История Транссиба

Втр, 09/10/2013 - 20:52

Этот эпизод мог бы пагубно отразиться на карьере Сергея Юльевича, но вышло наоборот. Спустя два месяца возвращавшийся из Ялты царский поезд потерпел крушение под Харьковом, близ станции Борки. Императорская семья спаслась чудом, по одной из версий благодаря тому, что Александр III, мужчина весьма крепкого телосложения, несколько минут удерживал на своих плечах обрушившуюся крышу вагона.


Хинганская петля КВЖД

Мост через Березовую бхту

Поезд входит в туннель на КБЖД

Все произошло по сценарию, предсказанному Витте. Не столь упрямый и несговорчивый управляющий Курско-Харьковско-Азовской дороги присоединил к поезду два товарных паровоза и пустил состав с ветерком. В результате выбило рельс, и весь поезд упал под насыпь. Многие лица царской свиты получили тяжелые травмы.

Было решено в благодарность за чудесное спасение императора возвести в Борках церковь, а вскоре Александр III вспомнил грубияна-управляющего с Юго-Западной дороги, вызвал его к себе и предложил пост главы департамента железнодорожных дел. Казенное жалованье, полагавшееся на этой должности, было несколько ниже жалованья, которое платила своему сотруднику частная фирма, и император решил доплачивать разницу из своего кармана. До самой своей смерти Александр III глубоко уважал Сергея Юльевича Витте и весьма ценил его мнение по любому вопросу. Тем более по такому, который, как строительство Великого Сибирского пути, лежал в пределах его профессиональной компетенции.

Официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали считается 19 мая 1891 г. В этот год молодой цесаревич Николай Александрович вместо традиционного для наследника русского престола путешествия по странам Западной Европы предпринял поездку на Дальний Восток. 19 мая он торжественно заложил начало Уссурийской железной дороги из Владивостока в Хабаровск. Назад в Петербург цесаревич возвращался не морским путем, а на лошадях через всю Сибирь, что безусловно должно было превратить его в горячего сторонника железнодорожного строительства.

Но несмотря на искреннее желание высоких особ соединить все свои владения стальной магистралью, начинание могло бы и заглохнуть, если бы не горячая заинтересованность Витте, которую он проявлял и на посту министра путей сообщения (1892 г.), и на должности министра финансов, которую он занял позже. «Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 г., — вспоминает Витте, — то во время одного из моих первых докладов император Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтобы была выстроена железная дорога из Европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении этой дороги...

Император Александр III мне как бы жаловался на то, что вот, несмотря на все его усилия в течение 10 лет, он все время встречает со стороны министров, в Комитете министров и в Государственном совете затруднения в быстром исполнении этой мысли. Он взял с меня как бы слово, что я эту мысль приведу в исполнение.
Поэтому, когда я был министром путей сообщения и затем, когда я сделался 30 августа 1892 г. министром финансов, как во время царствования императора Александра III, так и после его царствования, я усердно проводил эту мысль о сооружении Великого Сибирского пути, и, насколько прежние министры задерживали это предприятие, настолько я, памятуя заветы императора Александра III, старался как можно быстрее осуществить этот путь».

По инициативе Витте был образован особый комитет Сибирской железной дороги. Его председателем, опять-таки по совету Витте, император назначил цесаревича Николая Александровича. Предполагалось, что для наследника, которому тогда было 24 года, это будет хорошая начальная школа ведения государственных дел.

На должности председателя комитета Сибирской железной дороги будущий император Николай II проявил себя неплохо. Он воспринял назначение с большим энтузиазмом и всегда был в курсе тех дел, которые обсуждались в комитете. Возможно, его энтузиазм подогревали воспоминания о путешествиии через всю Сибирь на конных повозках. Взойдя в 1894 г. на престол, Николай Александрович оставил за собой пост главы железнодорожного комитета. Витте не раз отмечал, что только глубокая заинтересованность обоих императоров в деле постройки Транссибирской магистрали позволила так быстро осуществить этот проект. Кстати сказать, находясь на должности министра финансов, Сергей Юльевич имел большую возможность влиять на ход дел, чем если бы он остался на прежнем посту, так как, по его собственным словам, «главное, что было нужно, — это деньги, и если бы я оставался министром путей сообщения, то всегда встречал бы известную задержку у министра финансов».

Другие материалы рубрики


  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ... «Мазепа, достигши гетманства, преследовал А. как приверженца Самойловича и лишил его звания, но не надолго: в 1693 году он снова является миргородским полковником. Посланный вместе с другими полковниками преследовать Петрика - войскового канцеляриста, бежавшего в Крым и объявившего себя гетманом, - Апостол боролся с ним успешно в продолжение трех лет и не раз разбивал его». Во время первого Азовского похода Петра I овладел турецкими крепостями близ устья Днепра. В 1696 году Апостол и гадячский полковник Борухович разбили на р. Ворскла крымского хана, снова ворвавшегося в Украину вместе с Петриком, который в этом сражении был убит. В 1701 году, будучи наказным гетманом, А. под начальством Шереметева участвовал в походе на Лифляндию и в победе при Эрестфере. В 1704 году А. отправлен в Польшу с 3 тыс. казаков на помощь королю Августу; действовал там успешно, но вскоре самовольно вернулся на Украину, так как не выносил строгостей графа Паткуля...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Официальным документом о возведении укрепленной линии служит указ Военной Коллегии на имя генерал-майора от фортификации Дебриньи от 25 мая 1730 г., которым предписывается ему осмотреть места между реками Орелью и Северным Донцом, с целью построения там крепости или линии для охраны южных пределов от набегов крымских татар. Очень может быть, это поручение было следствием представления проекта графа Вейсбаха. 15 января 1731 года инструкция Правительствующего Сената на имя сенатора генерал-майора Тараканова и генерал-майора Дебриньи говорила о формировании в Украине 20 полков, для образования из них поселений. «…А для лучшего охранения той Украины между речками Северским Донцом по Берестовой, Орели речками и по Северскому Донцу сделать линию и, усмотря, где опасные места к проходу неприятельскому, сделать крепости и поселить из тех же украинских полков, где сколько будет возможно, при тех местах в близости…» Местность на всем протяжении, где должна проходить линия, представляла обширную равнину, пересеченную множеством речек и ручьев, протекавших в оврагах.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5