Календарные анахроизмы

Пт, 03/04/2011 - 16:47

Древнегреческий ученый Гиппарх

Гай Юлий Цезарь

Нума Помпилий

Введение

Несколько лет назад та часть человечества, которая пользуется летоисчислением от рождества Христова, можно сказать, дважды встречала новое (третье) тысячелетие — ошибочно в 2000 году и правильно в 2001 году. Вероятно, свою роль в этом массовом заблуждении сыграла позиция разного рода дельцов, которые дважды состригли купоны на юбилее, но не меньшее значение имело нежелание обывателя, в массе своей, хоть чуть-чуть напрячь мозги и решить эту элементарнейшую математическую "задачу". И если многие люди не могут самостоятельно разобраться даже в таком вопросе, не более сложном, чем дважды два, позволяя вешать себе лапшу на уши, то что уж говорить о другой календарной проблеме! Речь идет о том, какой календарь является более точным — григорианский (новый стиль) или юлианский (старый стиль). За последний яростно цепляется Русская православная церковь (кроме нее на новый стиль не перешли только Сербская и Иерусалимская церкви), а россияне благополучно встречают благодаря этому так называемый «старый новый год», причем многие искренне верят, что юлианский календарь действительно точнее. Да что говорить о простых смертных, если даже законодатели не понимают сути различий между календарями! Свидетельством тому — Закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных) днях России". Там ко всем датам по старому стилю дается поправка в 13 дней, верная лишь для XX-XXI веков. Господа депутаты, видимо, даже не вспомнили (хотя бы по дню рождения Ленина — 10 (22) апреля), что для XIX века эта поправка уже 12 дней, для других иная. Более того, государство, живущее по григорианскому календарю, сделало реверанс православной церкви и узаконило (парадокс!) празднование Рождества по-юлиански 7 января.

Попробуем вместе разобраться в этой проблеме. Заранее приношу извинения, что буду время от времени прибегать к расчетам и цифрам, но без них не обойтись.

Время с астрономической точки зрения

С незапамятных времен человечество измеряло время с использованием астрономических явлений, обусловленных движением небесных светил, в первую очередь Земли и Луны. Единицей измерения больших интервалов времени стал год (период обращения Земли вокруг Солнца), поскольку с этой единицей связан цикл изменений в природе; временных промежутков поменьше — цикл смены лунных фаз (синодический месяц), который постепенно трансформировался в используемый ныне календарный месяц.

Вращение Земли вокруг оси относительно звезд определяет звездное время, но собственные движения звезд изучены недостаточно, поэтому звездное время измеряют относительно весеннего равноденствия точки, движение которой среди звезд хорошо известно. Это время необходимо при астрономических наблюдениях, в геодезических измерениях, навигации и так далее. В практической жизни оно неудобно, так как не согласуется со сменой дня и ночи. Поэтому на практике употребляется солнечное время. Запомним это!

Год, напомню, это промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Довольно с высокой точностью его удалось измерить, несмотря на несовершенство тогдашних средств измерений, в Древнем Китае и Древнем Египте. А древнегреческий ученый Гиппарх во II в. до н.э. определил, что год равен "365 1/4 дня без 1/300 дня", что отличается от полученных в наше время результатов только на шесть с половиной минут. Движение Земли вокруг Солнца — весьма сложная штука, поэтому в разных областях науки и практики существуют несколько отличающихся друг от друга понятий года. Для целей данной статьи достаточно двух — сидерического и тропического.

Звездный (сидерический) год — это промежуток времени, в течение которого Солнце совершает свой видимый годичный путь по небесной сфере относительно звезд. Он равен 365,256360 суток.

Тропический год (365,242196 суток) — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия (точка пересечения эклиптики, проекции земной орбиты и небесного экватора (проекции земного экватора на небесную сферу)); что соответствует периоду, в течение которого на Земле происходит смена времен года. Именно по этим соображениям (а также из-за большей практичности использования солнечного времени по сравнению со звездным, о чем говорилось выше) календари основываются на тропическом годе.

Рождение юлианского календаря

Древнеримский юлианский календарь во многом основывался на египетском солнечном календаре, который возник за 4 тысячи лет до нашей эры. Египетские жрецы установили, что ежегодные разливы Нила наступали сразу после летнего солнцестояния (сейчас это 21-22 июня) вместе с появлением в лучах утренней зари "звезды Нила" (гелиакический восход Сириуса впервые после 70-суточного периода невидимости).

Продолжительность наступавшего после разлива хозяйственного года (период между двумя летними солнцестояниями) первоначально была установлена в 360, а затем в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не прибавлялись ни к одному из двенадцати 30-дневных месяцев и праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Календарный год получился чуть короче периода между двумя восходами "звезды Нила" ("года Сириуса", равного 365,25 суток, что лишь немного отличается от тропического года). В результате каждые четыре года летний восход звезды запаздывал на один день календаря. Поправку египтяне не сделали, поскольку их устраивало, что праздники с жертвоприношением богам случались не в одни и те же дни, а постепенно перемещались и таким образом "освящали" все месяцы.


Православный календарь на 2003-2008 год, именуемый в церкви месяцесловом

В. В. Болотов

Григорий XIII

Римляне до середины VIII века до н. э. использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев (304 дня). Остававшийся промежуток времени на месяцы не разделялся. Люди ждали прихода весны, чтобы опять начать счет по месяцам. Впоследствии календарь реформировался при диктаторе Нуме Помпилии (около 673 до н. э.). Был введен лунный год в 354 дня (затем — в 355 дней), появились и два новых месяца (январь и февраль). Для согласования счета времени по Луне с Солнцем через год вставлялся дополнительный месяц — мерцедоний (от латинского "marcere" ("увядать"): месяц как бы увядал в конце одного двулетия; по другой версии — от "marces" ("плата"): в мерцедоний заканчивались денежные расчеты по прошедшему году). Средняя продолжительность календарного года составляла 366,25 суток (на сутки больше истинной). Приходилось иногда увеличивать или уменьшать количество дней в мерцедоний. Это право, согласно закону Мания Ацилия Глабриона, с 191 года до н. э. было предоставлено римским понтификам во главе с верховным жрецом. Это породило множество злоупотреблений. Понтифики удлиняли сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или за взятку укорачивали эти сроки для их противников. В сочетании с неточностью определения продолжительности циклов Солнца и Луны и некратностью их целым числам к периоду правления Цезаря календарь существенно деформировался и не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны. К примеру, следуя календарю, праздник жатвы отмечали зимой (в связи с этим Вольтер однажды сказал: "Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось"). К этому времени календарь создавал столько путаницы, что превратился в большую проблему, которую и решил Гай Юлий Цезарь, познакомившийся в Египте с тамошним солнечным календарем.

Цезарь поручил создание нового календаря группе астрономов из Александрийской обсерватории во главе с известным ученым Созигеном. Среднюю продолжительность солнечного года приняли равной 365,25 суток. Правда, лет за 75 до реформы греческий астроном Гиппарх, как уже упоминалось, установил, что год на самом деле чуть меньше. Скорее всего, Созиген знал об этом, но из практических соображений пренебрег казавшейся ему незначительной величиной. Однако запомним и ее, ибо в этой малости скрывается разница между юлианским и григорианским календарями!

Разумеется, календарный год должен содержать целое число дней, поэтому после реформы предписывалось считать в трех из каждых четырех лет по 365, а в последнем — 366 дней. Дополнительный день вводился между 24 и 25 февраля и назывался "bis sextum Kal. Mart" ("дважды шестой до мартовских календ"), поскольку считали дни в месяце в обратном порядке (не "24 февраля", а "шестой день до мартовских календ"). Год с дополнительным днем получил название "annus bissextilis" (биссекстилис). Византийские греки произносили "б" как "в", от них слово пришло на Русь, где превратилось в "високосный".

Счет дней по новому календарю был начат с 1 января 45 года до н. э., поскольку в этот день с 153 года до н.э. вступали в должность вновь избранные римские консулы. Теперь волею Цезаря 1 января стало началом года. Правда, по упоминавшемся выше причинам календарь уже ушел вперед от смены времен года на 90 дней, и 1 января календарного года должно было бы выпасть на 3 октября. Из-за этого в предреформенный год вставили три дополнительных месяца: мерцедоний (23 дня) и два безымянных (33 и 34 дня) между ноябрем и декабрем, В итоге "год великой путаницы" (annus confusiosus), как его позже назвали, состоял из 445 дней.

За правильностью счисления времени вновь поручили следить членам высшей жреческой коллегии, которые не то из-за небрежности, не то из-за невежества первое время объявляли високосным не каждый четвертый, а каждый третий год. В итоге с 44 по 9 год до н. э. было введено двенадцать високосных лет вместо девяти. Правильное применение юлианского календаря началось при Августе: чтобы устранить накопившуюся погрешность в три дня, добавочные дни в феврале 5 и 1 гг. до н. э. и 4 г. н. э. не вставлялись.

Другие материалы рубрики


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Радиоуглеродный анализ показал, что гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, почти не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Они любили молочные продукты и посему держали коров, овец и коз, но в неурожайные годы животным просто не хватало корма. Конечно, люди еще и охотились — они промышляли северным оленем и морским зверем. Однако добыть тюленя, если при похолодании фиорд покрывался ледяным щитом, было нелегким делом...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.



  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Зададим себе обескураживающий вопрос: сколько стоит управление? Предприятием, районом, страной? Можно, конечно, сосчитать с точностью до копейки формальные расходы на содержание управленческого аппарата. Но и сосчитав эту сумму, вы не получите удовлетворения от ответа. Потому что, кроме этих расходов, есть еще прямой и косвенный ущерб и недополученная — из-за неэффективности управления — прибыль. По этому критерию наша страна за весь период своего существования имела и имеет фантастически дорогое управление. Его удешевить — и кризис отступит.

    В далекие годы студенчества мой друг за 30 рублей написал для автотранспортного предприятия, развозившего хлеб по магазинам, программу оптимизации графика движения «хлебовозов». А через месяц узнал, что его программа лежит в сейфе у директора АТП и не используется. Ею отчитались, как о мероприятии по научной организации труда и… все. Почему? Программа точно «знала», сколько на всю развозку потребуется бензина. А этого лучше не знать, тогда его украсть легче. Стоимость разворованного бензина надо записать в издержки управления, а вот ту — спрятанную в сейф — программу следует отнести к числу технологий управления. Сколько она стоила? 30 рублей. А разворованный бензин? То-то же.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2