История маяков

Втр, 03/25/2014 - 20:10

Александрийский маяк — одно из чудес света

Кордуанский маяк

Параболический отражатель

Катоптрический осветительный аппарат.

Воронцовский маяк (г. Одесса) 1888 года

-

Огонь маяка, легко отличимый от береговых огней, должен отчетливо наблюдаться с палубы корабля на возможно большем удалении. Если огонь затмевающий или проблесковый, то его характеристики должны оставаться неизменными в течение всего периода наблюдения. Чтобы выполнить эти требования, не одному поколению инженеров и техников понадобился напряженный поиск подходящих источников света и совершенных осветительных аппаратов.

Чем светить? Топливо для маяков

Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.

В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

В 1736 году на верхнем Форландском маяке (Дуврский пролив, Великобритания) костер оградили стеклянным фонарем, а дым направили через трубу в потолке. Однако в закрытом объеме уголь горел плохо. Приходилось мехами непрерывно подкачивать в костер воздух, а стекла быстро покрывались сажей. Тогда попробовали устанавливать стойки с сальными свечами. От двадцати до шестидесяти свечей по нескольку фунтов каждая (1 фунт = 0,409 кг) давали свет, видимый за 3-4 мили от берега. Но свечи стоили дорого, а сгорали быстро. Обслуживать их было хлопотно. Приходилось все время удалять с фитилей нагар и счищать оплывавшее сало. Пожар, уничтоживший в ночь на 2 декабря 1755 года второй Эддистонский маяк (пролив Ла-Манш, в 14 милях к юго-западу от порта Плимут, Великобритания) и стоивший жизни его смотрителю, заставил чиновников «Trinity-House» («Дом Троицы» — английская маячная и лоцмейстерская корпорация, отвечающая за навигационную безопасность судоходства) отказаться от свечей и вернуться к дровам и углю.

В России 27 мая 1807 г. было утверждено новое «Положение о маяках», предусматривающее, в частности, введение масляного освещения вместо угольного и дровяного. Последние угольные Домеснесские створные маяки (риф, выступающий в море к северу от мыса Колкасраге, юго-западный берег Рижского залива) были переведены на освещение от катоптрических осветительных аппаратов 1 июля 1818 года. В Великобритании последний угольный маяк Сент-Бис (Западное побережье, Ирландское море) был потушен лишь 1822 году. А на маяке Анхольт (пролив Каттегат, Дания) угольное освещение просуществовало аж до 1846 года.

На смену углю пришли плошки с жиром и жидким растительным маслом.

На английских, американских и российских маяках поначалу использовали рыбий или китовый жир. Такие светильни давали яркое белое пламя, но были прожорливы. За год расходовалось более 60 пудов ценного сырья, стоимость которого постоянно росла. На французских маяках применяли сурепное, конопляное или рапсовое масла, на них потом перешли и в России. Итальянцы предпочитали оливковое масло и даже парафин. Обслуживать масляные светильники, особенно в холодную пору, было делом непростым. Масло быстро густело, и сосуды, где оно хранилось, приходилось постоянно подогревать. Еще одним существенным недостатком растительных масел была плохая смачиваемость хлопчатого фитиля. Из-за этого фитили сильно обгорали и давали мало света. Не намного лучше оказались и жидкие минеральные масла, поэтому пытливая мысль настойчиво искала замену маслу.

В 1830 году немецкий химик Рейхенбах путем сухой перегонки торфа получил горючее «фотоген». Открытием заинтересовались предприимчивые американцы. Они научились получать «фотоген» в промышленных масштабах из каменного угля и нефти и назвали его керосин (от греческого — «восковая жидкость»). Успехи были столь значительны, что к 1859 году керосин в США добывали уже 34 компании с суммарным годовым оборотом в 5 миллионов долларов. Первые суда с керосином, или как его еще называли — «угольным маслом», пошли в Европу уже в 60-х годах. В это же время и в России на окраине Баку начал действовать первый завод по производству керосина.

Дешевизну, хорошие горючие и эксплуатационные свойства керосина маячники оценили сразу. Керосиновое освещение почти на столетие стало основным на большинстве маяков мира.
Впервые море осветилось электрическим огнем 8 декабря 1858 года. В этот день по распоряжению «Trinity House» начались сравнительные испытания нового способа освещения. На верхнем Форландском маяке свет получали от электрической вольтовой дуги, а нижний (12,5 миль юго-западнее) освещался по старинке: сурепным маслом. Двухгодичные опыты оказались успешными. Электрический огонь был ярче сурепного и даже в ненастную погоду отчетливо наблюдаем на удалении 28 миль — во французском порту Кале. Однако электрическое освещение медленно завоевывало признание. Смотрителей маяков смущало сильное, по сравнению с керосиновым, ослабление огня в тумане (электрический разряд угольной дуги содержал много фиолетовых лучей, легко поглощаемых атмосферной влагой). Да и мороки с новым, ненадежным в работе оборудованием было много. Не в восторге от новшества были и моряки. Они жаловались, что на близком расстоянии электрический свет ослепляет, затрудняя ориентировку при захождении судна в порт. По этой причине даже было прекращено освещение венца, головы статуи Свободы в Нью-Йоркской гавани. К 1883 году из пяти тысяч маяков на побережьях земного шара лишь четырнадцать (в том числе Одесский (1867) и Бердянский (1883) в России) имели электрическое освещение. Чтобы окончательно определиться с источником света, Английский Департамент Торговли поручил «Trinity House» в 1884-1885 годах вновь провести сравнительные испытания электрического, газового и керосинового освещения на трех специально построенных башнях. Выводы комиссии выглядели так:

1) Для громоздких (3х2х3метра) динамо-машин и приводных паровых двигателей необходимы капитальные специализированные помещения. Машины часто выходят из строя и, как правило, исправить их на месте невозможно, а дуговые горелки при малейшем сбое механизма регулирования зазора между углями гаснут, создавая угрозу безопасности мореплавания. Обслуживание электрического хозяйства под силу только хорошо обученным специалистам, содержание которых недешево.
2) Газовые горелки ненадежны и для длительной ежедневной работы требуют иметь на маяках большие по объему взрывоопасные и пожароопасные газохранилища. Газ для освещения можно использовать лишь там, где имеется возможность подавать его на маяк по трубам прямо с газовых заводов.
3) Керосин, уступая по яркости электричеству и газу, на данный момент самый безопасный и экономичный осветительный материал, а керосиновые горелки надежны в работе и просты в эксплуатации.
Не в восторге от электричества после специальных испытаний были и французские эксперты. Они тоже считали, что «…полученные сравнительные результаты не доказывают пока того, чтобы электрическое освещение маяков могло сделаться общеупотребительным». Эти выводы имели далеко идущие последствия: повсеместно маяки перевели на электрическое освещение лишь во второй половине 50-х годов XX века.

Другие материалы рубрики

  • Не только в школах, но и на исторических, юридических, экономических и некоторых других факультетах ВУЗов учащиеся часто обращаются к таким изданиям, как общий курс русской истории. Это обоснованно тем, что знание истории своей страны показывает высокий и незыблемый уровень нации. Каждый уважающий себя гражданин должен знать о том, как строилась страна, в которой он проживает.


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2

  • Первая мировая война началась из-за желания тогдашних сверхдержав стать единоличными гегемонами. Они всю свою историю существования развивались в направлении постоянной милитаризации, их экономика была четко подвязанная и напрямую зависела от армии, а точнее от ее успешной экспансии. Эти страны постоянно расширяли свои границы, ведя непрерывные локальные войны за новые территории богатые ресурсами и человеческим потенциалом. Им также постоянно требовались новые рынки сбыта своих товаров.



  • ...К моменту создания службы скорой помощи Дарья Диевна была уже хорошо известна харьковчанам своей просветительской и благотворительной деятельностью: по ее инициативе была создана женская гимназия. Для сбора средств для скорой помощи Оболенская предложила проводить массовую благотворительную акцию под названием “День лилового цветка”. К этому празднику члены Дамского комитета организовывали изготовление искусственных фиалок. Согласно народному поверью этот цветок ассоциируется со скромностью или смирением (фиалки в сценах поклонения волхвов символизируют целомудрие Девы Марии и кротость Младенца Иисуса Христа), а цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4