История китобойного промысла

Втр, 05/26/2015 - 21:27

Один из последних синих китов, забитых у берегов Исландии. Тушу кита поднимают по слипу на разделочную площадку береговой станции

Туши финвалов на платформе японской плавучей фабрики. Вверху — туши уже на платформе, рабочие приступают к их разделке. Внизу — тушу финвала втаскивают на платформу по слипу

Голова гигантского финвала на платформе плавучей фабрики; самое начало процесса разделки

Вечером после охоты. К борту китобойца подтянуты туши забитых кашалотов; на носу судна видна гарпунная пушка

Охота ради наживы

Настал «Великий час Океанов» — время отважных мореплавателей, отрывавших новые континенты. Дельфинов и китов в то время принято было рисовать на переплетах географических и морских карт. В водах северо-восточного побережья Америки тогда было такое множество китов, что они представляли более серьезную опасность для кораблей, чем туманы, льды и прибрежные скалы.

Район острова Ньюфаундленд европейцы даже окрестили «Морем китов». Именно сюда направились китобойные каравеллы басков, и к 1570 году черные гладкие киты здесь стали уже редкостью, а в последующем главным промысловым районом стало Баренцево море.

По повелению короля Испании Филиппа большая часть баскской китобойной флотилии ушла покорять Англию в составе «Непобедимой армады», которую ждал бесславный конец. В этой операции погибли почти все китобойные каравеллы. С тех пор китобои-баски все чаще вынуждены были наниматься на суда других государств.
В 1607 году Генри Гудзон направил свое судно в неведомые моря Арктики, надеясь отыскать морскую дорогу в Китай вокруг Азии. Вернувшись в Англию, он привез ошеломляющую весть о громадных китах, которыми кишат арктические воды. Английские и голландские «разведчики» подтвердили эти данные, и с 1612 года в студеных водах Гренландского моря разразилась новая кровавая бойня. Уже к 1763 году в этом районе крупных китов практически не осталось…

В середине 16 века благодаря покровительству королевы Елизаветы в Англии была создана «Московская торговая компания», которая установила торговые связи между Англией и Россией. Узнав, что около Шпицбергена водится множество китов, в 1610 году купцы этой компании снарядили туда первую английскую китобойную экспедицию, оказавшуюся чрезвычайно прибыльной. На следующий год было послано уже два больших судна, и компания наняла шесть опытных гарпунеров-басков, которые обучали англичан китобойному промыслу. Привлеченные богатой добычей, к берегам Шпицбергена ринулись китобойные суда не имевших лицензии англичан, басков, голландцев, испанцев, французов, датчан и немцев…

Но самым мощным в 17 веке стал голландский китобойный флот, сохранивший приоритет вплоть до середины 18 века. Голландцами на суровых берегах архипелага был построен и заселен с необычайной быстротой целый «город ворвани» — столица китобоев, которая бурно развивалась. В разгар лова и охоты на китов сотни три китобойных судов стояли на якоре против принадлежащих им воротов, жироварен и складов. На берегу работало 15-18 тысяч человек. Одни были заняты вытапливанием ворвани, другие — лавочники, виноторговцы, табачники, хлебопеки и всякие другие ремесленники — обслуживали их.

Еще при Петре I из Голландии в Российскую империю были выписаны гарпунеры, которые обучали русских бить китов. Затем в 60-е годы 18 века была создана «Онежская китоловная компания», но большого размаха этот промысел не имел.

Зато в лидеры вырвалась Америка. Пик охоты на кашалотов приходится на 1830-1850 годы. В этот период американцы ежегодно добывали 4600-5100 китов. В поисках добычи американские китобои обшарили отдаленнейшие уголки Мирового океана. Только с 1804 по 1817 год у тихоокеанского побережья Южной Америки они убили 200 тысяч черных гладких китов. Китобои США добирались до Японского моря, охотились даже в Беринговом проливе. Тихоокеанский китобойный флот Соединенных Штатов в 1850 году насчитывал 700 кораблей. Но промысел погубила… золотая лихорадка. Надеясь отыскать самородки и легко разбогатеть, матросы толпами сбегали с китобойных судов.
Во время гражданской войны в Америке оставшиеся 40 парусных китобойцев разделили судьбу Российского Черноморского флота в Крымской войне 1853-55 гг. Набив трюмы камнями, китобойные суда затопили у входов в гавани Чарльстон и Саванна, чтобы заблокировать эти порты от англичан.

В 1871 году вновь созданный американский китобойный флот пережил катастрофу: 34 китобойца затерло и раздавило во льдах. Моряки волоком дотащили вельботы до открытой воды, где их подобрали уцелевшие суда…

Овеянный романтикой старинный китобойный промысел для самих китобоев был тяжелым трудом, плохо вознаграждаемым, полным опасностей и лишений. Китобои порой покидали дом на несколько лет. Потерпевшие крушение в Арктике страдали от голода, холода и цинги. В море условия жизни в тесных кубриках, при скудном пайке, в полной зависимости от недобросовестных капитанов, увеличивавших свою долю за счет экипажа, были ужасными. Прослужив год или два, матросы удирали с судна, оставляя в кассе деньги, чтобы только остаться в живых. Именно так поступил Генри Мелвилл — автор самого известного романа о китах «Моби Дик», сбежавший со своего китобойца на Маркизских островах.
Тем не менее промысел активно продолжался. В результате к 1830 году киты исчезли из вод Гренландского моря, а затем их не стало у берегов Арктического архипелага, где столетие хозяйничали голландские, английские и американские убийцы китов. Наконец, к 1895 году опустел и Гудзонов залив…

Другие материалы рубрики


  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".


  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3