История Транссиба

Втр, 09/10/2013 - 20:52

Этот эпизод мог бы пагубно отразиться на карьере Сергея Юльевича, но вышло наоборот. Спустя два месяца возвращавшийся из Ялты царский поезд потерпел крушение под Харьковом, близ станции Борки. Императорская семья спаслась чудом, по одной из версий благодаря тому, что Александр III, мужчина весьма крепкого телосложения, несколько минут удерживал на своих плечах обрушившуюся крышу вагона.


Хинганская петля КВЖД

Мост через Березовую бхту

Поезд входит в туннель на КБЖД

Все произошло по сценарию, предсказанному Витте. Не столь упрямый и несговорчивый управляющий Курско-Харьковско-Азовской дороги присоединил к поезду два товарных паровоза и пустил состав с ветерком. В результате выбило рельс, и весь поезд упал под насыпь. Многие лица царской свиты получили тяжелые травмы.

Было решено в благодарность за чудесное спасение императора возвести в Борках церковь, а вскоре Александр III вспомнил грубияна-управляющего с Юго-Западной дороги, вызвал его к себе и предложил пост главы департамента железнодорожных дел. Казенное жалованье, полагавшееся на этой должности, было несколько ниже жалованья, которое платила своему сотруднику частная фирма, и император решил доплачивать разницу из своего кармана. До самой своей смерти Александр III глубоко уважал Сергея Юльевича Витте и весьма ценил его мнение по любому вопросу. Тем более по такому, который, как строительство Великого Сибирского пути, лежал в пределах его профессиональной компетенции.

Официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали считается 19 мая 1891 г. В этот год молодой цесаревич Николай Александрович вместо традиционного для наследника русского престола путешествия по странам Западной Европы предпринял поездку на Дальний Восток. 19 мая он торжественно заложил начало Уссурийской железной дороги из Владивостока в Хабаровск. Назад в Петербург цесаревич возвращался не морским путем, а на лошадях через всю Сибирь, что безусловно должно было превратить его в горячего сторонника железнодорожного строительства.

Но несмотря на искреннее желание высоких особ соединить все свои владения стальной магистралью, начинание могло бы и заглохнуть, если бы не горячая заинтересованность Витте, которую он проявлял и на посту министра путей сообщения (1892 г.), и на должности министра финансов, которую он занял позже. «Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 г., — вспоминает Витте, — то во время одного из моих первых докладов император Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была выстроена железная дорога из Европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги...

Император Александр III мне как бы жаловался на то, что вот, несмотря на все его усилия в течение 10 лет, он все время встречает со стороны министров, в Комитете министров и в Государственном совете затруднения в быстром исполнении этой мысли. Он взял с меня как бы слово, что я эту мысль приведу в исполнение.
Поэтому, когда я был министром путей сообщения и затем, когда я сделался 30 августа 1892 г. министром финансов, как во время царствования императора Александра III, так и после его царствования, я усердно проводил эту мысль о сооружении Великого Сибирского пути, и, насколько прежние министры задерживали это предприятие, настолько я, памятуя заветы императора Александра III, старался как можно быстрее осуществить этот путь».

По инициативе Витте был образован особый комитет Сибирской железной дороги. Его председателем, опять-таки по совету Витте, император назначил цесаревича Николая Александровича. Предполагалось, что для наследника, которому тогда было 24 года, это будет хорошая начальная школа ведения государственных дел.

На должности председателя комитета Сибирской железной дороги будущий император Николай II проявил себя неплохо. Он воспринял назначение с большим энтузиазмом и всегда был в курсе тех дел, которые обсуждались в комитете. Возможно, его энтузиазм подогревали воспоминания о путешествиии через всю Сибирь на конных повозках. Взойдя в 1894 г. на престол, Николай Александрович оставил за собой пост главы железнодорожного комитета. Витте не раз отмечал, что только глубокая заинтересованность обоих императоров в деле постройки Транссибирской магистрали позволила так быстро осуществить этот проект. Кстати сказать, находясь на должности министра финансов, Сергей Юльевич имел большую возможность влиять на ход дел, чем если бы он остался на прежнем посту, так как, по его собственным словам, «главное, что было нужно, — это деньги, и если бы я оставался министром путей сообщения, то всегда встречал бы известную задержку у министра финансов».

Другие материалы рубрики


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Священнослужителям приходилось внимательно следить за изданием все новых ограничений в проведении таинства венчания. Например, в 1806г. всем епархиальным духовникам было разослано распоряжение, чтобы они «воинских чинов ни в коем случае не венчали под угрозой суда», поскольку это право принадлежало исключительно полковым священникам. В 1861г. духовенству было разрешено венчать военнослужащих, которые были в краткосрочном или бессрочном отпуске, даже не испрашивая согласия полкового начальства. Священники в этом случае должны были сделать запись в военном билете, указывая – где, когда и с кем повенчан военнослужащий во время отпуска. В 1868г. было запрещено венчать новобранцев и военнослужащих рядового состава, которые пребывали в краткосрочном отпуске.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5