Календарные анахроизмы

Пт, 03/04/2011 - 16:47

Адаптация юлианского календаря к христианству

Итак, юлианский календарь вступил в силу, позже (в 325 г.) на Никейском соборе был принят и христианской церковью, однако, до использующейся в настоящее время точки отсчета от так называемого Рождества Христова было еще очень далеко. Не забудем и об этом, ибо не так давно по телевидению выступал некий священнослужитель, который на полном серьезе рассуждал, что юлианский календарь дан богом, а григорианский — человеком. Кстати, этот человек — папа Римский Григорий XIII (о его реформе речь пойдет ниже), который в глазах православной церкви почему-то "проигрывает" по сравнению с язычником Цезарем, так что и в церковных делах налицо пресловутая политика двойных стандартов.

Римляне в разные эпохи пользовались разными эрами. В республике, а потом в империи счет лет шел по консулам, в то время как в средние века (до конца XVII века) часто использовалась датировка от основания Рима. Использовались эры и Августа, и Диоклетиана. В первые века христианства возникло более 200 различных вариантов эры "от сотворения мира" или "от Адама", из которых наибольшее распространение имели три: александрийская, антиохийская и византийская (отсчет от 5508 г. до н.э.). Последняя использовалась и на Руси от принятия христианства до реформы Петра I.

А в эру Диоклетиана впервые было предложено начать отсчет от рождества Христова (связано это было с подготовкой пасхальных таблиц (пасхалий) на перспективу). Инициатива исходила от некого Дионисия Малого, римского монаха, папского архивариуса, скифа по происхождению. Однако задача Дионисия существенно осложнялась тем, что в Евангелиях и других источниках раннехристианского периода нет точных указаний о дне рождения Иисуса Христа, так что расчеты ученого были довольно эмпирическими, к тому же точно неизвестно, какими соображениями он руководствовался.

Одна из версий такова. Дионисий начинал счет дней в году с 25 марта, когда праздновалось Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент из Евангелия от Луки: "И... вошед к... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,... сказал ей Ангел:... радуйся, Благодатная! Господь с тобою ... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус"). Рождество ("Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" (от Матфея); "И родила (Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице; (от Луки)) таким образом состоялось через девять месяцев, то есть 25 декабря. Следует отметить, что в первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник только "явления и крещения Христа", а в 354 г. впервые упоминается о праздновании рождества Христова в один из дней солнцестояния — 25 декабря, когда происходит "поворот" Солнца "с зимы на лето". Некоторые ученые полагают, что праздник ввели для нейтрализации отмечавшегося в то же самое время языческого праздника "рождения непобедимого бога-Солнца". Так или иначе, но за дату Рождества было принято 25 декабря как момент поворота Солнца на лето, что утверждено церковью и привязано к астрономическому явлению.

В результате сложных расчетов (все-таки оказавшихся ошибочными, из-за того что ученый не располагал всеми данными, в частности, это дата смерти царя Ирода) Дионисий пришел к выводу, что начало предложенной им эры "от Рождества Христова" (1 января 1-го года) пришлось за 283 года до начала эры Диоклетиана на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от воцарения Августа, 4-го года 194-й олимпиады (в этот день вступили в должности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл). С 1 марта 1-го года начинался 5509-й год от сотворения мира византийской эры, с 21 апреля — 754-й год от основания Рима, с новолуния 10 июня — 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа — 44-й год от воцарения Августа.

Эра "от Рождества Христова", введенная Дионисием Малым в 525 году, в начале VII века была апробирована папой Бонифацием IV. В X веке она упоминается в документах папы Иоанна XIII (965 — 972 гг.), а со времени Евгения IV, с 1431 года, применяется в документах Ватикана регулярно (одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира).

В России, как уже упоминалось, летоисчисление от Рождества Христова было введено в конце 1699 года указом Петра I (год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова), так что сейчас, в 2007 г., на дворе 7516 год от сотворения мира византийской эры, или, если угодно, 2761 год эры от основания Рима, 2051 год эры от воцарения Августа, 1724 год эры Диоклетиана.

Другие материалы рубрики


  • Дело в том, что данная тема довольно близка мне, по крайней мере, ввиду двух причин. Во-первых, я сам уже давно интересуюсь феноменом креативности и возможностью ее применения в науке и технике. Во-вторых, мне довелось некоторое время сотрудничать в качестве тренера по креативности с одной крупной бизнес-структурой своего города, где я научился не только применять различные методы на практике, но и обучать этому других людей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.



  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2