История Транссиба

Втр, 09/10/2013 - 20:52

Далее в Гарине-Михайловском неудержимо прорезается инженер-путеец. Если только что приведенный нами абзац более-менее выдержан в художественном стиле, то следующий скорее похож на служебную записку и даже снабжен довольно подробными математическими выкладками: «Выбирая между шоссе и разными типами железных дорог, самый дешевый будет, конечно, узкоколейная железная дорога. Если где она уместна, то, конечно, здесь, среди этих неприступных скал, занимая место не более 1 ½ сажен в ширину, тогда как для ширококолейной нужно 2 ½, а для шоссе не меньше 3 ½. А количество земляных работ на этой дороге имеет решающее значение в смысле стоимости ее. Так на Забайкальской железной дороге близ Сретенска — на версту земляных работ приходилось 4 тысячи кубических сажен при цене 6 рублей за куб. Здесь же место более трудное. И надо считать их не менее 6 тысяч кубических сажен, при цене 8 рублей (больше скалистых работ). Для узко же колейной железной дороги потребуется 2 тысячи кубических сажен (она уже, и радиус ее, вместо 150, может быть 35 сажен, вследствии этого является возможность обходить многие скалы). И таким образом на один излишек земляных работ (32 тысячи) хватит выстроить рельсы, шпалы, подвижной состав и проч.».

Однако целесообразность постройки Амурской железной дороги оставалась в 1897 г. под вопросом. Кроме уже описанных сложностей рельефа сомнение вызывала необходимость делать большой крюк к северу, чтобы достичь Владивостока, прокладывая рельсы по русской территории. Уже к 1896 г. в правительственных кругах созрела идея проложить дорогу по прямой, через китайскую провинцию Маньчжурию. Горячим сторонником этой идеи был Витте, принявший деятельное участие в дипломатической подготовке проекта Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «В то время — пишет министр финансов — наш Великий Сибирский путь уже подходил к Забайкалью, и являлась необходимость решить вопрос: как же вести его дальше? Весьма естественно, у меня родилась мысль вести железную дорогу далее напрямик во Владивосток, перерезывая Монголию и северную часть Маньчжурии. Этим достигалось значительное ускорение в его сооружении. При этом Великий Сибирский путь являлся действительно транзитным мировым путем, соединяющим Японию и весь Дальний Восток с Россией и с Европой».

Витте лично вел переговоры по этому вопросу с высокопоставленным китайским чиновником Ли Хун-Чжаном, прибывшим в Москву на коронацию Николая II. Несколько ранее Российская империя оказала дипломатическую поддержку Китаю в его противостоянии с Японией, не допустив признание китайско-японского мирного договора, согласно которому к Японии переходили значительные китайские территории. Но возможен был новый конфликт между двумя дальневосточными империями. Это был серьезный козырь в руках русской стороны при ведении переговоров. «Мы провозгласили принцип целостности Китая и, провозгласив этот принцип, мы будем вечно его держаться, — говорил Витте Ли Хун-Чжану. — Но, для того чтобы мы могли поддерживать провозглашенный нами принцип, необходимо прежде всего поставить нас в такое положение, чтобы в случае чего мы действительно могли оказать помощь. Мы же этой помощи оказать не можем, пока не будем иметь железной дороги, потому что вся наша военная сила находится и всегда будет находиться в Европейской России... Наконец, дорога эта нужна и в экономическом отношении, так как она подымет производительность и наших русских владений, где она пройдет, и также производительность тех китайских владений, через которые она будет идти. Наконец, дорога эта, вероятно, будет встречена без всякой злобы, что и оказалось в действительности, со стороны Японии, так как путь этот будет, в сущности говоря, соединять Японию со всей Западной Европой».

Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет.

Строительство Китайско-Восточной железной дороги началось в августе 1897 г. Оно велось сразу в нескольких направлениях из точки пересечения предполагаемой магистралью реки Сунгари, где разместили управление. В этом месте очень скоро вырос город Харбин, ставший как бы столицей КВЖД.

Дорога была сдана в постоянную эксплуатацию в июле 1903 г. То, насколько ее наличие сказалось на экономическом развитие края, красноречиво иллюстрирует тот факт, что за период 1901-1908 гг. население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15, 8 млн. человек. И все же проект Китайско-Восточной железной дороги оказался не так удачен, как это представлялось его основателям. Причины на то были военно-политические. История КВЖД изобилует драматическими конфликтами, описание которых могло бы стать темой не только для отдельной статьи, но и для отдельной книги. Хотя окончательно эта магистраль была передана китайскому правительству лишь в 1954 г., уже в 1906 г., сразу после завершения русско-японской войны, стало ясно: строительство Амурской железной дороги в качестве запасного варианта абсолютно необходимо.

Другие материалы рубрики


  • ...В январе 1816 года, в журнале «Украинский Вестник» вышла статья Г. Ф. Квитки об организации Общества Благотворения. Как писал Григорий Федорович, в конце 1811 года было основано дворянское Общество Благотворения для оказания поддержки дворянам, по разным причинам впадших в бедность.
    Председателем общества был Андрей Федорович Квитка. В Совет вошли: Афанасий Иванович Стойкевич, Петр Иванович Ковалевский, Андрей Иванович Безруков, Григорий Федорович Квитка.
    Общество собрало более 200 вкладчиков дворянского сословия. Капиталы общества были положены на ниву благородной цели  — благотворительности. Один из примеров его деятельности  — создание и финансирование затрат Института Благородных девиц...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...А если прочитать фрагмент «Див кличет верху древа, велит послушати земли незнаеме Волзе, и Поморию и Посулию, и Сурожу и тебе Тмутораканьский болван» в обратном направлении, то получаем «навел биы кесана ко роту мете бе ти юну сроки ужо Русию (Русилию?) усопи юиром опие зелевеме …» Какое уж тут благосклонное отношение к Ольговичам! Как вариант, «и юну сорок и ужо» — и успел уже Русь погубить! В этом случае этот фрагмент можно рассматривать как датирующий фактор, поэма могла быть написана в 1190 г., когда Игорю было 40 лет! Фрагмент «СПИ» о Всеславе в обратном чтении «и волком до Немиги с Дудуток» звучит «уду де се игимен (игумен!) одимо Килови»! По Ипатьевской летописи, в 1190 г. в связи со смертью Белгородского епископа Максима, Рюрик назначил епископом своего духовного отца «игумена святого Михаила, Андреяна Выдобичского», который переселился в Белгород...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Официальным документом о возведении укрепленной линии служит указ Военной Коллегии на имя генерал-майора от фортификации Дебриньи от 25 мая 1730 г., которым предписывается ему осмотреть места между реками Орелью и Северным Донцом, с целью построения там крепости или линии для охраны южных пределов от набегов крымских татар. Очень может быть, это поручение было следствием представления проекта графа Вейсбаха. 15 января 1731 года инструкция Правительствующего Сената на имя сенатора генерал-майора Тараканова и генерал-майора Дебриньи говорила о формировании в Украине 20 полков, для образования из них поселений. «…А для лучшего охранения той Украины между речками Северским Донцом по Берестовой, Орели речками и по Северскому Донцу сделать линию и, усмотря, где опасные места к проходу неприятельскому, сделать крепости и поселить из тех же украинских полков, где сколько будет возможно, при тех местах в близости…» Местность на всем протяжении, где должна проходить линия, представляла обширную равнину, пересеченную множеством речек и ручьев, протекавших в оврагах.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • С появлением на вооружении союзной армии штуцеров (почти вся английская армия и до трети французской были вооружены новыми нарезными ружьями), превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью, кучностью и дальностью стрельбы, начинает широко применяться снайперская тактика боя. Поэтому сражение при Альме было одним из первых, где был массированно применен рассыпной строй пехоты. С появлением стрелков, вооруженных штуцерами, в тактике легкой пехоты происходят изменения, вызванные дальнобойностью их ружей. Уже с 40-х годов повсеместно появляется новая легкая пехота, и прежний рассыпной строй постепенно приобретает новые формы, знаменующие собой зарождение новой тактики для всей пехоты — стрелковой цепи в ее полном понимании.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».