История Транссиба

Втр, 09/10/2013 - 20:52

Далее в Гарине-Михайловском неудержимо прорезается инженер-путеец. Если только что приведенный нами абзац более-менее выдержан в художественном стиле, то следующий скорее похож на служебную записку и даже снабжен довольно подробными математическими выкладками: «Выбирая между шоссе и разными типами железных дорог, самый дешевый будет, конечно, узкоколейная железная дорога. Если где она уместна, то, конечно, здесь, среди этих неприступных скал, занимая место не более 1 ½ сажен в ширину, тогда как для ширококолейной нужно 2 ½, а для шоссе не меньше 3 ½. А количество земляных работ на этой дороге имеет решающее значение в смысле стоимости ее. Так на Забайкальской железной дороге близ Сретенска — на версту земляных работ приходилось 4 тысячи кубических сажен при цене 6 рублей за куб. Здесь же место более трудное. И надо считать их не менее 6 тысяч кубических сажен, при цене 8 рублей (больше скалистых работ). Для узко же колейной железной дороги потребуется 2 тысячи кубических сажен (она уже, и радиус ее, вместо 150, может быть 35 сажен, вследствии этого является возможность обходить многие скалы). И таким образом на один излишек земляных работ (32 тысячи) хватит выстроить рельсы, шпалы, подвижной состав и проч.».

Однако целесообразность постройки Амурской железной дороги оставалась в 1897 г. под вопросом. Кроме уже описанных сложностей рельефа сомнение вызывала необходимость делать большой крюк к северу, чтобы достичь Владивостока, прокладывая рельсы по русской территории. Уже к 1896 г. в правительственных кругах созрела идея проложить дорогу по прямой, через китайскую провинцию Маньчжурию. Горячим сторонником этой идеи был Витте, принявший деятельное участие в дипломатической подготовке проекта Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «В то время — пишет министр финансов — наш Великий Сибирский путь уже подходил к Забайкалью, и являлась необходимость решить вопрос: как же вести его дальше? Весьма естественно, у меня родилась мысль вести железную дорогу далее напрямик во Владивосток, перерезывая Монголию и северную часть Маньчжурии. Этим достигалось значительное ускорение в его сооружении. При этом Великий Сибирский путь являлся действительно транзитным мировым путем, соединяющим Японию и весь Дальний Восток с Россией и с Европой».

Витте лично вел переговоры по этому вопросу с высокопоставленным китайским чиновником Ли Хун-Чжаном, прибывшим в Москву на коронацию Николая II. Несколько ранее Российская империя оказала дипломатическую поддержку Китаю в его противостоянии с Японией, не допустив признание китайско-японского мирного договора, согласно которому к Японии переходили значительные китайские территории. Но возможен был новый конфликт между двумя дальневосточными империями. Это был серьезный козырь в руках русской стороны при ведении переговоров. «Мы провозгласили принцип целостности Китая и, провозгласив этот принцип, мы будем вечно его держаться, — говорил Витте Ли Хун-Чжану. — Но, для того чтобы мы могли поддерживать провозглашенный нами принцип, необходимо прежде всего поставить нас в такое положение, чтобы в случае чего мы действительно могли оказать помощь. Мы же этой помощи оказать не можем, пока не будем иметь железной дороги, потому что вся наша военная сила находится и всегда будет находиться в Европейской России... Наконец, дорога эта нужна и в экономическом отношении, так как она подымет производительность и наших русских владений, где она пройдет, и также производительность тех китайских владений, через которые она будет идти. Наконец, дорога эта, вероятно, будет встречена без всякой злобы, что и оказалось в действительности, со стороны Японии, так как путь этот будет, в сущности говоря, соединять Японию со всей Западной Европой».

Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет.

Строительство Китайско-Восточной железной дороги началось в августе 1897 г. Оно велось сразу в нескольких направлениях из точки пересечения предполагаемой магистралью реки Сунгари, где разместили управление. В этом месте очень скоро вырос город Харбин, ставший как бы столицей КВЖД.

Дорога была сдана в постоянную эксплуатацию в июле 1903 г. То, насколько ее наличие сказалось на экономическом развитие края, красноречиво иллюстрирует тот факт, что за период 1901-1908 гг. население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15, 8 млн. человек. И все же проект Китайско-Восточной железной дороги оказался не так удачен, как это представлялось его основателям. Причины на то были военно-политические. История КВЖД изобилует драматическими конфликтами, описание которых могло бы стать темой не только для отдельной статьи, но и для отдельной книги. Хотя окончательно эта магистраль была передана китайскому правительству лишь в 1954 г., уже в 1906 г., сразу после завершения русско-японской войны, стало ясно: строительство Амурской железной дороги в качестве запасного варианта абсолютно необходимо.

Другие материалы рубрики


  • ... «Мазепа, достигши гетманства, преследовал А. как приверженца Самойловича и лишил его звания, но не надолго: в 1693 году он снова является миргородским полковником. Посланный вместе с другими полковниками преследовать Петрика - войскового канцеляриста, бежавшего в Крым и объявившего себя гетманом, - Апостол боролся с ним успешно в продолжение трех лет и не раз разбивал его». Во время первого Азовского похода Петра I овладел турецкими крепостями близ устья Днепра. В 1696 году Апостол и гадячский полковник Борухович разбили на р. Ворскла крымского хана, снова ворвавшегося в Украину вместе с Петриком, который в этом сражении был убит. В 1701 году, будучи наказным гетманом, А. под начальством Шереметева участвовал в походе на Лифляндию и в победе при Эрестфере. В 1704 году А. отправлен в Польшу с 3 тыс. казаков на помощь королю Августу; действовал там успешно, но вскоре самовольно вернулся на Украину, так как не выносил строгостей графа Паткуля...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Священнослужителям приходилось внимательно следить за изданием все новых ограничений в проведении таинства венчания. Например, в 1806г. всем епархиальным духовникам было разослано распоряжение, чтобы они «воинских чинов ни в коем случае не венчали под угрозой суда», поскольку это право принадлежало исключительно полковым священникам. В 1861г. духовенству было разрешено венчать военнослужащих, которые были в краткосрочном или бессрочном отпуске, даже не испрашивая согласия полкового начальства. Священники в этом случае должны были сделать запись в военном билете, указывая – где, когда и с кем повенчан военнослужащий во время отпуска. В 1868г. было запрещено венчать новобранцев и военнослужащих рядового состава, которые пребывали в краткосрочном отпуске.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5