выиграл проводимый датским Центром чистых технологий тендер по улучшению экологических показателей гальванических цехов и получил право на внедрение у себя датских технологий.

В 90-е годы на общей волне перемен многие предприятия не только сменили профиль своей деятельности, но и поменяли связанные с советскими временами наименования. На выставках и презентациях их руководители (зачастую люди новые и даже, чего греха таить, случайные) позиционировали себя как «новые» фирмы. Между тем на Западе давно знают цену бренду и при любом удобном случае с гордостью заявляют: «Работаем с… (чем древнее, тем лучше) года!». Отрадно, что даже в то смутное время руководство «ФЭДа» не отказалось от имени Ф.Э. Дзержинского, с которым действительно связано рождение предприятия, и не сняло ордена Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени с главной проходной завода. Ведь эти ордена были заработаны трудом многих тысяч людей — коллективом предприятия. Крепко держалась Корпорация и магистрального направления своей деятельности — производства высокотехнологичных компонентов авиатехники.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.
    Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.