История харьковского завода "ФЭД". Часть 4

Вс, 10/11/2015 - 21:02

Половину своей продукции ГП ХМЗ «ФЭД» поставляет своим российским партнерам, тесно сотрудничая и с ведущими российскими разработчиками авиационных агрегатов, и с серийными заводами — производителями самолетов, вертолетов и авиационных двигателей. Это, прежде всего, ОАО АК «Рубин» в г. Балашиха, пермское Акционерное общество «СТАР», московские ОАО «Кристалл» и НПП «ЭГА», ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ФГУПП «Завод им. Климова». ФЭДовские изделия идут также на авиационные предприятия Саратова, Самары, Ростова-на-Дону, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре и по многим другим «адресам».

Предприятие развивает взаимовыгодное сотрудничество с авиационными фирмами Китая, Индии, Ирана, Чехии, работает со странами Юго-Восточной Азии, Центральной, Южной Америки и Северной Африки. Сегодня многие страны «третьего мира» прочно вошли в число «авиационных» и вообще индустриально развитых держав. Для кого-то они — опасные и нежелательные конкуренты, а для кого-то — ценные клиенты и партнеры. События последних лет показывают, что бороться с ними невозможно, а сотрудничать — выгодно. Особенно важно восточное направление — Индия и Китай сегодня вошли в число ведущих экономик мира, но и другие векторы «ФЭД» не оставляет без внимания.

Мы живем во время, когда меняется облик и «идеология» летательных аппаратов — механические системы повсеместно уступают место на борту электронике. Это дает шанс тем, кто заботится о модернизации своей производственной базы и сам участвует в разработке и проектировании изделий, которые будет выпускать серийно. Недаром на Западе разработчик и производитель обычно интегрированы в одну фирму или корпорацию, или другое юридически оформленное объединение. Это позволяет обеспечить планирование, четкость и непрерывность управления без участия государственных структур в тесном контакте с другими аналогичными структурами, также участвующими в том или ином конкретном проекте.

Но как бы ни было совершенно управление предприятием, какой бы опыт, знания и навыки не приобрели бы менеджеры, успех невозможен без цельного коллектива — без служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы, без инженерно-технического персонала и, конечно, без рабочих у станков. Решение «проблемы пролетариата» сегодня одна из главных задач предприятия. И она имеет также социальный аспект.

Развивая новые технологии, Корпорация «ФЭД» уделяет значительное внимание улучшению условий труда и экологии, выгодно отличаясь от большинства соседних заводов.
Высокотехнологичное производство не может существовать и развиваться без накопления и «живой» передачи опыта молодым работникам. А для этого надо было побороть пресловутую «текучесть кадров», ведь с каждым человеком, уволившимся с завода, уходит и его опыт. Стабильность коллектива, которой удалось добиться Корпорации «ФЭД» и ее Президенту А.А. Жданову, зиждется не только на материальных условиях, которые на ФЭДе лучше, чем на многих других производствах Харькова. Внимание в социальной сфере, культурной и спортивной жизни также привлекает людей, они это ценят. При заводе есть базовое профтехучилище, которое готовит рабочие кадры; организованы кафедры авиационного агрегатостроения Харьковского аэрокосмического университета «ХАИ», филиал кафедры технологии машиностроения НТУ «ХПИ». Такой подход к кадровому вопросу открывает перед молодыми людьми и заводом в целом новые перспективы. Активно действует совет молодежи, особая гордость предприятия, — это учебно-производственный участок рабочих, которым руководит заслуженный ветеран труда завода А.А. Кошаров, проработавший на предприятии более 50 лет, из них — большую часть начальником цеха. К услугам заводчан — база отдыха «Золотой берег», водно-гребная база, физкультурно-оздоровительный центр, медсанчасть и др. Завод финансирует и содержит Детско-юношескую спортивную школу водно-гребных видов спорта олимпийского резерва и молодежный театр «Мадригал».

И, наконец, последний «элемент успеха»: традиции. Идя в будущее, не мешает оглянуться назад и поклониться людям, настойчивостью и трудами которых было создано это предприятие, ставшее родным для тысяч людей. Это и есть та непреходящая ценность, которую следует свято хранить во все времена.

Другие материалы рубрики


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6