История китобойного промысла

Втр, 05/26/2015 - 21:27


Китобаза «Советская Россия»

Синий кит — самое большое существо на земле. Его вес, в редких случаях, достигает 200 тонн, а длина 33 метра. Средняя длина 23-29 метров. Это поистине огромное животное, просто гигант. Раньше его ареал был от Антарктики до Арктики. Китобойный промысел почти истребил синего кита. На сегодняшний день занесен в Международную Красную Книгу

Советский китобойный промысел

«Хотя в наших дальневосточных морях добывать кашалотов с флотилии «Алеут» начали еще в довоенные времена, можно сказать, что Советский Союз вступил на сцену, где шла старая китобойная драма, достаточно близко к ее финалу», — пишет Василий Спиридонов, один из исследователей китобойного промысла. Как ясно из главы «Работники ножа и топора», популяции многих видов китов были подорваны хищническим промыслом еще до Второй мировой войны. Сделали это в первую очередь норвежские и английские китобои. «Незавидная роль стран, добивавших самых крупных животных на планете, выпала нам и японцам», — заключает В. Спиридонов.

Советский антарктический промысел начался в трудные послевоенные годы. Говорили, что немецкая китобойная база «Викинг», построенная накануне войны на английских судоверфях (а также несколько паровых китобойных судов в придачу) достались Советскому Союзу с легкой руки наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова.
Памятник этому талантливому флотоводцу — Герою Советского Союза, главнокомандующему ВМФ в Великой Отечественной, украшает главную улицу Севастополя — Большую Морскую. Достоверно известно, что именно Н.Г. Кузнецов представлял Советский Союз на международной комиссии по репарации. А вот то, что он предложил «разыграть» трофейные корабли между странами-победительницами и даже выделил для этого свою фуражку, из которой участники комиссии наугад тянули жетоны… это уже, как говорится, хотите — верьте, хотите — нет.

Но народная молва приписывает честь выигрыша Кузнецову: вынув «счастливый номер», адмирал положил начало китобойной флотилии «Слава» (так стал называться «Викинг»). Она ремонтировалась, подновлялась и оснащалась всем необходимым в Ливерпуле, откуда в декабре 1946 года вышла в свой первый антарктический рейс.
В те годы образ китобоя был овеян той же романтикой, что и образ полярника — сильного, отважного покорителя льдов, преодолевающего все опасности на благо Отчизны. Недаром первую экспедицию китобоев повел к берегам Антарктики прославленный капитан Владимир Воронин, ранее командовавший ледоколами «Сибиряков» и «Челюскин».
Капитан-директором китобойной флотилии стал Алексей Соляник  — личность неординарная и яркая. О нем в пятидесятые годы ходили в Одессе настоящие легенды. В молодые годы он был промысловиком на Дальнем Востоке, в войну занимался приемкой и отправкой из США военной техники по ленд-лизу. Экипаж флотилии капитан Соляник подбирал сам, причем предпочитал брать фронтовиков — таких, как орденоносцы Антон Степаненко и Александр Скорбогач.
Но профессиональных китобоев среди вчерашних артиллеристов и пулеметчиков, понятное дело, нашлось не много. Тогда по специальному распоряжению правительства с Дальнего Востока была переброшена группа гарпунеров и жироваров с флотилии «Алеут», которые организовали своего рода «школу молодого китобоя». С той же целью вместе с советским экипажем два рейса ходили на промысел норвежские наставники. Одному из них — Людвигу Мартинсену — выпала печальная честь быть первым погибшим на «Славе» в 1947 году.
Работали на китобазе так же, как совсем недавно воевали. Еще не забылся лозунг «Все для фронта, все для победы!», только теперь он звучал: «Все для борьбы с разрухой, все для восстановления страны». Вскоре вчерашние ученики выхватили из рук англичан и норвежцев пресловутую «голубую ленту» — неофициальный приз мирового первенства по добыче китов. Работать приходилось в две смены по 12 часов. Рейс длился девять месяцев, и за это время моряки редко видели землю. Безбрежные пространства Океана, долгая разлука с родными, немыслимые по красоте ледовые пейзажи переворачивали душу, заставляли простых парней становиться поэтами:

Тут забываешь о земных привычках
Ходить и спать спокойно. Не беда!
В краю китов, на самых на куличках,
Уже полгода — небо и вода…

— писал в своем поэтическом послании один из китобоев «Славы» Александр Уваров.
Топливо и провизию прямо в Антарктику доставляли танкеры, они же привозили долгожданные письма и посылки от родных. Назад танкеры везли «китовую продукцию». Все остальное время китобаза была замкнутым отдельным миром, целым маленьким государством в безбрежных морских пространствах.
Прямо на борту выпускалась судовая газета. Один из ее корреспондентов — Василий Кондрачук — собрал настоящую фотолетопись, которая стала основой для книги о китобойной флотилии «Походы вокруг света». Здесь собраны все волнующие моменты: вот китобойное судно пробивается сквозь шторма к цели, вот ломами команда сбивает лед, вот драматическая схватка с китами…

Василий Петрович остался верен «Славе» и после ее расформирования. Его стараниями в Одессе создан музей, рассказывающий о буднях и праздниках китобоев.

Да, были и праздники, и передышки: устраивались спортивные состязания, существовала единственная в мире «плавучая» вечерняя школа, разнообразнейшая самодеятельность, кружки по интересам…

В составе экипажа флотилии работало более пятидесяти женщин. Некоторые из них отправились в рейс со своими мужьями — и среди них возлюбленная, а затем супруга Алексея Соляника — красавица Светлана с внешностью кинозвезды.

Другие материалы рубрики


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • «Варяг», «Аврора», «Титаник»… Знаменитые названия этих кораблей знает каждый. А слышали ли Вы, уважаемый читатель, о корабле Т-36? Хотя это даже не корабль, а так, самоходная баржа, не удостоенная имени собственного, морской грузовичок, задача которого — доставлять на берег груз с крупных кораблей. Возможно, люди постарше вспомнят что-то об этом суденышке, если назвать четыре фамилии: Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Хотя и они формально не являлись моряками, а были военными строителями, приписанными к пограничной заставе. Маленький самоходный катер, четыре молодых бойца, один из которых был младшим сержантом, а остальные и вовсе рядовыми… Все как-то незначительно, что же такого могли сделать эти четверо, чтобы навеки вписать свои имена в историю? А между тем в начале 1960-х годов каждый житель Советского Союза знал, кто такие Зиганшин, Поплавский, Федотов, Крючковский. Мало того, их имена гремели и по ту сторону океана, в стане «главного идеологического врага» подвигом советских матросов восхищались не меньше, чем на родине. И еще — пускай невольно, но четверо простых матросов сделали для сближения двух супердержав, СССР и США, едва ли не больше, чем многочисленные делегации политиков и дипломатов…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей



  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.