История возникновения таблицы Менделеева. Часть 1

Пт, 08/09/2013 - 22:46

Рис. 1. Периодическая таблица Д.И. Менделеева в первозданном виде

Рис. 2. Периодическая таблица Д.И. Менделеева 1871 года. В этой таблице еще нет некоторых элементов, которые были позже внесены Менделеевым в более совершенных вариантах (галлий, скандий, германий, латан). Нет еще нулевой группы

И казалось бы, какие страсти могут быть вокруг Периодической таблицы химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева? Да самые что ни на есть настоящие! И научные, и субъективные! Вот уж где переплелись тщеславие ученых с базисными научными знаниями соответствующей эпохи, равнодушие завистников с благородством и меркантильностью. И с политической целесообразностью.
И хотя споры ученых вокруг таблицы химических элементов возникли задолго до появления самой таблицы, нам начать нужно все-таки с самого начала.

ДЕБРИ ИСТОРИИ

Еще древние задумывались о сущности природы, определяя химические элементы как различные состояния тел. Да и для химиков средневековья химический элемент оставался как неразлагаемое вещество простого тела.

Химический элемент XVIII века коренным образом отличался от элемента древности и средних веков. Одним из первых, кто более глубоко подошел к проблеме элементов, был М.В. Ломоносов, который ввел понятие о «начале», отличающемся от простого тела. Это «начало» он пояснял так: «Через химию известно, что в киновари есть ртуть…, однако в киновари ртути ни сквозь самые лучшие микроскопы видеть нельзя; но всегда в них тот же вид кажется». И далее: «В киновари имеется «начало» ртуть, но нет простого тела, металла ртути как такового». Это «начало» теперь называется элементом. Химический элемент не есть простое тело. В 1741 г. ученый формулирует первый постулат — элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших тел и различных между собой. Однако найти разницу между элементом и атомом он так и не смог. Сложной задачей это оказалось и для последующих поколений химиков, в чем мы далее убедимся.

Впервые что-то подобное таблице составил в 1829 г. И.В. Деберейнер, опубликовав табличку «триад»:

Деберейнер указывал, что помимо химического сходства наблюдается и закономерность в отношении атомного веса: величина его для промежуточного элемента (например, Na) приблизительно равна среднему арифметическому из величин для двух крайних (Li и K).

В 1849 г. классификацией элементов заинтересовался видный русский ученый Г.И. Гесс. В учебнике «Основания чистой химии» он описывал четырнадцать элементов-неметаллов с похожими химическими свойствами, разделив их по четырем группам.

В 1863 г. А.Э.Б. Шанкуртуа разместил химические элементы в порядке возрастания атомных весов по винтовой линии, описанной вокруг цилиндра. Сходные по свойствам элементы в большинстве случаев располагались при этом друг под другом, но имели место и значительные расхождения.
В 1864 г. немец Л.Ю. Мейер объединил «шесть связанных между собой хорошо охарактеризованных групп элементов» и получил такую таблицу:

А англичанин В. Одлинг, переработав свою раннюю таблицу 1857 г., основанную на эквивалентных весах под названием «Атомные веса и знаки элементов», опубликовал в том же 1864 г. году приводимую ниже таблицу, не сопровождая ее какими-либо пояснениями:

В 1865 г. Дж. А.К. Ньюлендс заметил, что если написать химические элементы в порядке возрастания их атомных масс, то приблизительное повторение свойств наблюдается на восьмом элементе, считая от исходного. Он назвал эту закономерность «законом октав». Последовательно перенумеровав все известные на тот момент элементы, Ньюлендс свел их в следующую таблицу:

Эта усовершенствованная таблица, как ясно стало позже, имела ряд недостатков. Во-первых, много элементов (Mn, Fe и др.) попали совершенно на несоответствующие им места. Во-вторых, отсутствие пропусков в таблице не позволяло систематизировать новые элементы в случае их открытия.