История харьковского завода "ФЭД". Часть 4

Вс, 10/11/2015 - 21:02


Для модернизируемых вертолетов Ка-32 и Ми-8 завод «ФЭД» поставляет агрегаты силовой установки с увеличенным ресурсом.
Фото Ми-8: архив О.А. Фененко

Количество и качество

Любое из этих начинаний будет иметь успех лишь при условии разумной цены и максимального качества продукции. Сначала о первом факторе.
Внедрение прогрессивных технологий и оборудования 5-го поколения позволяет повысить производительность труда по группе токарных станков в 2-3 раза, обрабатывающие центры и электроэрозионные станки будут работать эффективнее в 3-4 раза. Еще одна статья экономии — сокращение потребления электроэнергии в 3-4 раза. Существенную роль в снижении себестоимости продукции играют организация многостаночного обслуживания оборудования и сокращение доли ручного труда. Это также обеспечит и стабильное качество продукции, ведь не секрет, что главная причина брака — «человеческий фактор». Наиболее проблемными с этой точки зрения остаются полировально-доводочные операции. Их сложно автоматизировать, и они требуют высочайшей квалификации исполнителя. Решить проблему может, например, высокоточная плазменно-жидкостная полировка. Она позволяет и снизить затраты, и повысить качество, и обеспечить его стабильное получение за счет автоматизации процесса. Специалисты «ФЭД» ведут работы в этой области, но дело требует очень больших капиталовложений, а срок их окупаемости весьма велик. Как результат — предсказуемые проблемы с кредитом.

Еще более критическая ситуация сложилась с металлургическим производством и термообработкой металла. Здесь оборудование стоит дорого, оно громоздко, а срок его амортизации измеряется десятками лет. Даже в советской плановой системе замена, скажем, кузнечного или литейного оборудования часто затягивалась, а сегодня, когда Украина фактически не имеет национальной системы управления промышленностью, это дело тяжким бременем ложится на бюджет предприятия. Но сегодня ФЭДовская «металлургия» находится уже в таком состоянии, что без замены ее ключевых компонентов новыми уже не обойтись.
Итак, альтернативы переоснащению сегодня нет. Модернизация этого сектора производства позволит отказаться от вынужденной замены литья и штамповки обработкой поковок резанием — трудоемкой, неэффективной с точки зрения коэффициента использования материала и снижающей ресурсные свойства металла операцией.

Вперед, в будущее

Пройдя трудной дорогой перемен, Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» и Корпорация «ФЭД» сохранили свое положение одного из ведущих разработчиков и производителей агрегатов авиационного оборудования Украины и СНГ, а снятие ведомственных барьеров позволило включиться в работу и других оборонных отраслей промышленности. На Украине лидерами «оборонки» сегодня являются танкостроители, и сотрудничество с харьковскими предприятиями «Завод им. Малышева» и КБ им. Морозова стало важной частью деятельности ФЭДа.

Предприятие также уделило большое внимание вопросам сертификации по промышленной безопасности, вопросам охраны труда и технологичности производства. Руководители и специалисты завода прошли аттестацию по промышленной безопасности в компании Гранит-Консалтинг, которая является лидером в области переподготовки и обучения персонала по промышленной безопасности.

Конверсия, которая для многих других заводов обернулась превращением в примитивные мастерские ширпотреба, была проведена так, что завод не только не потерял статус высокотехнологичного производства, но и приобрел новый ценный опыт и новые деловые связи.
Большое значение имело восстановление связей между предприятиями и совместная работа над новыми перспективными проектами. Основными потребителями продукции с маркой «ФЭД» на украинском рынке сегодня являются Запорожский авиадвигателестроительный завод «Мотор Сич», Запорожское моторостроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. Ивченко, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Государственное предприятие «Антонов», включающее опытный и серийный заводы в Киеве.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5