Из истории семейнобрачных отношений в Украине 18-19 вв.

Ср, 05/20/2009 - 12:57

Истории известны и случаи мирного сосуществования церковного и гражданского права, даже в тех случаях, когда нормативные требования не совсем совпадали. Например, для вступления в брак церковные указы определяли минимальный возраст мужчины в 15 лет, а женщины в 13 лет. Гражданское законодательство империи, продублированное указом Синода 19 июля 1830 года, запрещало осуществлять венчание, если жениху не исполнится 18 лет, а невесте – 16. Брак, заключенный до достижения одним из супругов церковного совершеннолетия, подлежал безоговорочному расторжению. Если мужчине было от 15 до 18 лет, а невесте от 13 до 16 лет, то им просто запрещалось жить вместе до достижения гражданского совершеннолетия, и то в случае, если последствием сожития не была беременноcть жены или появление на свет ребенка.

Поскольку в Харьковской епархии было большое количество желающих вступить в брак до достижения соответствующего возраста, то с 1857 г ерхиерею было предоставлено право разрешать венчание особ, которым не доставало полгода до установленного законодательством совершеннолетия.

Священники, которые на собственный страх и риск или ошибочно венчали неполнолетних, подвергались суровым наказаниям. Инициировали чаще всего подобные дела помощники благочинного округа. В некоторых случаях священники, обнаружив ошибку, сами спешили доложить об этом в консисторию. В таких случаях, как свидетельствуют материалы одного из архивных дел, принимая во внимание личное признание вины и хорошие рекомендации, священник мог быть направлен в монастырь на разнообразные работы всего на две недели. Юридические нормы, касающиеся венчания в браке лиц, которые находятся в родственных отношениях, в Российской империи долгое время носили расплывчатый характер. Это вызывало массу нареканий со стороны священников и порождало излишнюю переписку между ними и епархиальной властью. Синоидальный указ 1810 года запрещал только браки до четвертой степени родства, а указы 1841 и 1859 гг. не разрешали священникам венчать лица, которые пребывали в первой степени родства. Но поскольку далеко не все священники досконально понимали тонкости родственных отношений, то ошибочные венчания в епархии не были редкостью. Именно поэтому в 1885г. Синод прислал киевскому архиерею тайный указ с огромной таблицей на случай возможных сложностей, которые возникали при заключении брака между далекими родственниками. В Харьковской консистории неоднократно рассматривались дела с просьбой разрешить венчание людям в седьмой степени родства.

До 1874г. браки раскольников не признавались ни гражданской, ни церковной властями и расторгались, как только о сожительстве становилось известно из доноса. По закону 19 апреля 1874г. брак раскольников стал законным после его записи в метрическую книгу. Раскольник, который желал легализовать свой брак,должен был заявить о желании зафиксировать его в метрической книге, письменно или на словах – местному полицейскому управлению, в уездах – уездным правлениям.

Иногда в епархии заключались браки между православными и представителями других христианских конфессий. В таком случае семья брала на себя обязанность воспитывать детей в православной вере. Священники должны были рапортовать в консисторию о крещении детей от конфессионно - смешанных браков.

Осуществляя таинство венчания, священник должен был владеть умением не только юриста, нотариуса, генеолога, но иногда и врача, поскольку именно духовники в первые десятилетия XIX ст. должны были создавать импровизированный консилиум из 2-3 священников для определения способности мирян к семейной жизни в случае расторжения брака по подобным подозрениям. Эти действия не регламентировались законодательством, но до основания медицинских управлений священники были единственной возможной кандидатурой на эту роль. В конце XIX - в начале XX ст. медицинские осмотры проводил земский доктор, но и в этом случае присутствие депутата духовного ведомства являлось также необходимым.

Характерной чертой было и то, что освидетельствование для подтверждения пригодности приживания в браке приходило в судебном порядке, и отказ от осмотра одной из сторон к вниманию не принимался. Однако зачастую консистория по подобным делам даже не начинала разбирательство, указывая, что один человек, беря в супруги другого, дает клятву любить его всю жизнь при любых обстоятельствах, в том числе и в болезни. Если же в браке уже были дети, то получить развод из-за половой несостоятельности одного из супругов было почти невозможно.

Несмотря на более высокие нравственные стандарты, которые царили в обществе в то время, супружеская измена не была фактом из ряда вон выходящим. Церковь, всячески пытаясь искоренить подобные явления, рассматривала каждый ставший известный им случай прелюбодеяния отдельно. Вместе с ними также рассматривались дела о рождении незаконнорожденных детей. Консистрия была завалена подобными делами, что видно из их названий в описях: «О предании церковному покаянию з блудодеяния дьячковскую дочку Попову», «Об определении церковной епитимьи на солдатку Борисову за распутную жизнь» и т.д.

Особенно шокирует количество дел об умышленном убийстве матерями своих незаконнорожденных детей. Заголовки сохранившихся дел говорят сами за себя: «О наложении церковного покаяния Е. Малиновой на незаконное прижитие ребенка и оставление его в сарае с собаками вследствии чего были объедены руки и ноги», «О наложении церковной епитимьи девке Давыденковой за незаконнорожденного младенца и зарытие его в землю», причем в некоторых случаях отцами детей были сами “святые отцы”.

С 1864г. во всей делах о незаконных браках должен был сказать свое слово и гражданский суд, что вызвало недовольство духовенства. По некоторым брачным преступлениям, например, когда лица пребывали одновременно в нескольких браках, была предусмотрена гражданская и криминальная ответственность. Другая часть брачных нарушений (браки христиан с нехристианами, браки в преклонном возрасте и т.п.) только рассматривались церковным судом, а решение выносилось уголовным судом. Одновременно имело место и уменьшение препятствий и ограничений для расторжения брака. Например, в 1888г. была устранена обязательная наявность свидетелей при разводе по причине измены. Теперь стало достаточно других убедительных доказательств. До этого момента процесс расторжения брака по причине измены имел ту особенность, что факт измены доводился не всеми убедительными и логическими доказательствами. Почти единственным доказательством измены считались факты, подтвержденные двумя или тремя свидетелями – очевидцами самого акта измены и наявность детей вне законного брака, подтвержденного метрическими книгами. Признание ответчика в нарушении святости брака не бралось во внимание, если оно не совпадало с обстоятельствами дела и не сопровождалось доказательствами. Но данные облегчения увеличили количество сфабрикованных разводов по этой причине и дали новые основания обер-прокурору Синода требовать более широкого привлечения гражданского суда к решению консисторских дел. Не удивительно, что даже в конце столетия дела подобного характера рассматривались на протяжении нескольких лет.

Подытоживая вышенаписанное, можно только радоваться тому, что в нынешней Украине, как и ранее – в Советском Союзе, браки и разводы совершаются не с разрешения Синода, а по желанию любящих сердец. Хотя, с другой стороны, лёгкость заключения браков привело к тому, что молодые люди, связывающие себя узами Гименея, редко задумываются о суровых реалиях, которые их ожидают в семейной жизни. Соответственно, и лёгкость в расторжении брачных уз никак не способствует укреплению института семьи. Просто заколдованный круг.

Так, может, вернуться к тому, что «… то что Бог сочетал…»?

Другие материалы рубрики


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • С появлением на вооружении союзной армии штуцеров (почти вся английская армия и до трети французской были вооружены новыми нарезными ружьями), превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью, кучностью и дальностью стрельбы, начинает широко применяться снайперская тактика боя. Поэтому сражение при Альме было одним из первых, где был массированно применен рассыпной строй пехоты. С появлением стрелков, вооруженных штуцерами, в тактике легкой пехоты происходят изменения, вызванные дальнобойностью их ружей. Уже с 40-х годов повсеместно появляется новая легкая пехота, и прежний рассыпной строй постепенно приобретает новые формы, знаменующие собой зарождение новой тактики для всей пехоты — стрелковой цепи в ее полном понимании.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ... Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...А если прочитать фрагмент «Див кличет верху древа, велит послушати земли незнаеме Волзе, и Поморию и Посулию, и Сурожу и тебе Тмутораканьский болван» в обратном направлении, то получаем «навел биы кесана ко роту мете бе ти юну сроки ужо Русию (Русилию?) усопи юиром опие зелевеме …» Какое уж тут благосклонное отношение к Ольговичам! Как вариант, «и юну сорок и ужо» — и успел уже Русь погубить! В этом случае этот фрагмент можно рассматривать как датирующий фактор, поэма могла быть написана в 1190 г., когда Игорю было 40 лет! Фрагмент «СПИ» о Всеславе в обратном чтении «и волком до Немиги с Дудуток» звучит «уду де се игимен (игумен!) одимо Килови»! По Ипатьевской летописи, в 1190 г. в связи со смертью Белгородского епископа Максима, Рюрик назначил епископом своего духовного отца «игумена святого Михаила, Андреяна Выдобичского», который переселился в Белгород...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4