История маяков

Втр, 03/25/2014 - 20:10

маяк Святоносский


Маяк Pigeon Point, Калифорния.

первая башня Евпаторийского светового маяка.

Эпоха ацетилена

Интенсивное каботажное судоходство в узостях, шхерах и мелководных архипелагах северных стран поставило перед устроителями маяков проблему надежного навигационного ограждения опасностей. Бездействовать было нельзя: потери судов в этих местах ежегодно исчислялись десятками. Традиционный подход — строительство капитальных маяков — здесь оказался непригоден: башни стоили дорого, требовали постоянного присутствия человека, их не везде можно установить, но главное — их требовалось много.

Первые же опыты английского химика Эдмунда Дэви, открывшего в 1836 году ацетилен, показали, что при сжигании газ дает ослепительно белое пламя, в 17 раз ярче светильного газа и вчетверо пропанового. Открытие заинтересовало устроителей маяков. Американский инженер Томас Вильсон, случайно получивший ацетилен от соединения карбида кальция с водой, в 1904 году представил правительству Канады бакен, основой которого была опущенная в воду бункер-труба, загруженная карбидом кальция. Для получения ацетилена открывался разделительный клапан, в трубу поступала вода и начиналась химическая реакция. Газ через специальный фильтр подавался в горелку. Если давление ацетилена становилось больше допустимого, клапан закрывался и реакция прекращалась. Несмотря на громоздкость и неудобство обслуживания, бакены Вильсона оказались востребованы.
Революцию в деле создания простых и надежных ацетиленовых светящихся навигационных знаков совершил тридцатидвухлетний технический руководитель «Шведской карбидно-ацетиленовой компании» Нильс Густав Дален. В 1901 году компания приобрела патент на французское изобретение «растворенный ацетилен», но использовать его для производства безопасных аккумуляторов оказалось невозможным. Ацетилен, растворенный в ацетоне, легко взрывался, едва объем растворителя уменьшался меньше расчетного значения. Дален блестяще решил эту проблему. Заполнив баллон смесью из 24% асбеста, 25% древесного угля и 51% инфузорной земли (кизельгура) и пропитав ее растворенным в ацетоне ацетиленом, Густав получил аккумулятор, в котором газ (объем его в 100 раз превышал объем баллона) под давлением 10 атмосфер мог безопасно храниться длительное время. В 1905 году изобретатель создал эффективную ацетиленовую горелку, дававшую до десяти тысяч вспышек на один литр ацетилена. За год ее применения на американском маяке Делавэр (штат Делавэр, Атлантическое побережье США) получили стократную экономию на освещении. Следующим блестящим изобретением Далена был «солнечный клапан», автоматически зажигавший и гасивший ацетиленовый маячный огонь в определенное время вечерних и утренних сумерек. При этом в пасмурный день клапан не срабатывал, и ацетилен в горелку не поступал. Вклад Густава Далена в развитие маячного дела имел всеобщее признание, официально выразившееся присуждением ему Нобелевской премии по физике (1912 год) «За изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях». Но лично получить почетную награду и выступить с традиционной нобелевской речью Нильсу не довелось. Во время испытания нового ацетиленового устройства, накануне торжеств, произошел взрыв, лишивший изобретателя зрения. Медаль была вручена его брату.

Изобретениями Нильса Густава Далена проблема ограждения фарватеров больших и малых портов мира на многие десятилетия была снята с повестки дня…
А вот на береговых предостерегающих маяках ацетиленовое освещение широкого применения не нашло. Специалисты разных стран здесь оказались единодушны, отдав предпочтение надежно отработанным керосинокалильным горелкам, которые со временем заменили электрическими лампами накаливания.

В России, например, на начало XX века было всего два маяка с ацетиленовым освещением. Это Наргинский (1912 год, Каспийское море), оснащенный проблесковым аппаратом шведской компании «Газоаккумулятор» (управляющим директором которой к тому времени стал Нильс Густав Дален). И Святоносский (Баренцево море), где перед навигацией 1917 года не оказалось калильных сеток для керосинокалильной установки, и, чтобы не срывать навигацию, там срочно установили ацетиленовые лампы производства Ревельской маячной мастерской.

Новое тысячелетие решительно изменяет техническое оснащение маяков, предлагая нетрадиционные источники энергии (радиоизотопные, термоэлектрические, солнечные и ветроэнергетические установки) и новые источники света (мощные светодиоды, газоразрядные и ксеноновые лампы, лучи которых, подобно магическим кристаллам Александрийского маяка, легко пробивают плотный туман на многие мили). Не нужно теперь смотрителю коротать долгие ночи возле маячного огня. Он не потухнет, даже если лампа выйдет из строя. Об этом побеспокоятся автоматические лампоменятели в барабанах, в которых от четырех до шести запасных ламп. Да и светом маяка сейчас управляет электроника, с точностью до минуты зажигая и гася огонь в утренние и вечерние сумерки. Впечатляющие успехи спутниковой навигации, технический прогресс в навигационном оснащении и экономическая целесообразность делают не нужным постоянное проживание людей на большинстве маяков. Их постепенно переводят на автоматический режим работы.
И вот уже раздаются голоса о ненужности и самих, убеленных солью эпох, каменных колоссов на берегах морей и океанов — нелепое и легкомысленное заблуждение. Потеряв маяки, мы не только уничтожим огромный пласт общечеловеческой истории, но и создадим серьезные проблемы с прибрежным плаванием. Расплатой за легкомыслие станут тысячи ни в чем не повинных людей. И когда размеры катастроф станут угрожающими — а в этом можно не сомневаться, учитывая постоянно растущий уровень низкой профессиональной подготовки мореплавателей — схватимся за голову и в срочном порядке без особого успеха начнем возрождать утерянное. Так в долгой человеческой истории бывало не раз…

Другие материалы рубрики


  • Двухступенчатый процесс производства стали, когда сначала мы из руды получаем чугун, а потом из чугуна выплавляем сталь, при всех своих достоинствах обладает рядом серьезных недостатков. Ведь что мы делаем. Сначала, как и в сыродутном процессе, восстанавливаем из руды железо. И тут же в доменной печи начинаем нашпиговывать его нужными и ненужными примесями. Углерод, марганец, кремний и абсолютно нежелательные сера и фосфор. Затем в сталеплавильном цехе принимаемся все эти примеси выжигать кислородом. Опять же и нужные, и ненужные. Полупродукт, который льется из конвертера или мартеновской печи — это пока еще не сталь. В нем нет нужных элементов, зато в избытке растворенного в металле кислорода. Сталь, говорят сталевары, надо раскислить. Забрать из металла лишний кислород, а заодно и добавить необходимые легирующие элементы. И вот тут-то сталеплавильщикам и приходится считаться с недостатками традиционной металлургии.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Бухгалтерский учёт появился примерно 6 веков назад. В древности он имел другое название – "тайна богов". В то время в Вавилоне для "системы учёта" использовали таблички из глины, в Египте-папирус, в Риме – таблички из воска. Только во втором веке нашей эры, с появлением бумаги учёт стали вести на ней.
    С развитием в 13-14 веках системы двойной записи, где каждый счёт учёта имеет две стороны (дебет и кредит), в любой момент времени уравновешивающие равенство, возможность развития частных капиталов получила поддержку в виде осуществления документированного контроля за средствами. Данный принцип использовался в центрах торговли Северной Италии, где в годы её Возрождения и получил название сам термин "бухгалтерский учёт".



  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Новейшие бронетранспортеры на базе колесной платформы «Бумеранг», проходящие войсковые испытания, станут частью вооружения морской пехоты России. Предполагается, что первые серийные образцы бронированной машины сойдут с конвейера уже в 2017 году. Как утверждает Александр Красовицкий, который является главой «Военно-промышленной компании», новая машина является практически «неубиваемой», с высокими показателями защищенности, управляемости и боевой мощи, которые сравнимы и превышают показатели лучших западных аналогов.



  • Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось протыкает земную поверхность в северном полушарии — находится в самом сердце Ледовитого океана, в районе, практически равноудаленном как от североамериканского, так и евразийского побережья. Но морские волны здесь не бушуют. Океан покрыт панцирем многолетних нетающих льдов. Долгие годы полюс оставался недоступным для людей. Льды вставали непреодолимой преградой на пути кораблей. Льды приходили в движение и громоздили непроходимые горы-торосы перед собачьими упряжками, тянущими нарты. Внезапно разверзающиеся во льдах трещины поглощали целые экспедиции.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...28 мая - ровно через год после кульминации восхождения с Ламбером - Тенцинг и Хиллари начинают свой бросок к вершине. Их задача существенно легче, чем у Эванса и Бурдиллона: до отметки 8500 метров их сопровождают Лоу, английский альпинист Фредди Грегори и шерп Анг Ньима, которые несут кислородные баллоны, палатку и продукты. На этой высоте разбивают самый высотный из всех существовавших прежде альпинистских лагерей, и Хиллари с Тенцингом остаются вдвоем. Переночевав, в 6 часов 30 минут утра 29 мая они выходят на последний штурм. Единственный груз - 14-килограммовые кислородные аппараты. В девять часов утра альпинисты достигают Южной вершины, и до цели остается лишь сотня метров. Последнее препятствие - 12-метровая скальная стенка, - и только пологий снежный откос отделяет их от самого высокого места на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Этиловый спирт используется в промышленности. Очищенный от примесей, он выступает основой многих алкогольных напитков. В свою очередь, неочищенный спирт – бражка, ее перегоняют на специальных аппаратах несколько раз, чтобы получился спирт-сырец (еще его называют неочищенным самогоном). Процесс изготовления, перегонки сложен, состоит из нескольких стадий. Большое значение имеет сырье, его качество и обработка, о чем подробнее поговорим во второй части статьи. А пока в двух-трех словах опишем каждую «ступеньку» изготовления.



  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Принято считать, что строители средневековых городов не очень-то обременяли себя заботой о канализации. И, по большому счету, это правда.
    Еще не в такой уж и туманной исторической ретроспективе, в 1764 году, некто Ла Морандьер так живописал ароматы резиденции французских королей — Версальского дворца: «Парки, сады и сам замок вызывают отвращение своей мерзостной вонью. Проходы, дворы, строения и коридоры наполнены мочой и фекалиями; возле крыла, где живут министры, колбасник каждое утро забивает и жарит свиней; а вся улица Сен-Клу залита гнилой водой и усеяна дохлыми кошками».
    Все последующие годы парижская вонь только нарастала. (Впрочем, не только парижская. Имеется зарисовка с натуры одного английского путешественника, который в конце XVIII в. побывал в главном городе Оверни Клермон-Ферран: «Улицы по своей грязи и зловонию напоминали траншеи, прорезанные в куче навоза».)
    В своем фундаментальном труде «Картина Парижа» (1781-1788) Себастьян Мерсье дает такое, в полном смысле слова макабрическое, описание отхожих мест французской столицы: «Пусть те, кому дорого собственное здоровье, никогда не испражняются в эти дыры, именуемые отхожими местами, и пусть они никогда не подставляют свои задние проходы этим потокам чумного воздуха; лучше уж рты, так как желудочная кислота скорее справилась бы с ними. Многие болезни берут свое начало в этих опасных очагах, откуда испаряются гнилостные миазмы, проникая при этом в тело. Дети страшатся этих зараженных отверстий; им кажется, что здесь начинается дорога в ад; то же думал и я в детстве».

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5