История харьковского завода "ФЭД". Часть 4

Вс, 10/11/2015 - 21:02


Продукция Харьковского машиностроительного завода «ФЭД» устанавливается на авиалайнерах Ту-204, многофункциональных истребителях Су-30 и многих других новейших летательных
аппаратах


В одном строю

Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.

Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

В новых условиях нужно было найти новые способы работы с коллегами и в своей стране, и в СНГ. Одной из форм такого сотрудничества стали отраслевые ассоциации предприятий, и «ФЭД» вступил в Межгосударственную ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» АССАД, объединяющую большинство ведущих конструкторских бюро и серийных предприятий авиационной промышленности бывшего СССР. Вот уже более 20 лет АССАД помогает координировать их усилия в разработке, серийном производстве, продвижении на рынке и сервисе авиационных (и не только!) силовых установок.

Важнейшим вопросом в деятельности АССАД является выработка стратегии развития авиационного двигателестроения в странах СНГ. При содействии Ассоциации Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» совместно с другими предприятиями авиационной отрасли Украины принимает участие в большинстве современных российских программ по созданию авиатехники и авиационных двигателей.

При проведении строительных работ часто возникает потребность в работе пневмоинструмента. В этом случае не обойтись без компрессорных станций ПКСД от завода ОАО "ПТМЗ". Надежный и мобильный компрессор ПКСД можно найти на сайте http://gk-sk.ru/kompressory/katalog/PTMZ-seriya-PKSD/

Напряженная работа, направленная на сохранение основного авиационного профиля работы, принесла свои плоды. Сегодня ГП ХМЗ «ФЭД» занимает прочное место среди поставщиков авиационного оборудования. Он производит серийно широкую номенклатуру новых изделий, которые являются важным компонентом большинства современных самолетов как нового поколения — тех, чье производство началось в самое последнее время, так и еще находящихся в стадии опытно-конструкторских работ. В гражданской авиации это авиалайнеры различных классов — Ан-74ТК-200 и ТК-300, Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-178, Ту-204, Ту-214, Ил-96-300, а также летающая лодка Бе-200, которая используется для тушения лесных пожаров и спасательных операций. По линии военных ведомств многие страны СНГ закупают продукцию «ФЭД» для многоцелевых тактических истребителей Су-27, Су-30МК, МиГ-29, МиГ-35, а также учебно-тренировочного самолета Як-130, который идет на смену устаревшему чешскому УТС Аэро L-39 «Альбатрос». И для военной, и для гражданской авиации поставляются вертолеты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и другие. Все они снабжены двигателями, разработчиками и производителями которых являются предприятия — члены АССАД, а «ФЭД» дает для них комплектующие. Наибольшим спросом сегодня пользуются различные варианты вертолетных газотурбинных силовых установок ТВ3-117, большие перспективы открываются перед новыми ТРД АИ-22, АИ-222 и АИ-450, созданными в Запорожье, а значит, и ФЭД, поставляющий комплектующие для всех этих изделий, обеспечен заказами.

Работа в рамках АССАД по выработке общей стратегии развития отрасли способствует консолидации усилий всех предприятий авиапромышленности в условиях глобализации. Это совершенно необходимо перед лицом усиления конкуренции на мировом рынке. Предприятия Запада объединяются, но печальный опыт некоторых украинских предприятий показал, что интегрироваться в такие структуры на взаимовыгодных условиях вряд ли возможно. Россия пытается сделать это — и есть удачные примеры такого сотрудничества, однако имеются и противоположные прецеденты.

Это ни в коей мере не означает отказа от сотрудничества со странами Запада. Даже наоборот, просто формы такого сотрудничества должны соответствовать и экономическим, и политическим реалиям, должны вести к обоюдной выгоде. Заключая договорные обязательства с международными корпорациями-гигантами, важно не превратиться из партнера во второстепенный придаток и не потерять право вести собственную экономическую и техническую политику.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3