Календарные анахроизмы

Пт, 03/04/2011 - 16:47

Возражения против григорианского календаря

Попытки ввести григорианский календарь в России до революции не увенчались успехом. В XIX веке новый стиль наряду со старым применялся в международных отношениях, в деловой и научной переписке. В 1830 году Петербургская академия наук предложила ввести в России новый стиль, однако министр народного просвещения князь К.А.Ливен в докладе Николаю I написал, что реформа календаря — "дело несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов... вследствие невежества народных масс выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики". Соответствующей была и резолюция царя: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы". Не был решен вопрос и в 1899 г., и только после революции Россия наконец-то перешла на григорианский календарь. В декрете "О введении в Российской республике западноевропейского календаря", принятом на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и подписанном В. И. Лениным, говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь".

Как уже упоминалось, до настоящего времени юлианским календарем пользуются только три православные церкви: Русская, Сербская и Иерусалимская. Тому существует ряд причин, в частности, и привязка Рождества непосредственно к зимнему солнцестоянию, православной церковью, похоже, не принимается во внимание. Видный русский историк Древней Церкви и авторитетный специалист в области церковной хронологии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотов (1854 -1900 гг.) на заседании Комиссии Русского астрономического общества по реформе календаря как представитель Святейшего Синода Русской Православной Церкви заявил: "Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только год, а не месяц и число!) установить невозможно". Он же тогда заявил: "Думаю, что культурная миссия России состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение к неиспорченному старому стилю".

А сразу после календарной реформы (1583 г.) появилось соборное постановление в Константинополе при патриархе Иеремии II: "Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемые христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиной соблазнов... Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми отцами... Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове... законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову... — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание".

Остается только подивиться "христианскому смирению", заложенному в постановление: призыв при необходимости пролить кровь из-за несогласия со способом определения пасхи! И по данному вопросу эти направления христианства имеют немало астрономических разногласий, вдаваться в которые здесь нет смысла, ибо есть реальное обращение небесных тел, а есть порождения человеческой фантазии. Второе должно подстраиваться под первое, а не наоборот.

Но есть еще и сила традиций, о которой говорил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Астрономической даты Рождения Христа не существует — ни в Евангелии, ни в ранней христианской литературе мы не находим никаких указаний на то, в какой день родился Спаситель. Празднуется не день, а — событие... А вот в какой день празднуем мы — 25 декабря или 7 января для дела человеческого спасения не так важно. Русская Церковь не переходит на григорианский календарь, потому что это часть нашей традиции: люди привыкли и никакими декретами, постановлениями традицию народа сломать невозможно. Если какие-нибудь наши далекие потомки примут решение что-то изменить, это будет их дело".

Куда больший интерес, чем теоретизирование богословов, представляет гораздо более квалифицированное мнение противника григорианского календаря Андрея Андреева, кандидата исторических наук, кандидата физико-математических наук, доцента Исторического факультета МГУ.

Вот суть его возражений, цитирую: "Папа счел, что Солнце раньше "отставало", и поэтому решил "подтянуть" равноденствие к 21 марта (о том, зачем он это сделал — чуть ниже). Но как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звезды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперед! Относительное их движение "перетянулось" в другую сторону, т.е. привело к ошибке с опережением. Тем самым:

а) нарушилось согласование лунного и солнечного цикла, которое было в юлианском календаре, что привело к большой ошибке григорианского календаря по сравнению с лунным, причем эта ошибка носит неустранимый характер, так как только увеличивается с каждым новым "выкидыванием" дня;

б) значительно запутались астрономические вычисления положения планет на небе. Вся их периодичность расстроилась, т.к. в самом 1582 году оказалось на 10 дней меньше нужного.

в) с позиций небесной механики не очевидны сами преимущества нового календаря и его точность — ведь астрономический звездный год лучше приближается юлианским календарем!"

С пунктом "в" не поспоришь: действительно, юлианский календарь более точен по отношению к сидерическому году (хотя лишь чуть лучше, чем он же по отношению к году тропическому), чем григорианский. Вот эти погрешности:

1) 365,256360 суток (звездный год) — 365,25 (юлианский год) = 0,006360 суток; ошибка в 1 сутки накапливается за (1: 0,006360) = 157 лет (по отношению к тропическому году, напомню, та же ошибка набегает за 128 лет — невелика разница!);

2) 365,256360 суток (звездный год) — 365,2425 (григорианский год) = 0,01386; ошибка в 1 сутки накапливается за (1:0,01386) = 72 года, то есть погрешность в 2,18 раза больше, чем при старом стиле.

Однако, как видим, разница в погрешности двух календарей по отношению к сидерическому году не так уж велика (несопоставима с аналогичными показателями по тропическому году). К тому же, как мы помним, солнечное время гораздо удобнее в практическом применении, чем звездное.

Довольно легко снимается возражение по пункту "б". Дело в том, что астрономы отсчитывают для своих нужд и звездное, и солнечное время. Это высококвалифицированные специалисты, которые не запутаются в числах, тем более переход на новый стиль произошел четыре с половиной века назад — срок более чем достаточный для приведения расчетов в норму. А риторический вопрос: "...как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звезды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперед!" смутно напоминает опасения некоторых членов комиссии при Григории XIII о том, "будут ли птицы (после календарной реформы — А.П.) знать, когда им лететь на юг, чтобы пережить зиму".

Согласование лунного и солнечного цикла имеет значение только для лунно-солнечных календарей, в то время как григорианский календарь чисто солнечный. Впрочем, это важная вещь для христиан при расчете времени пасхи, однако по большому счету разногласия католиков и провославных по данному вопросу (да простят меня верующие за такой вывод) сродни спорам жителей Лилипутии и острова Блефуску по поводу того, с какой стороны правильнее разбивать яйцо. На ум приходит и другой литературный пример: повесть известного американского фантаста Пола Андерсона "Крестоносцы неба". Там священник Парвус объявил рыцарям и воинам, в силу обстоятельств оказавшихся на другой планете, что все они великие грешники и погибли: "У нас не было возможности отмечать время в путешествии... Как соблюдать Великий пост в Пасху, когда две луны этого мира сбивают все наши расчеты..."

Выводы

Итак, мы видим, что по отношению к тропическому году григорианский календарь точнее юлианского в 26 раз. Юлианский же ближе к году сидерическому, однако звездный год — штука академическая, для ученых, в то время как тропический год, связанный со сменой сезонов и жестко привязанный к явно видимым астрономическим явлениям, куда удобнее для практических целей.

Всякое движение относительно и зависит от выбора точки отсчета. Человечество в массе своей остановило выбор на центральном светиле, а не далеких звездах, и это более чем логично.

Привязка мифа (рождения Христа) к астрономическому явлению (зимнему солнцестоянию) признается одними мифотворцами и отрицается другими. Эти и прочие религиозные разногласия, которые не устраняются в течение веков (вероятнее всего, в силу причин политических) не позволяют достичь полного согласия и в календарном вопросе.

Пока это было внутренним делом отделенной от государства церкви, серьезного практического значения не имело. Но как только государство узаконило православное Рождество, а теперь подтягивает к нему еще несколько праздничных дней — возникла проблема. Мы не живем в изоляции от остального мира, который бурно отмечает рождественские праздники в конце декабря. В это время резко падает активность на внешнем рынке. Если же теперь добавится целая декада новогодних и рождественских гуляний у нас, более двух недель окажутся потерянными для организаций, занимающихся внешней торговлей. Непозволительная роскошь! Праздновать лучше синхронно с остальным миром. Хотя, конечно, праздник — это состояние души, искусственно его не вызвать. Если на Западе весь пыл уходит на рождество, а на Новый год скучают (в каком-то американском фильме герой так рассуждал), то у нас именно на Новый год приходится размах веселья. Ничего, переучимся. Была бы только воля!

Другие материалы рубрики


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Дело в том, что данная тема довольно близка мне, по крайней мере, ввиду двух причин. Во-первых, я сам уже давно интересуюсь феноменом креативности и возможностью ее применения в науке и технике. Во-вторых, мне довелось некоторое время сотрудничать в качестве тренера по креативности с одной крупной бизнес-структурой своего города, где я научился не только применять различные методы на практике, но и обучать этому других людей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В годы Великой Отечественной войны в связи с мобилизацией всех сил и средств на нужды фронта количество выходящих в СССР периодических изданий повсеместно резко сократилось. Однако продолжали выходить все центральные, областные, районные газеты и малоформатные многотиражки на некоторых предприятиях, так что печатного слова в стране, в общем-то, меньше не стало. Не стало оно также ни более умным, ни более правдивым, зато его откровенно лживый характер стал виден буквально за версту…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!