Кадиллак. Часть 2

Чт, 06/25/2015 - 13:59

Cadillac XLR-V (2005)

Cadillac SRX (2007)

Cadillac STS (2005)

Cadillac DTS

Большинство читателей наверняка даже и не слышали об автомобиле под названием «Кадиллак Катера». Но облик этой машины многим покажется хорошо знакомым. И чувство это не обманчиво. «Катера» — брат-близнец популярного в Европе и на наших просторах (правда, в основном на вторичном рынке) седана «бизнес-класса» «Опель Омега В». Собственно, «Катера» была европейским автомобилем не только по происхождению, но и по рождению. Шестицилиндровый двигатель объемом 3 литра и мощностью 200 л.с. выпускал завод GM в Англии, автоматическую коробку передач — предприятие в Страсбурге, а собиралась «Катера» там же, где и «Омега» — на заводе «Опель» в Рюссельхайме.
Назвать провалом «Катеру» вряд ли можно — все-таки за четыре года производства было продано 95 тысяч машин, — но и особого успеха она не снискала. Как ни крути, вкусы по обе стороны океана разные, и одно дело придать автомобилю некоторые европейские черты, как это было с «Севиллем», и совсем другое — пытаться продать американцу под видом американской же машину, которая изначально была разработана для немца.

Конец 1990-х ознаменовался выходом «Кадиллака» в новый сектор рынка — SUV (Sport Utility Vehicles), или же, говоря по-простому, джипов. С тех пор, как слово «джип» означало конкретную модель армейского внедорожника, а не класс автомобилей, понятия о том, каким должен быть джип, сильно изменились. Клиентам в большинстве своем уже была не нужна выдающаяся проходимость (многие модели американских внедорожников выпускались и выпускаются как с полным приводом, так и с приводом только на задние колеса), зато был необходим комфорт, не уступающий обычным легковым машинам. Такие модели как «Шевроле Блейзер», «Форд Эксплорер» и «Джип Чероки» с 1980-х годов находили все большее число почитателей. В 1998 году «Форд» пошел еще дальше, выпустив на рынок «полноприводный лимузин» «Линкольн Навигатор». Мнение некоторых экспертов, что «Линкольн», мол, занялся не своим делом, очень быстро было опровергнуто растущими день ото дня продажами «Навигатора». Видя такое дело, в «Дженерал моторс» были просто вынуждены дать свой «ответ Чемберлену». В это время компания как раз начинала запускать в производство большой внедорожник «GMC Юкон Денали», и было решено на его базе создать первый в истории «Кадиллака» полноприводный автомобиль, получивший название «Эскалейд».

Понятно, что сделать принципиально новый автомобиль за десять месяцев (именно столько времени прошло с момента утверждения проекта «Эскалейд» до его запуска в производство) невозможно, и поэтому первое поколение «Кадиллака Эскалейд» было подретушированным вариантом «Юкон Денали». Машина оснащалась 5,7-литровым двигателем «Вортек», развивавшим 255 л.с.

Несмотря на то, что «Эскалейд» оборудовался большим количеством всевозможных «прибамбасов» (кожаные сиденья, стереосистема «Бозе» и т.д.), было ясно, что первое поколение первого полноприводного «Кадиллака» проигрывает своему основному конкуренту. «Навигатор» был мощнее и больше, и потому клиенты отдавали предпочтение ему. Так что сразу же после запуска первого поколения «Эскалейд» в «Кадиллаке» начали работу по созданию второго.

В 1999 году на Детройтском мотор-шоу на стенде «Кадиллака» красовался «Эвок» — двухместный родстер со складной крышей и турбированной версией двигателя «Нортстар», развивавшей 405 л.с. Машина была оснащена видеокамерой заднего обзора, системой ночного видения «Night Vision» и мультимедийным коммуникационным устройством «Communiport» с подключением к навигационной системе «OnStar» и прямым выходом в Интернет. Плюс ко всему, «Эвок» с его характерным «граненым» дизайном был своего рода заявлением о намерениях — «Кадиллак» демонстрировал, какими будут его машины в ближайшее десятилетие.

Конечно, родстер не мог быть абсолютно похож на SUV, но именно «Эскалейд» второго поколения стал первой серийной машиной, в которой были реализованы дизайнерские идеи, продемонстрированные на «Эвоке». Создавая «Эскалейд», дизайнеры и конструкторы явно руководствовались принципом «большая машина, большой двигатель — и чем больше, тем лучше». В огромном салоне в принципе могли разместиться восемь человек (предыдущее поколение было только пятиместным), хотя, конечно, третий ряд был не таким комфортным, как первые два. Зато если его сложить, получался очень внушительный багажник, а при убранном и втором ряде «Эскалейд» и вовсе превращался во вместительный фургон. Покупателям предлагались два варианта привода — только на задние колеса или полный, и два двигателя — 5,3-литровый «Вортек» мощностью 295 л.с. и шестилитровый, развивавший 345 л.с., который некоторое время был самым мощным в мире мотором, устанавливавшимся на внедорожники. Такой «Кэдди» явно пришелся по вкусу покупателям и позволил «Кадиллаку» не только догнать конкурентов из «Линкольна», но и перегнать. В 2004 году, например, в США было продано 62 тысячи «Эскалейдов», тогда как «Навигаторов» почти в два раза меньше — 36 тысяч.

Третье поколение SUV от «Кадиллака» появилось в 2007 году. На этот раз изменения не были кардинальными, «Эскалейд», сохранив «фамильные» черты, немного увеличился в размерах. Объем самого мощного (и единственного отныне устанавливавшегося на «Эскалейд») двигателя «Вортек» был увеличен до 6,2 литра, соответственно повысились мощность и крутящий момент — 403 л.с. и 565 Н•м. Автоматическая коробка передач стала шестиступенчатой, пятая и шестая — понижающие, то есть предназначенные для экономии топлива. Конечно, понятие «расход топлива» для такой машины — это условность, на близких к максимальным режимах двигатель с удовольствием потребляет более 30 литров бензина на сотню, но в принципе можно постараться и уложиться в 12-13 литров. В 2008 году появилась гибридная версия «Эскалейд». Здесь уже значения расхода топлива и вовсе приближались к обычным легковым — около 8 литров при 90 км/ч. Впрочем, вряд ли человек, отдающий 74 тысячи долларов (примерно на 10 тысяч больше, чем за стандартную версию), сильно беспокоится по поводу пары-тройки литров топлива. Скорее, это дань моде и современным тенденциям — владелец гибрида уже не выглядел бы в глазах соседей транжирой, загрязняющим окружающую среду, а совсем-таки наоборот — респектабельным человеком, об этой самой окружающей среде беспокоящемся.

Выпустив на рынок свой первый SUV, в «Кадиллаке» не забывали и о традиционных для себя автомобилях. На базе платформы «Сигма», разработанной GM в самом конце 1990-х годов, были запущены сразу три модели «Кадиллака». Первой из них стал СTS (фирма постепенно перешла на буквенное обозначение моделей, и на данный момент только «Эскалейд» сохранил свое название) — машина, призванная заменить не слишком удачную «Катеру». Четырехдверный заднеприводный седан оснащался гаммой двигателей объемом от 2,8 до 3,6 литров мощностью от 181 до 265 л.с. Помимо типичного для Америки «автомата», CTS предлагался и с механической пятиступенчатой коробкой фирмы «Гетраг», которая в 2005 году была заменена шестиступенчатой от «Айсин».

В 2004 году появилась версия CTS-V. Скромная добавка одной буквы означала 5,7-литровый, а с 2006 года — 6-литровый двигатель (обе версии развивали одинаковую мощность — 400 л.с., но второй обладал лучшим крутящим моментом). Естественно, что просто впихнуть такой двигатель в обычный седан было просто невозможно, отсюда — усиленная передняя часть и тормоза, новые амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости, сверхнизкопрофильные шины «Гудьир Игл F1» размерностью P245/45R18. CTS-V был призван конкурировать с БМВ-М5, «Мерседес-Бенцом E63 AMG» и некоторыми другими автомобилями, составляющими немного странный, но пользующийся устойчивым спросом класс обычных на первый взгляд седанов со сверхмощными двигателями в 400-500 л.с.

Через год после появления семейства CTS на Детройтском салоне был представлен XLR — пожалуй, самый близкий «родственник» концепт-кара «Эвок». Двухместный родстер с убирающейся жесткой крышей в базовом исполнении оснащался 4,6-литровым двигателем «Нортстар» мощностью 320 л.с. Была также подготовлена версия XLR-V с турбированным мотором мощностью 443 л.с., разгонявшим машину до 100 км/ч за 4,7 секунды.

Чтобы расширить производственную гамму, в 2004 году «Кадиллак» вышел на популярный рынок кроссоверов — машин, хотя в чем-то и напоминающих внедорожники, но предназначенных, по сути, для городской езды или передвижению по хайвеям. Модель SRX оснащалась все теми же проверенными двигателями 3,6 и 4,6 литра и предлагалась либо в полноприводном варианте, либо с приводом только на задние колеса.

Преемником «Кадиллака Севилль» стала модель STS, дебютировавшая в 2005 году. Среднеразмерный (длина 5 м) седан предлагался в двух вариантах компоновки — заднеприводном и полноприводном, и с тремя двигателями — 3,6 и 4,6 литра, а также 4,4-литровым «Нортстар» с турбонаддувом (версия STS-V). Интересно, что STS — не самый большой дорожный автомобиль в производственной гамме «Кадиллака» — в базовой версии стоил немного дороже, чем находящийся, по идее, выше в «табели о рангах» DTS.
Упомянутый «Кадиллак DTS», представленный публике в феврале 2005 года на Чикагском автосалоне, пришел на смену «Де Виллю» не только в качестве флагмана производственной программы (если не считать стоящий особняком «Эскалейд»), но и в качестве «автомобиля №1 США». Надо сказать, что хотя «Кадиллаки» уже давно прописались в президентском гараже, они долгое время уступали борьбу за право считаться самым главным автомобилем Америки «Линкольну». Ситуация изменилась в 2000-х годах. Джордж Буш-младший ездил сначала на «Де Вилле», а затем на DTS (естественно, удлиненных, бронированных и переделанных в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к таким автомобилям).
А для Барака Обамы был построен специальный лимузин, который не имеет определенного названия (неофициально именуется «Кадиллак 1», или, еще более неофициально, «Баракомобиль»).

77 лет компания «Дженерал моторс» была крупнейшим в мире производителем автомобилей. Кризисные явления случались и раньше, но к концу 2000-х годов они проявились наиболее остро. В 2008 году GM уступила «Тойоте» (а та, в свою очередь, в 2009-м «Фольксвагену») первую строчку в списке мировых автопроизводителей. А в 2009 году компания была вынуждена пройти через процедуру банкротства. Все эти потрясения, естественно, сказались и на «Кадиллаке». Если на начало 2009 года производственная гамма «Кадиллака» состояла из семи семейств, то сейчас — только из трех.

Времена меняются. Прошли те годы, когда американцы абсолютно не задумывались о том, сколько бензина потребляет автомобиль. Значит, надо ужиматься, значит, нужно «душить» моторы в угоду экологии. В наше время многие, очень многие люди, в том числе и богатые, считают, что разбазаривать ресурсы планеты, выпуская дорогие и не слишком экономичные машины, — никому не нужное тщеславие и расточительство. И это правильно, такая точка зрения заслуживает всяческого уважения. И вот уже «Кадиллаки» не такие большие, как раньше, стали широко использоваться дизельные двигатели, появились гибридные версии, а там, глядишь, не за горами и электрический «Кэдди». Но все же те, для кого автомобиль — нечто большее, чем просто средство передвижения, запомнят «Кадиллак» именно таким — большим, элегантным в своей неповоротливости, автомобилем-мечтой…