Из истории семейнобрачных отношений в Украине 18-19 вв.

Ср, 05/20/2009 - 12:57

Истории известны и случаи мирного сосуществования церковного и гражданского права, даже в тех случаях, когда нормативные требования не совсем совпадали. Например, для вступления в брак церковные указы определяли минимальный возраст мужчины в 15 лет, а женщины в 13 лет. Гражданское законодательство империи, продублированное указом Синода 19 июля 1830 года, запрещало осуществлять венчание, если жениху не исполнится 18 лет, а невесте – 16. Брак, заключенный до достижения одним из супругов церковного совершеннолетия, подлежал безоговорочному расторжению. Если мужчине было от 15 до 18 лет, а невесте от 13 до 16 лет, то им просто запрещалось жить вместе до достижения гражданского совершеннолетия, и то в случае, если последствием сожития не была беременноcть жены или появление на свет ребенка.

Поскольку в Харьковской епархии было большое количество желающих вступить в брак до достижения соответствующего возраста, то с 1857 г ерхиерею было предоставлено право разрешать венчание особ, которым не доставало полгода до установленного законодательством совершеннолетия.

Священники, которые на собственный страх и риск или ошибочно венчали неполнолетних, подвергались суровым наказаниям. Инициировали чаще всего подобные дела помощники благочинного округа. В некоторых случаях священники, обнаружив ошибку, сами спешили доложить об этом в консисторию. В таких случаях, как свидетельствуют материалы одного из архивных дел, принимая во внимание личное признание вины и хорошие рекомендации, священник мог быть направлен в монастырь на разнообразные работы всего на две недели. Юридические нормы, касающиеся венчания в браке лиц, которые находятся в родственных отношениях, в Российской империи долгое время носили расплывчатый характер. Это вызывало массу нареканий со стороны священников и порождало излишнюю переписку между ними и епархиальной властью. Синоидальный указ 1810 года запрещал только браки до четвертой степени родства, а указы 1841 и 1859 гг. не разрешали священникам венчать лица, которые пребывали в первой степени родства. Но поскольку далеко не все священники досконально понимали тонкости родственных отношений, то ошибочные венчания в епархии не были редкостью. Именно поэтому в 1885г. Синод прислал киевскому архиерею тайный указ с огромной таблицей на случай возможных сложностей, которые возникали при заключении брака между далекими родственниками. В Харьковской консистории неоднократно рассматривались дела с просьбой разрешить венчание людям в седьмой степени родства.

До 1874г. браки раскольников не признавались ни гражданской, ни церковной властями и расторгались, как только о сожительстве становилось известно из доноса. По закону 19 апреля 1874г. брак раскольников стал законным после его записи в метрическую книгу. Раскольник, который желал легализовать свой брак,должен был заявить о желании зафиксировать его в метрической книге, письменно или на словах – местному полицейскому управлению, в уездах – уездным правлениям.

Иногда в епархии заключались браки между православными и представителями других христианских конфессий. В таком случае семья брала на себя обязанность воспитывать детей в православной вере. Священники должны были рапортовать в консисторию о крещении детей от конфессионно - смешанных браков.

Осуществляя таинство венчания, священник должен был владеть умением не только юриста, нотариуса, генеолога, но иногда и врача, поскольку именно духовники в первые десятилетия XIX ст. должны были создавать импровизированный консилиум из 2-3 священников для определения способности мирян к семейной жизни в случае расторжения брака по подобным подозрениям. Эти действия не регламентировались законодательством, но до основания медицинских управлений священники были единственной возможной кандидатурой на эту роль. В конце XIX - в начале XX ст. медицинские осмотры проводил земский доктор, но и в этом случае присутствие депутата духовного ведомства являлось также необходимым.

Характерной чертой было и то, что освидетельствование для подтверждения пригодности приживания в браке приходило в судебном порядке, и отказ от осмотра одной из сторон к вниманию не принимался. Однако зачастую консистория по подобным делам даже не начинала разбирательство, указывая, что один человек, беря в супруги другого, дает клятву любить его всю жизнь при любых обстоятельствах, в том числе и в болезни. Если же в браке уже были дети, то получить развод из-за половой несостоятельности одного из супругов было почти невозможно.

Несмотря на более высокие нравственные стандарты, которые царили в обществе в то время, супружеская измена не была фактом из ряда вон выходящим. Церковь, всячески пытаясь искоренить подобные явления, рассматривала каждый ставший известный им случай прелюбодеяния отдельно. Вместе с ними также рассматривались дела о рождении незаконнорожденных детей. Консистрия была завалена подобными делами, что видно из их названий в описях: «О предании церковному покаянию з блудодеяния дьячковскую дочку Попову», «Об определении церковной епитимьи на солдатку Борисову за распутную жизнь» и т.д.

Особенно шокирует количество дел об умышленном убийстве матерями своих незаконнорожденных детей. Заголовки сохранившихся дел говорят сами за себя: «О наложении церковного покаяния Е. Малиновой на незаконное прижитие ребенка и оставление его в сарае с собаками вследствии чего были объедены руки и ноги», «О наложении церковной епитимьи девке Давыденковой за незаконнорожденного младенца и зарытие его в землю», причем в некоторых случаях отцами детей были сами “святые отцы”.

С 1864г. во всей делах о незаконных браках должен был сказать свое слово и гражданский суд, что вызвало недовольство духовенства. По некоторым брачным преступлениям, например, когда лица пребывали одновременно в нескольких браках, была предусмотрена гражданская и криминальная ответственность. Другая часть брачных нарушений (браки христиан с нехристианами, браки в преклонном возрасте и т.п.) только рассматривались церковным судом, а решение выносилось уголовным судом. Одновременно имело место и уменьшение препятствий и ограничений для расторжения брака. Например, в 1888г. была устранена обязательная наявность свидетелей при разводе по причине измены. Теперь стало достаточно других убедительных доказательств. До этого момента процесс расторжения брака по причине измены имел ту особенность, что факт измены доводился не всеми убедительными и логическими доказательствами. Почти единственным доказательством измены считались факты, подтвержденные двумя или тремя свидетелями – очевидцами самого акта измены и наявность детей вне законного брака, подтвержденного метрическими книгами. Признание ответчика в нарушении святости брака не бралось во внимание, если оно не совпадало с обстоятельствами дела и не сопровождалось доказательствами. Но данные облегчения увеличили количество сфабрикованных разводов по этой причине и дали новые основания обер-прокурору Синода требовать более широкого привлечения гражданского суда к решению консисторских дел. Не удивительно, что даже в конце столетия дела подобного характера рассматривались на протяжении нескольких лет.

Подытоживая вышенаписанное, можно только радоваться тому, что в нынешней Украине, как и ранее – в Советском Союзе, браки и разводы совершаются не с разрешения Синода, а по желанию любящих сердец. Хотя, с другой стороны, лёгкость заключения браков привело к тому, что молодые люди, связывающие себя узами Гименея, редко задумываются о суровых реалиях, которые их ожидают в семейной жизни. Соответственно, и лёгкость в расторжении брачных уз никак не способствует укреплению института семьи. Просто заколдованный круг.

Так, может, вернуться к тому, что «… то что Бог сочетал…»?

Другие материалы рубрики


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • С появлением на вооружении союзной армии штуцеров (почти вся английская армия и до трети французской были вооружены новыми нарезными ружьями), превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью, кучностью и дальностью стрельбы, начинает широко применяться снайперская тактика боя. Поэтому сражение при Альме было одним из первых, где был массированно применен рассыпной строй пехоты. С появлением стрелков, вооруженных штуцерами, в тактике легкой пехоты происходят изменения, вызванные дальнобойностью их ружей. Уже с 40-х годов повсеместно появляется новая легкая пехота, и прежний рассыпной строй постепенно приобретает новые формы, знаменующие собой зарождение новой тактики для всей пехоты — стрелковой цепи в ее полном понимании.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ... Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • ... «Мазепа, достигши гетманства, преследовал А. как приверженца Самойловича и лишил его звания, но не надолго: в 1693 году он снова является миргородским полковником. Посланный вместе с другими полковниками преследовать Петрика - войскового канцеляриста, бежавшего в Крым и объявившего себя гетманом, - Апостол боролся с ним успешно в продолжение трех лет и не раз разбивал его». Во время первого Азовского похода Петра I овладел турецкими крепостями близ устья Днепра. В 1696 году Апостол и гадячский полковник Борухович разбили на р. Ворскла крымского хана, снова ворвавшегося в Украину вместе с Петриком, который в этом сражении был убит. В 1701 году, будучи наказным гетманом, А. под начальством Шереметева участвовал в походе на Лифляндию и в победе при Эрестфере. В 1704 году А. отправлен в Польшу с 3 тыс. казаков на помощь королю Августу; действовал там успешно, но вскоре самовольно вернулся на Украину, так как не выносил строгостей графа Паткуля...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».