История харьковского завода "ФЭД". Часть 4

Вс, 10/11/2015 - 21:02


Продукция Харьковского машиностроительного завода «ФЭД» устанавливается на авиалайнерах Ту-204, многофункциональных истребителях Су-30 и многих других новейших летательных
аппаратах


В одном строю

Одной из самых болезненных проблем, которые принесли 90-е годы, был связанный с глубокой конверсией разрыв связей между предприятиями и отраслями промышленности. Эту ситуацию усугубляли политические противоречия между бывшими республиками Советского Союза. Некоторые их лидеры старались показать, что новые западные партнеры для них ближе старых товарищей по СССР, а между тем о реальной экономической интеграции в экономику Европы и речи быть не могло.

Корпорация «ФЭД» работает в такой области, где «самодостаточность» и «натуральное хозяйство» невозможны в принципе. Авиационная индустрия способна функционировать только как единый интегральный организм, удали любую его часть — и умрет все «тело». Советский авиапром был построен так, что его невозможно разделить на отдельные республиканские «кусты». И потеря связей между частями негативно влияла не только на работу украинских или, скажем, грузинских или узбекских предприятий (Тбилисский и Ташкентский авиазаводы, кстати, фактически более не существуют), но и на российских производителей авиатехники.

В новых условиях нужно было найти новые способы работы с коллегами и в своей стране, и в СНГ. Одной из форм такого сотрудничества стали отраслевые ассоциации предприятий, и «ФЭД» вступил в Межгосударственную ассоциацию «Союз авиационного двигателестроения» АССАД, объединяющую большинство ведущих конструкторских бюро и серийных предприятий авиационной промышленности бывшего СССР. Вот уже более 20 лет АССАД помогает координировать их усилия в разработке, серийном производстве, продвижении на рынке и сервисе авиационных (и не только!) силовых установок.

Важнейшим вопросом в деятельности АССАД является выработка стратегии развития авиационного двигателестроения в странах СНГ. При содействии Ассоциации Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» совместно с другими предприятиями авиационной отрасли Украины принимает участие в большинстве современных российских программ по созданию авиатехники и авиационных двигателей.

При проведении строительных работ часто возникает потребность в работе пневмоинструмента. В этом случае не обойтись без компрессорных станций ПКСД от завода ОАО "ПТМЗ". Надежный и мобильный компрессор ПКСД можно найти на сайте http://gk-sk.ru/kompressory/katalog/PTMZ-seriya-PKSD/

Напряженная работа, направленная на сохранение основного авиационного профиля работы, принесла свои плоды. Сегодня ГП ХМЗ «ФЭД» занимает прочное место среди поставщиков авиационного оборудования. Он производит серийно широкую номенклатуру новых изделий, которые являются важным компонентом большинства современных самолетов как нового поколения — тех, чье производство началось в самое последнее время, так и еще находящихся в стадии опытно-конструкторских работ. В гражданской авиации это авиалайнеры различных классов — Ан-74ТК-200 и ТК-300, Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-178, Ту-204, Ту-214, Ил-96-300, а также летающая лодка Бе-200, которая используется для тушения лесных пожаров и спасательных операций. По линии военных ведомств многие страны СНГ закупают продукцию «ФЭД» для многоцелевых тактических истребителей Су-27, Су-30МК, МиГ-29, МиГ-35, а также учебно-тренировочного самолета Як-130, который идет на смену устаревшему чешскому УТС Аэро L-39 «Альбатрос». И для военной, и для гражданской авиации поставляются вертолеты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и другие. Все они снабжены двигателями, разработчиками и производителями которых являются предприятия — члены АССАД, а «ФЭД» дает для них комплектующие. Наибольшим спросом сегодня пользуются различные варианты вертолетных газотурбинных силовых установок ТВ3-117, большие перспективы открываются перед новыми ТРД АИ-22, АИ-222 и АИ-450, созданными в Запорожье, а значит, и ФЭД, поставляющий комплектующие для всех этих изделий, обеспечен заказами.

Работа в рамках АССАД по выработке общей стратегии развития отрасли способствует консолидации усилий всех предприятий авиапромышленности в условиях глобализации. Это совершенно необходимо перед лицом усиления конкуренции на мировом рынке. Предприятия Запада объединяются, но печальный опыт некоторых украинских предприятий показал, что интегрироваться в такие структуры на взаимовыгодных условиях вряд ли возможно. Россия пытается сделать это — и есть удачные примеры такого сотрудничества, однако имеются и противоположные прецеденты.

Это ни в коей мере не означает отказа от сотрудничества со странами Запада. Даже наоборот, просто формы такого сотрудничества должны соответствовать и экономическим, и политическим реалиям, должны вести к обоюдной выгоде. Заключая договорные обязательства с международными корпорациями-гигантами, важно не превратиться из партнера во второстепенный придаток и не потерять право вести собственную экономическую и техническую политику.


Для танка Т-80УД завод «ФЭД» выпускает привод вертикали ПВ-1888 наведения орудия, а также электроклапаны ЭК-48 и ЭПК-69 для его гидросистемы
Фото Т-80УД: С.А. Попсуевич

ПВ-1888 — привод вертикали наведения орудия

В небе и на земле

«Свобода маневра» в наше сложное время подчас становится залогом благополучия. Возможность самостоятельного выбора тематики и направления деятельности, партнеров, форм взаимоотношений, сохранение (и это очень важно!) собственной конструкторской школы, конструкторского коллектива, который может наиболее оперативно реагировать на потребности всей корпорации в любой момент, позволяет не только застраховаться от «сценария домино», когда проблемы «старшего партнера» вызовут кризис на предприятии, но и максимально полно и выгодно использовать все условия для роста, которые возникают на рынке.
Такая свобода позволяет искать контракты во всех отраслях промышленности, вступать в договорные обязательства с любыми партнерами (соблюдая, естественно, международные обязательства страны, такие, как режимы санкций в отношении некоторых государств).

В 1997 году Украина заключила соглашение с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД. Это был крупнейший за все времена независимости оружейный контракт, суливший немалые выгоды, но у поставщика танков Завода им. Малышева возникли определенные трудности. Многие комплектующие боевой машины поставлялись российскими предприятиями, и теперь цены на них увеличились. К тому же Россия в тот же период сама заключила большой контракт на поставку танков Индии, и возник острый дефицит этих сложных узлов.

Пришлось в спешном порядке разворачивать производство недостающих покупных изделий на Украине. «ФЭД» оперативно организовал производство привода вертикали ПВ-1888 — прецизионного силового гидроцилиндра с обслуживающей его гидросистемой, который проворачивает в вертикальной плоскости качающуюся часть пушки. Параллельно было начато серийное производство электроклапанов ЭК-48 и ЭПК-69 для гидросистемы танка. Задача оказалась не из легких, но была решена в назначенные сроки. Украинская сторона выполнила все условия контракта, а завод открыл для себя новое танкостроительное направление.

В настоящее время «ФЭД» продолжает сотрудничество с танкостроителями в создании комплексной системы управления движением самого современного танка «Оплот». Для разработки узлов управления двигателем объединены усилия ГП «Харьковское агрегатно-конструкторское бюро» (ХАКБ), ГП ХМЗ «ФЭД», НТ СКБ «Полисвит», Национального аэрокосмического университета «ХАИ». Координаторами этих работ выступили ПАО «ФЭД» вместе с ЗМКБ «Прогресс».

Однако сложная высокотехнологичная техника нужна не только военным. Еще одно направление, освоенное в это время «ФЭДом» — производство агрегатов тормозных систем железнодорожного транспорта. В 1998 году, в соответствии с Постановлением КМУ № 308 от 13 мая 1994 г. и совместным решениям Минпромполитики и «Укрзалізниці», «ФЭД» в сжатые сроки освоил производство агрегатов тормозных систем железнодорожного транспорта и уже в 1999 году начал серийные поставки нового оборудования железнодорожникам. Полученный контракт радовал еще и тем, что заказчик, в отличие от многих других, рассчитывался за поставленную продукцию без задержки.

С этим видом продукции связана одна история. Заводские изделия показали себя в эксплуатации отлично, но традиционно корпусные детали одного из агрегатов изготавливались из алюминиевых сплавов и оказались лакомой добычей для охотников за цветным металлом, которых в «лихие девяностые» развелось великое множество. Они снимали приборы с вагонов, совершенно не задумываясь о последствиях. По просьбе заказчика «ФЭД» оперативно заменил алюминиевые корпуса чугунными, хотя для этого потребовалось не только «переписать» технологию, но и сделать новую сложную и дорогую литейную оснастку — у этих материалов физические свойства существенно отличаются. Оперативная реакция на требование Заказчика в наше время дорогого стоит…

На ФЭДе было создано специальное конструкторское бюро, которое постоянно проводит работы по разработке, модернизации и повышению надежности тормозного оборудования железнодорожного транспорта.


Для производимых в Китае истребителей Су-27 завод «ФЭД» поставляет привод-генераторы ГП-21

Завод «ФЭД» – участник программы серийного производства танка «Оплот»

На международной арене

В 1998 году Китайская Народная Республика купила лицензию на выпуск российского многоцелевого истребителя четвертого поколения Су-27. Этот высокоманевренный всепогодный боевой самолет оснащен совершенным вооружением и большим количеством сложных электронных и электронно-механических систем. Многие из них также было запланировано производить в КНР. В соответствии с этим контрактом ОКБ «Рубин» продал Всекитайской корпорации авиационной промышленности лицензию на изготовление привод-генератора ГП-21. Это изделие уже много лет серийно производит ФЭД, и завод продал китайцам свою технологию и стендовое оборудование для выпуска и испытаний этого агрегата. Заводские специалисты произвели монтаж стендов и обучили китайских коллег «премудростям» сборки, испытаний и регулировки изделия. «Китайский контракт» стал одним из самых серьезных заказов этого периода, и с него началось долгосрочное сотрудничество предприятия с КНР.
Для этой страны на ГП ХМЗ «ФЭД» было организовано серийное производство агрегатов для первого украинского форсажного двухконтурного турбореактивного двигателя
АИ-222к-25Ф, разработанного ЗМКБ «Прогресс» (г. Запорожье). Этот двигатель был выбран китайскими авиаконструкторами для нового учебно-боевого самолета L-15. Машина предназначена для массового производства и, очевидно, будет модернизироваться, что открывает перспективы дальнейшего сотрудничества с Китаем.

Концентрация сил

Мировой кризис, помноженный на внутренние неурядицы, привел в последние годы к значительным проблемам с финансированием инновационных направлений развития предприятия. Такие проблемы есть не только у ФЭДа, а торможение новых разработок у потребителей авиаагрегатов, например, моторостроителей из ЗМКБ «Прогресс» или самолетчиков с «Антонова», усугубляет трудности агрегатчиков и ведет к увеличению отставания от стран Запада.

Мало кто знает, что в огромных ангарах АНТК "Антонова" используются откатные ворота. Многоступенчатые откатные ворота "распахивают" весь фасад огромных ангаров, чтобы был была возможность перемещать в них крупногабаритную авиационную технику. Данная технология из промышленности перешла в частное строительство и теперь каждый желающий может воспользоваться простотой и удобством откатных ворот у себя дома. Купить откатные ворота очень просто: посетить сайт http://xn----7sbbhn2awfgavqch2k.mirvorot.kiev.ua

Чтобы не допустить такого развития событий, наряду с техническим перевооружением производства, совершенствованием управления им и системы качества серийной продукции, необходимо было интенсифицировать процесс модернизации серийных изделий, а также проектирования и организации производства новых изделий. Для этого были объединены силы конструкторско-эксплуатационного отдела, отделов главного технолога, главного металлурга и главного метролога в единый Конструкторско-технологический департамент, который возглавил Н. Круговой.

Это позволило сократить 34 штатные должности, которые ранее дублировали другие, оставшиеся в штате, причем, в отличие от подобных реформ на других предприятиях, 14 должностей из этого списка были руководящими. Высвободившиеся фонды зарплаты пошли на повышение окладов и надбавок оставшимся в строю.
Задачи перед новым департаментом стоят серьезные. Прежде всего, это освоение серийного производства отдельных агрегатов управления авиалайнеров Ан-140, новейших Ан-148 и Ан-158, и целых комплексов, например, системы управления САУ-3000 в программах модернизации самолета Ан-140 и вертолета Ми-8, на которые планируется установить и новые двигатели, а также комплексной системы управления движением танка «Оплот».

Разработка новых узлов автоматики двигателей и топливных систем летательных аппаратов тесно «завязана» на партнеров в России, Китае, Чехии и Австрии. Сейчас остро стоит вопрос ремоторизации многих самолетов и вертолетов, например, Ми-2, общий парк которых составляет 485 машин, 98 — в действующем коммерческом парке, или Ми-8Т, емкость рынка которых оценивается в 2 тысячи вертолетов. Это продлит им «летную жизнь», но потребует замены не только двигателей, но и бортовой топливной автоматики — а это традиционное направление работы ФЭДа.

Важнейшее значение имеет улучшение ресурсных показателей продукции ФЭД. Все это весьма дорогостоящие изделия, и покупатель имеет законное желание использовать их достаточно длительное время. В рамках этого направления, например, ведутся работы по продлению ресурса насоса-регулятора НР-3ВН до 12000, а насоса-дозатора НД-МС2 — до 8000 ч, что в частности существенно сократит затраты на эксплуатацию двигателей ТВ3-117 и повысит экономическую эффективность оснащенных ими вертолетов Ми-8МТ/Ми-17 и Ка-32.

Еще одна важнейшая задача — ремонт и продолжение безопасной и эффективной эксплуатации ранее выпущенной техники. Еще в 80-е годы в Харьковском физико-техническом институте было создано металлокерамическое покрытие, восстанавливающее механические свойства материала, в котором появились усталостные микротрещины, которые без принятия мер могут привести к разрушению детали и аварии всего изделия. Эта технология была отработана и внедрена в практику концерном ХАДО, и сегодня наметилось тесное сотрудничество ФЭДа с этим предприятием в плане сервисного обслуживания своей продукции и ремонта технологического оборудования.
Такая технология — это в буквальном смысле переход в иное измерение. Действительно, теперь рабочему приходится иметь дело с другими диапазонами размеров выполняемых покрытий, и их внедрение потребовало создания на ФЭДе цеха нанотехнологий, где эти научные разработки превращаются в серийную продукцию и проходят практическую проверку новые технологические решения, найденные специалистами ХАДО и ФЭДа.



Для модернизируемых вертолетов Ка-32 и Ми-8 завод «ФЭД» поставляет агрегаты силовой установки с увеличенным ресурсом.
Фото Ми-8: архив О.А. Фененко

Количество и качество

Любое из этих начинаний будет иметь успех лишь при условии разумной цены и максимального качества продукции. Сначала о первом факторе.
Внедрение прогрессивных технологий и оборудования 5-го поколения позволяет повысить производительность труда по группе токарных станков в 2-3 раза, обрабатывающие центры и электроэрозионные станки будут работать эффективнее в 3-4 раза. Еще одна статья экономии — сокращение потребления электроэнергии в 3-4 раза. Существенную роль в снижении себестоимости продукции играют организация многостаночного обслуживания оборудования и сокращение доли ручного труда. Это также обеспечит и стабильное качество продукции, ведь не секрет, что главная причина брака — «человеческий фактор». Наиболее проблемными с этой точки зрения остаются полировально-доводочные операции. Их сложно автоматизировать, и они требуют высочайшей квалификации исполнителя. Решить проблему может, например, высокоточная плазменно-жидкостная полировка. Она позволяет и снизить затраты, и повысить качество, и обеспечить его стабильное получение за счет автоматизации процесса. Специалисты «ФЭД» ведут работы в этой области, но дело требует очень больших капиталовложений, а срок их окупаемости весьма велик. Как результат — предсказуемые проблемы с кредитом.

Еще более критическая ситуация сложилась с металлургическим производством и термообработкой металла. Здесь оборудование стоит дорого, оно громоздко, а срок его амортизации измеряется десятками лет. Даже в советской плановой системе замена, скажем, кузнечного или литейного оборудования часто затягивалась, а сегодня, когда Украина фактически не имеет национальной системы управления промышленностью, это дело тяжким бременем ложится на бюджет предприятия. Но сегодня ФЭДовская «металлургия» находится уже в таком состоянии, что без замены ее ключевых компонентов новыми уже не обойтись.
Итак, альтернативы переоснащению сегодня нет. Модернизация этого сектора производства позволит отказаться от вынужденной замены литья и штамповки обработкой поковок резанием — трудоемкой, неэффективной с точки зрения коэффициента использования материала и снижающей ресурсные свойства металла операцией.

Вперед, в будущее

Пройдя трудной дорогой перемен, Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» и Корпорация «ФЭД» сохранили свое положение одного из ведущих разработчиков и производителей агрегатов авиационного оборудования Украины и СНГ, а снятие ведомственных барьеров позволило включиться в работу и других оборонных отраслей промышленности. На Украине лидерами «оборонки» сегодня являются танкостроители, и сотрудничество с харьковскими предприятиями «Завод им. Малышева» и КБ им. Морозова стало важной частью деятельности ФЭДа.

Предприятие также уделило большое внимание вопросам сертификации по промышленной безопасности, вопросам охраны труда и технологичности производства. Руководители и специалисты завода прошли аттестацию по промышленной безопасности в компании Гранит-Консалтинг, которая является лидером в области переподготовки и обучения персонала по промышленной безопасности.

Конверсия, которая для многих других заводов обернулась превращением в примитивные мастерские ширпотреба, была проведена так, что завод не только не потерял статус высокотехнологичного производства, но и приобрел новый ценный опыт и новые деловые связи.
Большое значение имело восстановление связей между предприятиями и совместная работа над новыми перспективными проектами. Основными потребителями продукции с маркой «ФЭД» на украинском рынке сегодня являются Запорожский авиадвигателестроительный завод «Мотор Сич», Запорожское моторостроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. Ивченко, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Государственное предприятие «Антонов», включающее опытный и серийный заводы в Киеве.

Половину своей продукции ГП ХМЗ «ФЭД» поставляет своим российским партнерам, тесно сотрудничая и с ведущими российскими разработчиками авиационных агрегатов, и с серийными заводами — производителями самолетов, вертолетов и авиационных двигателей. Это, прежде всего, ОАО АК «Рубин» в г. Балашиха, пермское Акционерное общество «СТАР», московские ОАО «Кристалл» и НПП «ЭГА», ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ФГУПП «Завод им. Климова». ФЭДовские изделия идут также на авиационные предприятия Саратова, Самары, Ростова-на-Дону, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре и по многим другим «адресам».

Предприятие развивает взаимовыгодное сотрудничество с авиационными фирмами Китая, Индии, Ирана, Чехии, работает со странами Юго-Восточной Азии, Центральной, Южной Америки и Северной Африки. Сегодня многие страны «третьего мира» прочно вошли в число «авиационных» и вообще индустриально развитых держав. Для кого-то они — опасные и нежелательные конкуренты, а для кого-то — ценные клиенты и партнеры. События последних лет показывают, что бороться с ними невозможно, а сотрудничать — выгодно. Особенно важно восточное направление — Индия и Китай сегодня вошли в число ведущих экономик мира, но и другие векторы «ФЭД» не оставляет без внимания.

Мы живем во время, когда меняется облик и «идеология» летательных аппаратов — механические системы повсеместно уступают место на борту электронике. Это дает шанс тем, кто заботится о модернизации своей производственной базы и сам участвует в разработке и проектировании изделий, которые будет выпускать серийно. Недаром на Западе разработчик и производитель обычно интегрированы в одну фирму или корпорацию, или другое юридически оформленное объединение. Это позволяет обеспечить планирование, четкость и непрерывность управления без участия государственных структур в тесном контакте с другими аналогичными структурами, также участвующими в том или ином конкретном проекте.

Но как бы ни было совершенно управление предприятием, какой бы опыт, знания и навыки не приобрели бы менеджеры, успех невозможен без цельного коллектива — без служб, обеспечивающих жизнедеятельность фирмы, без инженерно-технического персонала и, конечно, без рабочих у станков. Решение «проблемы пролетариата» сегодня одна из главных задач предприятия. И она имеет также социальный аспект.

Развивая новые технологии, Корпорация «ФЭД» уделяет значительное внимание улучшению условий труда и экологии, выгодно отличаясь от большинства соседних заводов.
Высокотехнологичное производство не может существовать и развиваться без накопления и «живой» передачи опыта молодым работникам. А для этого надо было побороть пресловутую «текучесть кадров», ведь с каждым человеком, уволившимся с завода, уходит и его опыт. Стабильность коллектива, которой удалось добиться Корпорации «ФЭД» и ее Президенту А.А. Жданову, зиждется не только на материальных условиях, которые на ФЭДе лучше, чем на многих других производствах Харькова. Внимание в социальной сфере, культурной и спортивной жизни также привлекает людей, они это ценят. При заводе есть базовое профтехучилище, которое готовит рабочие кадры; организованы кафедры авиационного агрегатостроения Харьковского аэрокосмического университета «ХАИ», филиал кафедры технологии машиностроения НТУ «ХПИ». Такой подход к кадровому вопросу открывает перед молодыми людьми и заводом в целом новые перспективы. Активно действует совет молодежи, особая гордость предприятия, — это учебно-производственный участок рабочих, которым руководит заслуженный ветеран труда завода А.А. Кошаров, проработавший на предприятии более 50 лет, из них — большую часть начальником цеха. К услугам заводчан — база отдыха «Золотой берег», водно-гребная база, физкультурно-оздоровительный центр, медсанчасть и др. Завод финансирует и содержит Детско-юношескую спортивную школу водно-гребных видов спорта олимпийского резерва и молодежный театр «Мадригал».

И, наконец, последний «элемент успеха»: традиции. Идя в будущее, не мешает оглянуться назад и поклониться людям, настойчивостью и трудами которых было создано это предприятие, ставшее родным для тысяч людей. Это и есть та непреходящая ценность, которую следует свято хранить во все времена.

Другие материалы рубрики


  • Авиадвигателестроительная промышленность Украины в 2007 году была объединена в корпорацию «Научно-производственное объединение А.Ивченко». Корпорация создана двумя предприятиями — АО «МОТОР СИЧ» и ГП «Ивченко-Прогресс», которые находятся на одной территории и были практически неразделимы всю их историю.
    АО «МОТОР СИЧ» — это компания, специализирующаяся на создании, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных приводов, а также газотурбинных электростанций и газоперекачивающих агрегатов с этими приводами. В последнее время мы также проводим активные работы по созданию в Украине вертолетостроительной промышленности.
    Сегодня работа нашего предприятия в полной мере соответствует критериям рыночной экономики. Большой опыт позволяет нам гибко и эффективно действовать на мировых рынках. Качество и надежность выпускаемых нами авиадвигателей подтверждена их многолетней эксплуатацией на самолетах и вертолетах более, чем в 120 странах мира.
    Одним из признанных критериев успешности предприятия является его участие в международных авиационных выставках. АО «МОТОР СИЧ» — постоянный участник аэрокосмических салонов во Франции, Германии, Великобритании, Индии, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, России и других странах.



  • В первой части нашей статьи (см. НиТ № 4, 2013 г.) мы рассказали о том, как формировалось конструкторское направление деятельности на Харьковском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, который широко известен под маркой ФЭД. Созданный для этого 25-й отдел предприятия показал свой творческий потенциал, и приказом Министра авиационной промышленности СССР А.С. Сысцова от 28 ноября 1989 года на его базе была создана самостоятельная организация — Харьковское агрегатное конструкторское бюро — ХАКБ.
    Главным конструктором и ответственным руководителем предприятия стал В.К. Мокроуз, а для обеспечения выполнения возросшего объема заказов была введена должность главного инженера — первого заместителя главного конструктора, которым стал А.В. Ботыгин, до этого 14 лет возглавлявший конструкторское бюро рулевых приводов отдела № 25. Под руководством заместителя главного конструктора В.А. Оставшевского были созданы новые производственные участки — штамповки, термообработки, резинотехнических изделий и др., началась модернизация станочного парка, приобретение нового оборудования и вычислительной техники.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Эта история началась в тяжелые двадцатые годы ХХ века, когда в стране царили разруха, голод и преступность. Жестокая гражданская война принесла много бед, породив и такое ужасное явление, как массовая детская беспризорность. Тысячи сирот скитались по стране, голод и безысходность толкали их на авантюры и даже на жестокие преступления, наводившие ужас на обывателей. Совершенно необходимо было не только создать для этих детей, которых война лишила родительской заботы, элементарные условия для нормальной жизни, но и вырвать их из лап криминала, вернуть обществу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Сегодня ни самолеты, ни вертолеты, ни ракеты, ни их двигатели не могут обойтись без того, что в популярной литературе называют «начинкой», а на техническом языке — ГИЗ, или «готовые изделия». Это различные силовые исполнительные механизмы, насосы, редукторы, муфты, клапаны, агрегаты топливной, гидравлической и прочей автоматики. В современном летательном аппарате их сотни и даже тысячи, но наблюдающий за его уверенным полетом зритель не задумывается об их существовании. И даже пилот лишь контролирует привычную реакцию машины на то или иное движение рычагов управления, или же действие машины самостоятельное, автоматическое, произошедшее в нужный момент на строго определенном режиме полета, а действие это и реализуют такие механизмы. Они скрыты в отсеках под люками техобслуживания, подчас — в другом, более крупном готовом изделии (вот, например, двигатель, а на нем — насос-регулятор), и их видят только те, «кому положено», но без них невозможны не только трансокеанские перелеты, штурм звукового барьера и стратосферы, но даже привычные сейчас каждому рейсы лайнеров местных авиалиний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Провозглашенная в конце 80-х годов «перестройка» для промышленности была характерна, прежде всего, демилитаризацией, то есть сменой ориентиров технической политики в сторону потребностей гражданского сектора экономики, и децентрализацией управления. Но вся биография завода «ФЭД» была связана с оборонной промышленностью. Даже в мирное время плановые задания на продукцию, конечным потребителем которой было Министерство обороны, шли под грифом «бой», и срыв таких заданий был делом немыслимым. С другой стороны, работа в такой системе давала гарантию в схеме «заказ — работа — оплата — развитие», и это обстоятельство прочно определяло образ мыслей и само бытие коллектива «ФЭДа».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В первой части нашей статьи, посвященной образованию и истории харьковского завода ФЭД, мы рассказали о вкладе предприятия в победу в Великой Отечественной войне. Наступившая мирная жизнь поставила перед руководством и коллективом завода новые задачи. Уже в победном мае 1945 г. на авиационном агрегатном заводе №296 им. Ф.Э. Дзержинского (вскоре это предприятие получило новый номер в системе НКАП — п/я 711) было решено восстановить выпуск фотоаппаратов, но сделать это оказалось нелегко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5