История Транссиба

Втр, 09/10/2013 - 20:52

Узкоколейный паровоз на строительстве линии Нижний Новгород — Котельнич. 1925 год

Узкоколейный паровоз и экскаватор на строительстве линии Нижний Новгород — Котельнич. 1925 год

Западная часть дороги. Мост через реку Урка. Снабжение рабочего паровоза водой при помощи ведер

Западная часть дороги. Западный портал тоннеля 128-й версты



Известный советский историк Натан Эйдельман в своей книге «Грань веков», посвященной краткому царствованию императора Павла Петровича, говоря о быте и сознании людей XVIII столетия, приводит следующий красноречивый эпизод: «Взойдя на престол, Елизавета Петровна посылает на Камчатку штабс-фурьера Шахтурова, с тем, чтобы он доставил к ее коронации (т. е. через полтора года) шесть пригожих , благородных камчатских девиц. Представления царицы о размерах собственной империи были приблизительными: только через 6 лет (и на 4 года позже коронации) царский посланец с отобранными девицами достиг на обратном пути Иркутска». В екатерининские времена сообщение с отдаленными районами империи приобрело несколько более регулярный характер. В особо важных случаях применялась экстренная курьерская связь. Так, известие о смерти Екатерины II и воцарении Павла Петровича достигло Иркутска 11 декабря 1796 г., то есть уже через 34 дня после того, как событие имело место. Однако на такую скорость были способны лишь правительственные курьеры — искусные наездники, не щадившие казенных лошадей. Если кто-то пускался в дорогу частным образом, да еще в сопровождении семейства, путешествие растягивалось на многие месяцы и было сопряжено с немалыми опасностями.

Еще хуже дело обстояло с перевозкой товаров. В начале XIX в. доставка, к примеру, угля в Санкт-Петербург морем из Англии обходилась в несколько раз дешевле, чем из внутренних районов страны. На свете, наверное, было только одно государство так же сильно нуждавшееся в железнодорожных магистралях, как Россия — Соединенные Штаты Америки. И то, пожалуй, там вопрос стоял менее остро в силу большой протяженности океанского побережья и наличия морского транспорта. В России же проблема огромных расстояний усугублялась сухопутностью. Северный морской путь оставался непроходимым вплоть до XX столетия, века ледоколов. Чтобы попасть из русского порта Кронштадт в русский же порт Петропавловск-Камчатский, нужно было совершить морское путешествие, соизмеримое по протяженности с кругосветным, и посетить множество экзотических стран.

Все же в Америке железнодорожная лихорадка началась несколько раньше, чем в России. Именно там в 30-е годы XIX в. прошли обучение вдохновители и, можно сказать, отцы-основатели российского железнодорожного строительства — инженеры-путейцы П.П. Мельников и Н.О. Крафт. Они сумели убедить императора Николая I, что России необходим новый вид транспорта. Первая в империи железнодорожная ветка длиной 26,5 км была пущена в эксплуатацию в октябре 1837 г. Она соединяла Петербург с Царским Селом. Поезд следовал по ней с огромной по тем временам скоростью — более 50 км/час. Понятно, что Царскосельская дорога была не столько транспортным средством, сколько увлекательным аттракционом.

В сороковые годы началось строительство рельсового пути, соединяющего две столицы — Москву и Петербург. Технико-экономическое обоснование было выполнено П.П. Мельниковым. Первая крупная русская железнодорожная магистраль получила название Николаевской в честь царствующего императора. Впоследствии день рождения Николая Павловича Романова отмечался в России как День путейца. Но сооружением линии, соединяющей столицы, и ограничились заслуги Николая I в этой области. Настоящий железнодорожный бум начался в России уже после его смерти, в царствование Александра II.

В 60-е — 70-е годы XIX в. европейская часть страны покрылась сетью железных дорог. Следующей после Николаевской крупной русской железнодорожной магистралью стала выстроенная в рекордные сроки (менее чем за два года) Курско-Харьковско-Азовская дорога, соединившая столицы с южными районами страны.

Другие материалы рубрики


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Официальным документом о возведении укрепленной линии служит указ Военной Коллегии на имя генерал-майора от фортификации Дебриньи от 25 мая 1730 г., которым предписывается ему осмотреть места между реками Орелью и Северным Донцом, с целью построения там крепости или линии для охраны южных пределов от набегов крымских татар. Очень может быть, это поручение было следствием представления проекта графа Вейсбаха. 15 января 1731 года инструкция Правительствующего Сената на имя сенатора генерал-майора Тараканова и генерал-майора Дебриньи говорила о формировании в Украине 20 полков, для образования из них поселений. «…А для лучшего охранения той Украины между речками Северским Донцом по Берестовой, Орели речками и по Северскому Донцу сделать линию и, усмотря, где опасные места к проходу неприятельскому, сделать крепости и поселить из тех же украинских полков, где сколько будет возможно, при тех местах в близости…» Местность на всем протяжении, где должна проходить линия, представляла обширную равнину, пересеченную множеством речек и ручьев, протекавших в оврагах.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Священнослужителям приходилось внимательно следить за изданием все новых ограничений в проведении таинства венчания. Например, в 1806г. всем епархиальным духовникам было разослано распоряжение, чтобы они «воинских чинов ни в коем случае не венчали под угрозой суда», поскольку это право принадлежало исключительно полковым священникам. В 1861г. духовенству было разрешено венчать военнослужащих, которые были в краткосрочном или бессрочном отпуске, даже не испрашивая согласия полкового начальства. Священники в этом случае должны были сделать запись в военном билете, указывая – где, когда и с кем повенчан военнослужащий во время отпуска. В 1868г. было запрещено венчать новобранцев и военнослужащих рядового состава, которые пребывали в краткосрочном отпуске.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ... «Мазепа, достигши гетманства, преследовал А. как приверженца Самойловича и лишил его звания, но не надолго: в 1693 году он снова является миргородским полковником. Посланный вместе с другими полковниками преследовать Петрика - войскового канцеляриста, бежавшего в Крым и объявившего себя гетманом, - Апостол боролся с ним успешно в продолжение трех лет и не раз разбивал его». Во время первого Азовского похода Петра I овладел турецкими крепостями близ устья Днепра. В 1696 году Апостол и гадячский полковник Борухович разбили на р. Ворскла крымского хана, снова ворвавшегося в Украину вместе с Петриком, который в этом сражении был убит. В 1701 году, будучи наказным гетманом, А. под начальством Шереметева участвовал в походе на Лифляндию и в победе при Эрестфере. В 1704 году А. отправлен в Польшу с 3 тыс. казаков на помощь королю Августу; действовал там успешно, но вскоре самовольно вернулся на Украину, так как не выносил строгостей графа Паткуля...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5