Из истории семейнобрачных отношений в Украине 18-19 вв.

Ср, 05/20/2009 - 12:57

Семейно-брачные отношения в указанный период были довольно строго регламентированы. Всесторонний контроль исходил как от государства, так и от церкви. В сферу влияния церкви попадали помолвки, заключение браков, разводы, рождение детей, супружеская измена, многоженство, физическая неспособность к ведению половой жизни и т. д.

Расторжение брака в ХІХ столетии было делом весьма непростым и практиковалось только в особых, строго регламентированных церковными и гражданскими законами, условиях. В основном в делах о расторжениие брака причины указывались “из-за измены” , “в силу безвестного отсутствия”, “из-за физической неспособности к брачной жизни”, “из-за ссылки на каторжные работы одного из супругов”. Очень распространенной причиной было родство между супругами. В некоторых делах о расторжении брака причиной указывалось духовное родство. Рассмотривались подобные дела в консистории - органе, который занимался делами управления епархией, а также осуществлял судебную функцию. Исследуя бракоразводные дела, можно встретить также документы, в которых основанием для развода указывается принятие одним из членов семьи христианства ( если они не были раньше членами православной конфессии). В таких случаях консистория относилась к делу очень поблажливо, а иногда даже способствовала ускорению завершения процесса развода. Это ярко иллюстрирует дело о расторжении брака Е. Залевской со своим мужем, который принадлежал к иудейскому вероисповеданию. На момент подачи женой заявления о разводе муж находился в командировке во Владивостоке и, естественно, не мог присутствовать в Харькове на процессе. В архивных документах находится просьба Залевского отсрочить слушание дела до момента возвращения его в Харьков. Однако Харьковская духовная консистория по этому поводу постановила: “дела не приостановить из-за отсутствия мужа, как причине несущественной, а дать ему законный ход“. На этом основании консистория признала брак недействительным и дала разрешение на вступление Е. Залевской в новий брак с мужчиной православного вероисповедания .

На протяжении 18 – начале 19 ст. церковным судом рассматривалось также много дел о многоженстве, особенно между простолюдинами. Однако желание человека остаться в последнем браке никогда не учитывалось, и его возвращали в первый, официально зарегистрированнный брак. При нежелании возвращаться в прежнюю семью строптивца могли отправить на тяжелые физические работы в монастырь на срок, который чаще всего определялся расплывчатой фразой «донеже в чувствие не прийдет». Лица вступившие в брак с оставившими законные семьи по неведению, чаще всего получали разрешение на новый брак.

Очень интересным, но совсем неисследованным документом по истории семейно-брачных отношений есть брачные обыски. С юридической точки зрения брачный обыск – формальный письменный акт о проведении дознания и о последствиях дознания, проведенный церковнослужителями перед венчанием и подтверждающий, что для заключения брака нет препятствий. В современной жизни аналогом этой процедуры является подача заявления о желании вступить в брак молодыми в ЗАГС.

В XVII-XVIII ст. желающие вступить в брак должны были просить разрешения у епархиального архиерея и получать от него так называемую «венечную память» или «знамя» (эти обязательные брачные документы были отменены в 1765 г) Для брачных обысков была установлена однообразная форма, близкая к типовой, на основании которой велись записи. Не вдаваясь в подробности, которые есть малозначительными, остановимся на информации, которая имеется в документах в общем. Во-первых, в обысках обозначалась фамилия, имя, отчество жениха и невесты и их настоящее место проживания, указывался точный возраст вступающих в брак (записывались месяц и даже день, что было несвойственно для ведения основной массы документов), семейное положение. Если мужчина или женщина были разведены, овдовели, то к брачному обыску прилагались подтверждающие документы. Перед составлением записей в брачных обысках необходимо было сдавать оригиналы и копии метрических свидетельств, паспорта, послужные списки; свидетельства священников о том, что вступающие в брак исповедывались и причащались; разрешение начальника, если жених состоял на государственной службе; а в случае второго брака – консисторский приказ о расторжении первого брака и разрешение на вступление в новый брак. Обязательно указывалось, где и когда было сделано троекратное оглашение в день воскресной службы при большом стечении народа и не было ли выявлено каких-либо препятствий для осуществления таинства венчания. Перед осуществлением брака обыск, согласно параграфа 10 его формы, обязательно должен был быть подписан женихом и невестой, а также поручителями с прихода и свидетелями. Обязательно указывалось также, что молодые вступают в брак по обоюдному согласию, имеют разрешение родителей или опекунов. Если никто из мирян не оглашал каких-либо причин для невозможности вступления в брак, священник осуществлял запись в особой обысковой книге, форма которой была утверждена Синодом в 1837 г.

Подготовка документов, необходимых для оформления брачного обыска, была непосредственной обязанностью священника. Подготовка этих документов оплачивалась гербовой маркой стоимостью один рубль. Иногда встречались случаи венчания с иностранцами, что было новинкой для многих провинциальных священников, которые не отваживались венчать таких новобрачных без письменного согласия духовного руководства.

В синодальную эпоху венчать брак согласно церковных постановлений мог только священник жениха или невесты. Это требование, которое содержалось в «Кормчей книге», повторялось во многих указах Синода. Но реалии послереформенной эпохи со стремительным развитием экономики нивелировали такие постановления, нередко ставя священников в очень затруднительное положение. В начале XIX ст. духовников, которые венчали мирян других парафий без разрешения помещика или его эконома, отправляли в архиерейский дом с намерением «использовать для черновых работ». После наказания, которое длилось, как правило, месяц или два, провинившегося отпускали домой. В дальнейшем вследствии миграционных процессов подобные случаи венчания выходцев с других парафий стали не редкостью, несли чаще всего вынужденный характер и, как следствие, наказывались не так сурово.

Священнослужителям приходилось внимательно следить за изданием все новых ограничений в проведении таинства венчания. Например, в 1806г. всем епархиальным духовникам было разослано распоряжение, чтобы они «воинских чинов ни в коем случае не венчали под угрозой суда», поскольку это право принадлежало исключительно полковым священникам. В 1861г. духовенству было разрешено венчать военнослужащих, которые были в краткосрочном или бессрочном отпуске, даже не испрашивая согласия полкового начальства. Священники в этом случае должны были сделать запись в военном билете, указывая – где, когда и с кем повенчан военнослужащий во время отпуска. В 1868г. было запрещено венчать новобранцев и военнослужащих рядового состава, которые пребывали в краткосрочном отпуске.

Иногда деятельность священника ограничивалась и такими юридическими казусами, которые не имели аналогов ни в гражданском, ни в церковном законодательстве. Так, в 1860г. был издан, а в 1885 гг. подтвержден запрет священнослужителям венчать студентов университетов. С точки зрения церковного права такие ограничения не имели под собой никакой почвы и целесообразности, и поэтому священники иногда шли молодым людям, желающим вступить в брак, навстречу. Не нарушая канонов, священнослужители в таких случаях нарушали гражданское законодательство, поскольку именно оно запрещало университетскому начальству выдавать студентам их документы, необходимые для венчания.

Другие материалы рубрики


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • ...В январе 1816 года, в журнале «Украинский Вестник» вышла статья Г. Ф. Квитки об организации Общества Благотворения. Как писал Григорий Федорович, в конце 1811 года было основано дворянское Общество Благотворения для оказания поддержки дворянам, по разным причинам впадших в бедность.
    Председателем общества был Андрей Федорович Квитка. В Совет вошли: Афанасий Иванович Стойкевич, Петр Иванович Ковалевский, Андрей Иванович Безруков, Григорий Федорович Квитка.
    Общество собрало более 200 вкладчиков дворянского сословия. Капиталы общества были положены на ниву благородной цели  — благотворительности. Один из примеров его деятельности  — создание и финансирование затрат Института Благородных девиц...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4