История нефтедобычи в России

Пт, 09/04/2015 - 21:12

Геологический разрез меловых отложений Самотлорского месторождения с 11 этажами продуктивных пластов (АВ1 — БВп). Участки пластов с нефтью зачерненные, с газом — зачерненные с белыми точками. Во втором пласте АВ2 сверху хорошо видны газовая шапка и нефтяная оторочка. Белым обозначены пласты глин. Показаны пробуренные скважины и их номера. По линии, их соединяющей, построен разрез. (Из книги Нестеров И. И., Салманов Ф. К., Шпильман К. А. Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири, М., 1971)

Нефтяные месторождения Нижневартовского и Сургутского нефтегазоносных районов (черные области). Рядом контуры еще не обследованных структур. Красными стрелками отмечены: 1 — Мегионское, 2 — Усть-Балыкское и 3 — Самотлорское месторождения. Коричневые контуры обрисовывают большие по площади тектонические поднятия: 4 — Сургутский свод, 5 — Мегионский свод. Под ними сгруппировались месторождения

Стрельба по площадям

В 1940 году организовали большую экспедицию для изучения геологии Западной Сибири. Но ее работы прервала война. Лишь в 1946 году продолжилось изучение геологического строения Западной Сибири, которое включало отдельную программу бурения 26 опорных скважин в разных районах. Их расставили, как говорят, способом «дикой кошки» — без геолого-геофизических обоснований. Первую скважину пробурили в Тюмени еще в 1947 году. Она оказалась «сухой». Отдельные буровые попали в районы, где позднее нашли залежи нефти, но тогда на них не «наткнулись». В 1948 году в Западной Сибири создали две специализированные нефтеразведочные экспедиции — Тюменскую и Новосибирскую. Обследовать предстояло огромную территорию, а возможностей хватало только на изучение ее отдельных частей. Значительно расширять фронт работ до первой находки не видели оснований — многие не верили в сибирское «черное золото». Да и с финансированием и с техникой было не очень хорошо — в это же время разворачивался первоочередный урановый проект.

Дополнительные трудности создавали сибирские условия: отсутствие дорог, заболоченность с сетью мелких речушек и озер и малонаселенность. Наземные работы, связанные с перемещением вдоль трасс, проводили только в зимнее время, когда морозы сковывали болота. Позже, когда была открыта большая нефть, создали мощную организационную структуру — Главное Тюменское производственное геологическое управление (Главтюмень-геология) и добавили Сургутскую экспедицию. Именно они вели все поисковые работы, заключительным этапом которых было разведочное бурение и оценка запасов обнаруженных месторождений.

Очередность исследования районов, объем работ и планы разведочного бурения на нефть утверждало Министерство геологии в Москве. Право выбора точек разведочного бурения передали на места только в 1960 году, и определять точки установки буровых стал главный геолог экспедиции — ведь именно он располагал наиболее детальными данными. Он же вместе с начальником экспедиции выдавал задание начальнику партии разведочного бурения и утверждал проект бурения. Впервые в одной из экспедиций, в 1957 году, объединили геофизическую службу с геологоразведочной, что позволило быстрее и качественнее готовить структуры под разведочное бурение. Партии стали работать не вслепую — они имели карту подземной структуры. И это тотчас сказалось на результатах. Скважины, пробуренные на этой основе, сразу попадали в нужное место.

Но в конце 1940-х — начале 1950-х годов поиски шли почти вслепую. Следуя рекомендациям Губкина, начали бурить на восточном склоне Урала, у реки Северная Сосьва, западнее села Березово, — там еще раньше замечали появление на воде нефтяной пленки. За два года было пробурено несколько скважин. Нефтью и не пахло.

Следующим районом поисков стал юг Западной Сибири — наиболее обжитой район вдоль железнодорожной магистрали с большим числом предприятий, нуждавшихся в нефти. Работы вели на 14 площадях. Нефть не обнаружили.
Западную Сибирь «прощупывали» с краев, не решаясь шагнуть в ее центральную часть — Приобье с бесчисленными озерцами и болотами, затапливаемыми разливами Оби.
Видя безуспешность проведенных работ, в правительстве готовили постановление о свертывании разведки восточнее Урала.

Другие материалы рубрики


  • Непредельные углеводороды в небольшом количестве (около 5%) являются практически единственным не содержащимся в природной нефти классом соединений, образующимся в заметных количествах при проведении процесса на кобальтовых катализаторах. Их содержание в нефти не нормируется, а их получение является одной из основных целей нефтехимической переработки природной нефти.
    Таким образом, по всем показателям, определяемым стандартом, СЖУ (синтетические жидкие углеводороды) могут быть отнесены к наиболее ценным сортам нефти. С экономической точки зрения наиболее рациональным использованием СЖУ была бы их раздельная транспортировка с промыслов как более ценного и дорогостоящего продукта, особенно с точки зрения отсутствия серосодержащих соединений и высокой концентрации легких (светлых) фракций.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Чтобы получать тепло из снега, дождя и, что реже, града, нужен АТМОТЕРМ. Это устройство относится к стационарным приборам для нагревания текущих сред, использующий при прохождении данного процесса тепловой эффект экзотермической реакции образования гидроксида кальция из СаО, которая проходит при утилизации снежного покрова на месте его образования.
    Область применения устройства – генерация тепловой энергии для обогрева стен жилых и нежилых помещений, используя атмосферные осадки.
    Исследуя решения в данной области, мы не найдем наверняка устройства, объединяющего в себе функции переработки атмосферных осадков и обогревателя, работающего без подвода электроэнергии, при этом являясь таким экономичным, как атмотерм (экономичность смотрите дальше). Решения, предлагаемые другими авторами (смотри ниже) имеют ряд недостатков: потребляемость большого количества электроэнергии, узкая направленность технологий – только утилизация снега или только генерация тепловой энергии, сложность устройства, лежащее в наличии большого количества комплектующих компонентов, таких как ИК-излучатели и другие подобные устройства.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...После более чем столетия нескончаемых усовершенствований двигатель внутреннего сгорания все еще имеет коэффициент полезного действия около 16%. КПД всех тепловых двигателей ограничено циклом Карно. Теоретически, даже при идеальных условиях тепловой двигатель, используемый для приведения в движение автомобиля или электрогенератора, не может преобразовать всю тепловую энергию в механическую. Некоторая часть тепла теряется. В двигателе внутреннего сгорания тепло подается от источника с высокой температурой (Т1), часть энергии преобразуется в механическую и оставшаяся часть выбрасывается при низкой температуре (Т2). Чем больше разность между этими температурами, тем выше КПД двигателя...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Недавно в новостях услышал информацию о том, что весной 2010 г. городское население планеты превысило сельское и составляет 51%. В 2020 г. городское население уже будет составлять 57%.
    Вроде бы ничего интересного. Сухая статистика.
    Но за этой статистикой просматривается очень настораживающая тенденция, если учесть, что за этот период население Земли вырастет с 6,8 до 8 миллиардов человек.
    Урбанизация растет огромными темпами.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Многие десятилетия неизменным элементом пейзажа промышленной нефтедобычи являлись грандиозные факелы, в которых сгорал попутный газ — неизбежный спутник нефтедобычи. Громадные шлейфы дыма простирались на десятки и сотни километров и были прекрасно видны даже из космоса. Так было долго и казалось, что так будет всегда. Но все меняется в этом мире, и иногда — в лучшую сторону.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В начале нового тысячелетия почти весь мир столкнулся с новой, весьма болезненной проблемой — истощением топливных запасов планеты. Ученые с каждого угла кричали, что через 30 лет на земле не останется ни капли нефти. Но прошло уже 10 лет, и эти крики понемногу улеглись. Были найдены новые месторождения в Саудовской Аравии, в России разведали новые, огромные запасы сибирской и заполярной нефти. Единственная проблема — добраться до них, но учитывая сегодняшнюю стоимость «черного золота» на мировом рынке, это не будет составлять особого труда.
    Но беда, как известно, не приходит одна. С топливной проблемой пришла проблема загрязнения окружающей среды обитания человека. Продукты сгорания бензина и дизтоплива стали настолько насыщать атмосферу Земли, что экологи забили тревогу. Их главный девиз — «Парниковый эффект!» К сожалению, они до сих пор не могут определиться, чем он грозит нашей планете — глобальным потеплением или новым ледниковым периодом. Впрочем, одно не исключает другое. Сначала довольно сильно потеплеет, арктические льды растают, опять понизят температуру, но настолько сильно, что 2/3 суши (по самым пессимистическим прогнозам) покроется снегом и льдом.
    Что же делать? Отказаться от автомобильного транспорта и вообще от использования нефти и нефтепродуктов? В данный исторический отрезок времени это даже не теория, а какая-то фантазия Гринписа, если не сказать больше. Но нам надо как-то сберечь природу и при этом не нанести вреда экономике, как в мировом масштабе, так и в масштабе отдельной страны. И тут, к огромной радости почти всех экологов (почему почти — будет сказано ниже) на мировую топливную арену семимильными шагами выходит новое горючее — биодизель.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Ветры бывают самые разнообразные: это и дующий десятки минут легкий бриз, и глобальные ветра — но все они существуют за счет солнечного нагрева планеты. Важными факторами влияния на атмосферную циркуляцию воздуха являются разность обогрева между экватором и полюсами, а также вращение нашей планеты, называемое эффектом Кориолиса. Сезонные колебания в скорости и направлении ветра являются результатом сезонных изменений из-за относительного наклона оси вращения Земли к Солнцу, которое, в свою очередь, изменяет паттерны разности обогрева. Ежедневные различия в обогреве атмосферы вызваны различным нагревом локальных областей поверхности земли, например, суши и океана. Еще движение воздуха осложняется целым рядом факторов глобального масштаба, таких как вращение Земли, а также сушей, горными хребтами и холмами, растительностью, океанами, морями и озерами. Из-за трения о поверхность земли, растительность и здания скорость ветра возрастает с увеличением высоты над поверхностью земли.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Еще с незапамятных времен люди использовали энергию ветра.
    Первоначально человек научился преобразовывать кинетическую энергию воздушного потока (ветра) в механическую. Появилось огромное разнообразие ветряных мельниц, значительно облегчивших жизнь людей того времени.
    Идея ветрогенератора для выработки электрической энергии с использованием энергии ветра появилась чуть более 100 лет назад.
    Пытливая мысль изобретателей создала огромное разнообразие конструкций ветроустановок:
    — по расположению оси вращения лопастей (горизонтальная, вертикальная, наклоненная);
    — по количеству лопастей (одна, две, три и более);
    — по мощности (от десятков Ватт до нескольких МВатт);
    — по форме лопастей, по конструкции генераторов и т.д.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Теперь уже никто не сомневается, что в расстрельные 30-е годы прошлого века ничего прогрессивного в России существовать не могло. Старшее поколение стыдливо молчит, поскольку высказывать иную точку зрения ныне считается непатриотичным. А постперестроечное вообще не ведает, что в основе многих модных сейчас инновационных проектов лежат неосуществленные мечты почти восьмидесятилетней давности. Примером может служить история со сгущенным бензином.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Экспоненциальный рост населения и истощение природных ресурсов заставляют ученых придумывать самые невероятные проекты по спасению планеты. Один из них — космические электростанции, передающие на Землю энергию Солнца посредством микроволнового излучения. Технология эта не столь фантастична, как может показаться на первый взгляд.
    Вполне возможно, что лет через тридцать на геостационарной орбите обоснуется группировка объектов, каждый из которых будет подозрительно напоминать «Звезду смерти». Необъятные зеркальные крылья, нечто вроде электромагнитной пушки и наземная приемная антенна километров десять в диаметре — так будет выглядеть система глобального энергоснабжения.
    Вернее, такой ее представляли конструкторы еще в 1970-х. И уже тогда это не было научной фантастикой! В связи с энергетическим кризисом американское правительство выделило $20 миллионов агентству NASA и компании Boeing на проработку проекта гигантского спутника SPS (Solar Power Satellite).