История харьковского завода "ФЭД". Часть 4

Вс, 10/11/2015 - 21:02

Для производимых в Китае истребителей Су-27 завод «ФЭД» поставляет привод-генераторы ГП-21

Завод «ФЭД» – участник программы серийного производства танка «Оплот»

На международной арене

В 1998 году Китайская Народная Республика купила лицензию на выпуск российского многоцелевого истребителя четвертого поколения Су-27. Этот высокоманевренный всепогодный боевой самолет оснащен совершенным вооружением и большим количеством сложных электронных и электронно-механических систем. Многие из них также было запланировано производить в КНР. В соответствии с этим контрактом ОКБ «Рубин» продал Всекитайской корпорации авиационной промышленности лицензию на изготовление привод-генератора ГП-21. Это изделие уже много лет серийно производит ФЭД, и завод продал китайцам свою технологию и стендовое оборудование для выпуска и испытаний этого агрегата. Заводские специалисты произвели монтаж стендов и обучили китайских коллег «премудростям» сборки, испытаний и регулировки изделия. «Китайский контракт» стал одним из самых серьезных заказов этого периода, и с него началось долгосрочное сотрудничество предприятия с КНР.
Для этой страны на ГП ХМЗ «ФЭД» было организовано серийное производство агрегатов для первого украинского форсажного двухконтурного турбореактивного двигателя
АИ-222к-25Ф, разработанного ЗМКБ «Прогресс» (г. Запорожье). Этот двигатель был выбран китайскими авиаконструкторами для нового учебно-боевого самолета L-15. Машина предназначена для массового производства и, очевидно, будет модернизироваться, что открывает перспективы дальнейшего сотрудничества с Китаем.

Концентрация сил

Мировой кризис, помноженный на внутренние неурядицы, привел в последние годы к значительным проблемам с финансированием инновационных направлений развития предприятия. Такие проблемы есть не только у ФЭДа, а торможение новых разработок у потребителей авиаагрегатов, например, моторостроителей из ЗМКБ «Прогресс» или самолетчиков с «Антонова», усугубляет трудности агрегатчиков и ведет к увеличению отставания от стран Запада.

Мало кто знает, что в огромных ангарах АНТК "Антонова" используются откатные ворота. Многоступенчатые откатные ворота "распахивают" весь фасад огромных ангаров, чтобы был была возможность перемещать в них крупногабаритную авиационную технику. Данная технология из промышленности перешла в частное строительство и теперь каждый желающий может воспользоваться простотой и удобством откатных ворот у себя дома. Купить откатные ворота очень просто: посетить сайт http://xn----7sbbhn2awfgavqch2k.mirvorot.kiev.ua

Чтобы не допустить такого развития событий, наряду с техническим перевооружением производства, совершенствованием управления им и системы качества серийной продукции, необходимо было интенсифицировать процесс модернизации серийных изделий, а также проектирования и организации производства новых изделий. Для этого были объединены силы конструкторско-эксплуатационного отдела, отделов главного технолога, главного металлурга и главного метролога в единый Конструкторско-технологический департамент, который возглавил Н. Круговой.

Это позволило сократить 34 штатные должности, которые ранее дублировали другие, оставшиеся в штате, причем, в отличие от подобных реформ на других предприятиях, 14 должностей из этого списка были руководящими. Высвободившиеся фонды зарплаты пошли на повышение окладов и надбавок оставшимся в строю.
Задачи перед новым департаментом стоят серьезные. Прежде всего, это освоение серийного производства отдельных агрегатов управления авиалайнеров Ан-140, новейших Ан-148 и Ан-158, и целых комплексов, например, системы управления САУ-3000 в программах модернизации самолета Ан-140 и вертолета Ми-8, на которые планируется установить и новые двигатели, а также комплексной системы управления движением танка «Оплот».

Разработка новых узлов автоматики двигателей и топливных систем летательных аппаратов тесно «завязана» на партнеров в России, Китае, Чехии и Австрии. Сейчас остро стоит вопрос ремоторизации многих самолетов и вертолетов, например, Ми-2, общий парк которых составляет 485 машин, 98 — в действующем коммерческом парке, или Ми-8Т, емкость рынка которых оценивается в 2 тысячи вертолетов. Это продлит им «летную жизнь», но потребует замены не только двигателей, но и бортовой топливной автоматики — а это традиционное направление работы ФЭДа.

Важнейшее значение имеет улучшение ресурсных показателей продукции ФЭД. Все это весьма дорогостоящие изделия, и покупатель имеет законное желание использовать их достаточно длительное время. В рамках этого направления, например, ведутся работы по продлению ресурса насоса-регулятора НР-3ВН до 12000, а насоса-дозатора НД-МС2 — до 8000 ч, что в частности существенно сократит затраты на эксплуатацию двигателей ТВ3-117 и повысит экономическую эффективность оснащенных ими вертолетов Ми-8МТ/Ми-17 и Ка-32.

Еще одна важнейшая задача — ремонт и продолжение безопасной и эффективной эксплуатации ранее выпущенной техники. Еще в 80-е годы в Харьковском физико-техническом институте было создано металлокерамическое покрытие, восстанавливающее механические свойства материала, в котором появились усталостные микротрещины, которые без принятия мер могут привести к разрушению детали и аварии всего изделия. Эта технология была отработана и внедрена в практику концерном ХАДО, и сегодня наметилось тесное сотрудничество ФЭДа с этим предприятием в плане сервисного обслуживания своей продукции и ремонта технологического оборудования.
Такая технология — это в буквальном смысле переход в иное измерение. Действительно, теперь рабочему приходится иметь дело с другими диапазонами размеров выполняемых покрытий, и их внедрение потребовало создания на ФЭДе цеха нанотехнологий, где эти научные разработки превращаются в серийную продукцию и проходят практическую проверку новые технологические решения, найденные специалистами ХАДО и ФЭДа.

Другие материалы рубрики


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6