Календарные анахроизмы

Пт, 03/04/2011 - 16:47

Адаптация юлианского календаря к христианству

Итак, юлианский календарь вступил в силу, позже (в 325 г.) на Никейском соборе был принят и христианской церковью, однако, до использующейся в настоящее время точки отсчета от так называемого Рождества Христова было еще очень далеко. Не забудем и об этом, ибо не так давно по телевидению выступал некий священнослужитель, который на полном серьезе рассуждал, что юлианский календарь дан богом, а григорианский — человеком. Кстати, этот человек — папа Римский Григорий XIII (о его реформе речь пойдет ниже), который в глазах православной церкви почему-то "проигрывает" по сравнению с язычником Цезарем, так что и в церковных делах налицо пресловутая политика двойных стандартов.

Римляне в разные эпохи пользовались разными эрами. В республике, а потом в империи счет лет шел по консулам, в то время как в средние века (до конца XVII века) часто использовалась датировка от основания Рима. Использовались эры и Августа, и Диоклетиана. В первые века христианства возникло более 200 различных вариантов эры "от сотворения мира" или "от Адама", из которых наибольшее распространение имели три: александрийская, антиохийская и византийская (отсчет от 5508 г. до н.э.). Последняя использовалась и на Руси от принятия христианства до реформы Петра I.

А в эру Диоклетиана впервые было предложено начать отсчет от рождества Христова (связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалий) на перспективу). Инициатива исходила от некого Дионисия Малого, римского монаха, папского архивариуса, скифа по происхождению. Однако задача Дионисия существенно осложнялась тем, что в Евангелиях и других источниках раннехристианского периода нет точных указаний о дне рождения Иисуса Христа, так что расчеты ученого были довольно эмпирическими, к тому же точно неизвестно, какими соображениями он руководствовался.

Одна из версий такова. Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, когда праздновалось Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент из Евангелия от Луки: "И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,... сказал ей Ангел:... радуйся, Благодатная! Господь с тобою ... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус"). Рождество ("Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (от Матфея); "И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице; (от Луки)) таким образом состоялось через девять месяцев, то есть 25 декабря. Следует отметить, что в первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник только "явления и крещения Христа", а в 354 г. впервые упоминается о праздновании рождества Христова в один из дней солнцестояния — 25 декабря, когда происходит "поворот" Солнца "с зимы на лето". Некоторые ученые полагают, что праздник ввели для нейтрализации отмечавшегося в то же самое время языческого праздника "рождения непобедимого бога-Солнца". Так или иначе, но за дату Рождества было принято 25 декабря как момент поворота Солнца на лето, что утверждено церковью и привязано к астрономическому явлению.

В результате сложных расчетов (все-таки оказавшихся ошибочными, из-за того что ученый не располагал всеми данными, в частности, это дата смерти царя Ирода) Дионисий пришел к выводу, что начало предложенной им эры "от Рождества Христова" (1 января 1-го года) пришлось за 283 года до начала эры Диоклетиана на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады (в этот день вступили в должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл). С 1 марта 1-го года начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля — 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня — 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа — 44-й год от воцарения Августа.

Эра "от Рождества Христова", введенная Дионисием Малым в 525 году, в начале VII века была апробирована папой Бонифацием IV. В X веке она упоминается в документах папы Иоанна XIII (965 — 972 гг.), а со времени Евгения IV, с 1431 года, применяется в документах Ватикана регулярно (одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира).

В России, как уже упоминалось, летоисчисление от Рождества Христова было введено в конце 1699 года указом Петра I (год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова), так что сейчас, в 2007 г., на дворе 7516 год от сотворения мира византийской эры, или, если угодно, 2761 год эры от основания Рима, 2051 год эры от воцарения Августа, 1724 год эры Диоклетиана.

Другие материалы рубрики


  • Специалисты из Массачусетского технологического института разработали уникальную программу искусственного интеллекта, способную воспринимать и анализировать большую массу данных науки и опережающую человека в уровне интуитивного развития.
    Учёные заявляют, что созданный аппарат анализа данных призван быть помощником для интеллекта человека, а не его заместителем. В данный момент специалисты обладают огромным массивом научной информации, которую нужно исследовать. Разработчики надеются, что интеллектуальную машину для переработки данных можно будет использовать по назначению уже совсем скоро.



  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...По некоторым данным, в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям ее духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования.

    В 2002 году Бриджит Буаселье, являющаяся руководителем компании Clonaid, близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон – девочка по имени Ева (Eve).
    Однако убедительных доказательств существования клонированного ребенка научной общественности представлено не было. Вместе с тем, это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
    Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Ее участниками стали не только видные ученые, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Зададим себе обескураживающий вопрос: сколько стоит управление? Предприятием, районом, страной? Можно, конечно, сосчитать с точностью до копейки формальные расходы на содержание управленческого аппарата. Но и сосчитав эту сумму, вы не получите удовлетворения от ответа. Потому что, кроме этих расходов, есть еще прямой и косвенный ущерб и недополученная — из-за неэффективности управления — прибыль. По этому критерию наша страна за весь период своего существования имела и имеет фантастически дорогое управление. Его удешевить — и кризис отступит.

    В далекие годы студенчества мой друг за 30 рублей написал для автотранспортного предприятия, развозившего хлеб по магазинам, программу оптимизации графика движения «хлебовозов». А через месяц узнал, что его программа лежит в сейфе у директора АТП и не используется. Ею отчитались, как о мероприятии по научной организации труда и… все. Почему? Программа точно «знала», сколько на всю развозку потребуется бензина. А этого лучше не знать, тогда его украсть легче. Стоимость разворованного бензина надо записать в издержки управления, а вот ту — спрятанную в сейф — программу следует отнести к числу технологий управления. Сколько она стоила? 30 рублей. А разворованный бензин? То-то же.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.