История харьковского завода "ФЭД". Часть 4

Вс, 10/11/2015 - 21:02

Для танка Т-80УД завод «ФЭД» выпускает привод вертикали ПВ-1888 наведения орудия, а также электроклапаны ЭК-48 и ЭПК-69 для его гидросистемы
Фото Т-80УД: С.А. Попсуевич

ПВ-1888 — привод вертикали наведения орудия

В небе и на земле

«Свобода маневра» в наше сложное время подчас становится залогом благополучия. Возможность самостоятельного выбора тематики и направления деятельности, партнеров, форм взаимоотношений, сохранение (и это очень важно!) собственной конструкторской школы, конструкторского коллектива, который может наиболее оперативно реагировать на потребности всей корпорации в любой момент, позволяет не только застраховаться от «сценария домино», когда проблемы «старшего партнера» вызовут кризис на предприятии, но и максимально полно и выгодно использовать все условия для роста, которые возникают на рынке.
Такая свобода позволяет искать контракты во всех отраслях промышленности, вступать в договорные обязательства с любыми партнерами (соблюдая, естественно, международные обязательства страны, такие, как режимы санкций в отношении некоторых государств).

В 1997 году Украина заключила соглашение с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД. Это был крупнейший за все времена независимости оружейный контракт, суливший немалые выгоды, но у поставщика танков Завода им. Малышева возникли определенные трудности. Многие комплектующие боевой машины поставлялись российскими предприятиями, и теперь цены на них увеличились. К тому же Россия в тот же период сама заключила большой контракт на поставку танков Индии, и возник острый дефицит этих сложных узлов.

Пришлось в спешном порядке разворачивать производство недостающих покупных изделий на Украине. «ФЭД» оперативно организовал производство привода вертикали ПВ-1888 — прецизионного силового гидроцилиндра с обслуживающей его гидросистемой, который проворачивает в вертикальной плоскости качающуюся часть пушки. Параллельно было начато серийное производство электроклапанов ЭК-48 и ЭПК-69 для гидросистемы танка. Задача оказалась не из легких, но была решена в назначенные сроки. Украинская сторона выполнила все условия контракта, а завод открыл для себя новое танкостроительное направление.

В настоящее время «ФЭД» продолжает сотрудничество с танкостроителями в создании комплексной системы управления движением самого современного танка «Оплот». Для разработки узлов управления двигателем объединены усилия ГП «Харьковское агрегатно-конструкторское бюро» (ХАКБ), ГП ХМЗ «ФЭД», НТ СКБ «Полисвит», Национального аэрокосмического университета «ХАИ». Координаторами этих работ выступили ПАО «ФЭД» вместе с ЗМКБ «Прогресс».

Однако сложная высокотехнологичная техника нужна не только военным. Еще одно направление, освоенное в это время «ФЭДом» — производство агрегатов тормозных систем железнодорожного транспорта. В 1998 году, в соответствии с Постановлением КМУ № 308 от 13 мая 1994 г. и совместным решениям Минпромполитики и «Укрзалізниці», «ФЭД» в сжатые сроки освоил производство агрегатов тормозных систем железнодорожного транспорта и уже в 1999 году начал серийные поставки нового оборудования железнодорожникам. Полученный контракт радовал еще и тем, что заказчик, в отличие от многих других, рассчитывался за поставленную продукцию без задержки.

С этим видом продукции связана одна история. Заводские изделия показали себя в эксплуатации отлично, но традиционно корпусные детали одного из агрегатов изготавливались из алюминиевых сплавов и оказались лакомой добычей для охотников за цветным металлом, которых в «лихие девяностые» развелось великое множество. Они снимали приборы с вагонов, совершенно не задумываясь о последствиях. По просьбе заказчика «ФЭД» оперативно заменил алюминиевые корпуса чугунными, хотя для этого потребовалось не только «переписать» технологию, но и сделать новую сложную и дорогую литейную оснастку — у этих материалов физические свойства существенно отличаются. Оперативная реакция на требование Заказчика в наше время дорогого стоит…

На ФЭДе было создано специальное конструкторское бюро, которое постоянно проводит работы по разработке, модернизации и повышению надежности тормозного оборудования железнодорожного транспорта.

Другие материалы рубрики


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3